Маканин Владимир Семёнович
Мака́нин Влади́мир Семёнович (13.3.1937, Орск – 1.11.2017, посёлок Красный Аксайского района Ростовской области), русский прозаик.
Окончил механико-математический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (1960), Высшие курсы сценаристов и режиссёров при Всероссийском государственном институте кинематографии имени С. А. Герасимова (1967).
Дебютировал романом «Прямая линия» (1965) в духе молодёжной исповедальной прозы. В центре творчества Маканина – проблема обезличенности современного «беспочвенного» человека, «растворения всякой индивидуальности в средней массе» (эссе «Сюжет усреднения», 1992): рассказы и повести «Безотцовщина» (1971), «Голубое и красное» (1975), «Старые книги» (1976), «Ключарёв и Алимушкин» (1977), «Предтеча» (1982), «Антилидер» (1983), «Утрата» (1987), «Стол, покрытый сукном и с графином посередине» (1993). Герои произведений Маканина – мебельщик, инженер, мастер из телеателье, знахарь-травник и т. п. – выходцы из барачных посёлков, не укоренённые ни в деревенской, ни в городской жизни. Маканин исследует психологию попадающего в сложные бытовые ситуации героя, избегая при этом прямолинейных оценок его поведения. Повесть «Кавказский пленный» (1995; экранизирована под названием «Пленный», режиссёр А. Е. Учитель, 2008) посвящена чеченским событиям 1990-х гг. Роман «Андеграунд, или Герой нашего времени» (1998) – о представителях творческой интеллигенции. Среди других произведений: романы «Портрет и вокруг» (1978), «Испуг: Сатирмэн и лунные женщины» (2006) – исследование «психологии любви» семидесятилетнего мужчины; «Асан» (2008).