Писарев Дмитрий Иванович
Пи́сарев Дми́трий Ива́нович [2(14).10.1840, село Знаменское, Елецкий уезд, Орловская губерния, ныне Знаменский район, Орловская область – 4(16).7.1868, посёлок Дуббельн, Рижский уезд, Лифляндская губерния, Российская империя, ныне курортный посёлок Дубулты, в черте г. Юрмала, Латвия; похоронен в Санкт-Петербурге на Волковском кладбище], русский литературный критик, публицист.
Дворянин; сын штабс-капитана в отставке. Окончил Санкт-Петербургский университет (1861).
Дебютировал в 1859 г. в журнале «для взрослых девиц» «Рассвет» статьями «"Обломов". Роман И. А. Гончарова», «"Дворянское гнездо". Роман И. С. Тургенева», «"Три смерти". Рассказ графа Л. Н. Толстого», в которых акцентировал воспитательное значение литературы. На формирование взглядов Писарева определяющее влияние оказали гуманистические идеи В. фон Гумбольдта, естественно-научный материализм Л. Бюхнера, Я. Молешотта, К. Фохта, теория Ч. Дарвина, позитивизм О. Конта. Движущей силой общества считал развитие умственных способностей, естественные науки и промышленность. В 1860 г. познакомился с Г. Е. Благосветловым, начал печататься в журнале «Русское слово». Манифестом левого радикализма, бескомпромиссной тотальной критики существующих установлений явилась работа «Схоластика XIX в.» (1861), сделавшая Писарева родоначальником отечественного нигилизма. Одинаково скептически относился к славянофилам и западникам, выступая против тех и других (статьи «Русский Дон-Кихот», «Бедная русская мысль», обе 1862). В литературно-критических статьях «Писемский, Тургенев и Гончаров. Женские типы» (1861), «Базаров» (1862) в духе «реальной критики» Н. А. Добролюбова трактовал литературные характеры как социальные и психологические типы, приходя к обобщениям, выходившим далеко за рамки анализа литературного произведения.
В июле 1862 г. арестован за прокламацию «О брошюре Шедо-Ферроти» (опубликована в 1906), содержавшую призывы к свержению династии Романовых, и приговорён к одиночному заключению в Петропавловской крепости, где ему вскоре было разрешено продолжить литературные занятия (освобождён в ноябре 1866 по амнистии). В тюрьме написана бо́льшая часть сочинений Писарева, в том числе полемически направленные против журнала «Современник»; их отличительная черта – углубление эстетического нигилизма. В статье «Цветы невинного юмора» (1864) критиковал М. Е. Салтыкова-Щедрина за умеренность и осторожность, за «чисто эстетическую точку зрения» в наиболее острых вопросах. В статье «Мотивы русской драмы» (1864) обвинил в эстетстве Н. А. Добролюбова, назвавшего героиню пьесы А. Н. Островского «Гроза» Катерину Кабанову «лучом света в тёмном царстве», и противопоставил ей подлинно деятельные натуры: Базарова (роман «Отцы и дети» И. С. Тургенева) и героев романа «Что делать?» Н. Г. Чернышевского – Лопухова и Веру Павловну. Основные положения своей эстетики – «теории реализма», базирующейся на принципах антиэстетизма и утилитаризма, – Писарев представил в программной статье «Реалисты» (цензурное название – «Нерешённый вопрос», 1864). Ниспровержение эстетических авторитетов Писарев продолжил в статьях «Пушкин и Белинский» (1865), где развенчал А. С. Пушкина и отнёс его творчество к «чистому искусству», и «Разрушение эстетики» (написана в связи с выходом в 1865 2-го издания книги «Эстетические отношения искусства к действительности» Чернышевского), где противопоставил жизнь искусству, как оригинал – копии, которая не может быть выше оригинала, и отрицал саму возможность эстетики как самостоятельной науки, поскольку она «растворяется в физиологии и гигиене». В статье «Мыслящий пролетариат» (впервые под названием «Новый тип», 1865) высоко оценил роман «Что делать?», интерпретировав его как пример разрушения старой эстетики во имя новой, заражающей читателя стремлением к преобразованию жизни. Среди статей позднего периода: «Борьба за жизнь» (1867) – разбор романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского; «Старое барство» (1868) – отклик на роман «Война и мир» Л. Н. Толстого. Стиль Писарева отличают резкая полемичность тона, ирония, склонность к парадоксу, живость и остроумие.
Автор научно-популярных статей [«Физиологические эскизы Молешота», «Процесс жизни», (обе – 1861); «Физиологические картины (по Бюхнеру)», 1862]; статей по педагогике; переводов (11-я песнь «Мессиады» Ф. Г. Клопштока, «Атта Тролль» Г. Гейне).
Трагически погиб (утонул в Рижском заливе).