Огарёв Николай Платонович
Огарёв Никола́й Плато́нович [24.11(6.12).1813, Санкт-Петербург – 12.6.1877, Гринвич, ныне в черте Лондона; в 1966 перезахоронен в Москве на Новодевичьем кладбище], русский поэт, публицист, революционный деятель.
Из старинного дворянского рода. Детство провёл в с. Старое Акшино Инсарского уезда Пензенской губернии (ныне Старошайговского района, Мордовия). В 1820 г. переехал с родителями в Москву. Получил домашнее образование. В 1826 г. завязалась дружба с А. И. Герценом (его дальним родственником), основанная на сочувствии к осуждённым декабристам и ненависти к деспотизму. В 1829 г. поступил вольнослушателем на физико-математическое отделение Московского университета; в 1832 г. перевёлся на нравственно-политическое (юридическое) отделение, где вокруг него и Герцена сложился антимонархический кружок. В июле 1834 г. арестован за пение «пасквильных стихов» о царской семье; до апреля 1835 г. содержался в одиночном заключении (описано в поэме «Тюрьма», 1857–1858), после чего сослан в Пензу под надзор местных властей; служил в канцелярии гражданского губернатора А. А. Панчулидзева. В 1838 г. на лечении в Пятигорске познакомился с декабристами, участвовавшими в Кавказской войне 1817–1864 гг., сблизился с А. И. Одоевским (этим событиям посвящён мемуарный очерк «Кавказские воды», 1861). В конце 1838 г., после смерти отца, унаследовал несколько имений в Рязанской, Пензенской и Орловской губерниях. В мае 1839 г. освобождён из-под полицейского надзора, получил разрешение жить в Санкт-Петербурге и Москве.
Дебютировал как поэт в 1840 г. в журнале «Отечественные записки». Среди стихотворений наиболее оригинальны «картины» и сценки, отличающиеся «внутреннею меланхолическою музыкальностию» (В. Г. Белинский): «Старый дом» (1840), «Деревенский сторож» (1840), «Дилижанс» (1842), «Обыкновенная повесть» (1842), а также предвосхитившие некрасовскую манеру «Дорога» (1841), «Кабак» (1841) и «Изба» (1842). Герой любовной и медитативной лирики Огарёва близок лермонтовскому человеку «безвременья», отравленному рефлексией и скептицизмом, порывающемуся к активной жизни, но отчуждённому от людей и обречённому на бездействие: циклы «Buch der Liebe» (1841–1844; полностью опубликован в 1956), «Монологи» (1844–1847). Лучшим своим произведением считал поэму «Юмор» (не окончена, части 1–2, 1840–1841, опубликованы в 1857; часть 3, 1867–1868, опубликована в 1868), построенную как мозаика из исторических воспоминаний и современных наблюдений, влекущих мысль по ряду случайных ассоциаций; социально-обличительный пафос поэмы растворён в атмосфере насмешки и самоиронии.
В 1841–1846 гг. путешествовал по Европе. По возвращении жил в Старом Акшине. Воодушевлённый идеей поиска форм рационального хозяйствования, перевёл принадлежавших ему крестьян в вольные хлебопашцы (1842) и несколько лет посвятил попыткам агротехнических и общекультурных преобразований на основе применения вольнонаёмного труда, беспроцентного кредита (в наследственном имении в Пензенской губернии) и создания модели «народного» промышленного предприятия с рабочими, наделёнными землёй (на писчебумажной фабрике в Симбирской губернии). Эксперименты оказались неудачными, выявив, по мнению Огарёва, все негативные стороны русской сельской общины: низкую эффективность, косность, «равенство рабства», «выражение зависти всех против одного» (рукопись «Народная политехническая школа», 1847). Разочарование в попытках найти взаимопонимание с крестьянами отразилось в написанных в конце 1840-х гг. поэмах «Господин» (опубликована в 1857) и «Деревня» (не окончена; опубликована в 1908).
Огарёв считается автором одной из первых схем экономико-географического районирования, изложенной им в критической рецензии на статью востоковеда В. В. Григорьева в газете «Московские ведомости» (1847).
В феврале 1850 г. по доносу был арестован и обвинён в религиозном вольнодумстве и организации «коммунистической секты»; вскоре оправдан и освобождён с учреждением за ним полицейского надзора. В те же годы перешёл на радикальные революционно-демократические позиции, прямо выраженные в стихотворениях «Упование. Год 1848» (1848), «Сон» (1854), «Арестант» (1857) и др. В 1856 г. вышли из печати первый поэтический сборник «Стихотворения» (2-е издание, 1858) и лирическая поэма «Зимний путь», подводившие итоги творчеству Огарёва на родине.
В марте 1856 г. выехал в Лондон, где вместе с А. И. Герценом возглавил деятельность «Вольной русской типографии» и стал соиздателем альманаха «Полярная звезда» (с 3-го номера) и газеты «Колокол» (идея издания принадлежала Огарёву). В 1850-х гг. изменил свой взгляд на общину: приписывая отсталость русского земледелия крепостному праву, стал пропагандировать идею общины как зародышевой формы «русского социализма», при условии её освобождения от крепостного и фискального гнёта (статья «Крестьянская община», 1858). На страницах «Колокола» выдвигал требования отмены крепостного права с передачей крестьянам земли, которой они пользовались, упразднения рекрутской повинности, цензуры, чиновничества и самодержавия, введения федеративного государственного устройства, выборного управления и суда, свободы вероисповедания и печати. В апреле 1859 г. российские власти потребовали от Огарёва вернуться на родину; за его отказом в декабре 1860 г. последовали заочный суд и решение о лишении всех прав и «вечном изгнании». После отмены крепостного права выступил с критикой крестьянской реформы 1861 г. и заявил, что «народ царём обманут». Принимал участие в организации общества «Земля и воля» 1860-х гг. (один из его программных документов – статья «Что нужно народу?», 1861). В целях подготовки крестьянской революции в России вместе с Герценом издавал пропагандистскую газету для простонародья «Общее вече» (1862–1864); активно поддерживал Польское восстание 1863–1864 гг.
Во 2-й половине 1860-х гг. увлёкся идеями федеративного устройства России (книга «Землеописание для народа», Женева, 1868; совместно с Н. А. Шевелёвым и Л. И. Мечниковым), которые во многом опирались на его схему экономико-географического районирования.
Поэзия Огарёва конца 1850-х – начала 1860-х гг. всё больше отвечала задачам революционной пропаганды, приобретала ораторско-декламационный характер (стихотворения «Свобода», 1858; «Памяти Рылеева», 1859; «Михайлову», 1862; «Сим победиши», 1863, и др.). В небольших лирических поэмах «Ночь» (1857), «Сны» (предположительно 1857), «С того берега» (1858), «Забытьё» (1862), «Странник» (1862) и других произведениях философско-элегические мотивы перемежаются с острой социальной критикой и революционными призывами. В незавершённых драматических сценах «Исповедь лишнего человека» (предположительно 1864; опубликованы в 1904) нашли отражение психология и судьба поколения 1840-х гг. Особое место в литературной деятельности Огарёва занимает апология движения декабристов: предисловия к изданию «Дум» К. Ф. Рылеева (1860) и сборнику «Русская потаённая литература XIX столетия» (1861), неоконченная поэма «Матвей Радаев» (частично опубликована в 1859, полностью в 1886).
В 1865 г. Огарёв и А. И. Герцен перебрались в Женеву, где между ними выявились разногласия во взглядах на задачи революционного движения и оценке его отдельных представителей. В полемике с Герценом призывал к разрушению всех государственных институтов как предпосылке будущей революции (статьи «Первый ответ» 1869; «Второй ответ старому другу», 1869); вместе с М. А. Бакуниным в 1869–1870-х гг. оказывал финансовую поддержку С. Г. Нечаеву; как автор и редактор участвовал в изданиях нечаевского общества «Народная расправа». В 1873 г. вместе с некоторыми другими русскими эмигрантами по требованию российского правительства был выслан швейцарскими властями из страны. В сентябре 1874 г. уехал в Великобританию, где сблизился с идеологом народничества П. Л. Лавровым (в 1875–1876 сотрудничал в его журнале «Вперёд!»).