Панаев Иван Иванович
Пана́ев Ива́н Ива́нович [15(27).3.1812, Санкт-Петербург – 19.2(3.3).1862, там же], русский писатель.
Дворянин. Племянник В. И. Панаева и внучатый племянник Г. Р. Державина. Окончил Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете (1830). С 1831 г. на службе в Департаменте государственного казначейства, в 1834–1844 гг. – в Департаменте народного просвещения (с 1836 – в редакции «Журнала Министерства народного просвещения»).
Литературные взгляды сформировались под влиянием романтизма (в частности, В. Скотта, В. Гюго, А. А. Бестужева, Н. А. Полевого, Н. В. Кукольника). Дебютировал как поэт (не позднее 1828). В т. н. светских повестях разрабатывал романтический мотив столкновения поэта с обществом: «Спальня светской женщины» (1835), «Она будет счастлива» (1836), «Сегодня и завтра» (1837) и др. В 1839 г. познакомился с В. Г. Белинским, общение с которым способствовало преодолению романтизма: повести в духе натуральной школы «Дочь чиновного человека» (1839), «Белая горячка» (1840). Острый критический взгляд Панаева на русскую жизнь нашёл отражение в очерках «Петербургский фельетонист» (1841), «Литературная тля» (1843) и др., где выведен тип продажного и беспринципного журналиста; в близких к жанру физиологического очерка повестях «Онагр», «Барыня» (обе 1841), «Актеон» (1842) и «Барышня» (1844), с их отчётливо выраженной публицистичностью и стремлением к точной фиксации жизненных фактов, где сатирически представлено провинциальное и столичное дворянство, создана галерея выразительных образов светских франтов, чиновников-карьеристов, помещиков-крепостников, провинциальных барынь и барышень.
В 1847 г. вместе с Н. А. Некрасовым приступил к изданию обновлённого журнала «Современник» (с 1848 главный редактор). Образ «лишнего человека» создан в повести «Родственники» (1847). В романе «Львы в провинции» (1852), цикле очерков-повестей «Опыты о хлыщах» (1854–1857), повести «Внук русского миллионера» (1858) продолжил обличение паразитического существования привилегированных сословий и попытался выявить истоки их нравственной деградации.
Особой популярностью пользовались стихотворные пародии Панаева (некоторые из них в соавторстве с Некрасовым), подписанные псевдонимом Новый поэт и направленные против романтической, ура-патриотической и салонной поэзии, – сборник «Собрание стихотворений Нового поэта» (1855). Образ Нового поэта – предтеча Козьмы Пруткова и других пародийных литературных масок поэтов журнала «Искра». Под тем же псевдонимом в 1851–1855 гг. выступал в «Современнике» с ежемесячными обозрениями, где, развивая идеи В. Г. Белинского, отстаивал эстетические принципы реализма, полемизировал с либеральными «Отечественными записками», с журналами славянофилов, представителями «эстетической» (А. В. Дружинин) и «органической» (А. А. Григорьев) критики, приветствовал появление произведений писателей-реалистов: И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А. Н. Островского и др.
В цикле фельетонов «Петербургская жизнь. Заметки Нового поэта» (1855–1861) отчёт о культурных событиях (концертах, праздниках, выставках, новых театральных постановках и др.) сочетался с критикой жизни столичной богемы, ростовщиков и финансовых авантюристов. Некоторые созданные Панаевым образы приобрели нарицательное значение: «литературная тля», «хлыщ», «столичный лев», «моншеры» и др. Среди других произведений: книга «Литературные воспоминания» (не окончена; частично опубликована в 1861, полностью в 1876) о литературно-общественной жизни Москвы и Санкт-Петербурга 1830–1850-х гг.; романы, рассказы, фельетоны, памфлеты, обозрения, рецензии.