Литераторы

Панаев Иван Иванович

Пана́ев Ива́н Ива́нович [15(27).3.1812, Санкт-Петербург – 19.2(3.3).1862, там же], русский писатель.

Дворянин. Племянник и внучатый племянник . Окончил Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете (1830). С 1831 г. на службе в Департаменте государственного казначейства, в 1834–1844 гг. – в Департаменте народного просвещения (с 1836 – в редакции «Журнала Министерства народного просвещения»).

Литературные взгляды сформировались под влиянием (в частности, , , , , ). Дебютировал как поэт (не позднее 1828). В т. н. светских повестях разрабатывал романтический мотив столкновения поэта с обществом: «Спальня светской женщины» (1835), «Она будет счастлива» (1836), «Сегодня и завтра» (1837) и др. В 1839 г. познакомился с , общение с которым способствовало преодолению романтизма: повести в духе «Дочь чиновного человека» (1839), «Белая горячка» (1840). Острый критический взгляд Панаева на русскую жизнь нашёл отражение в очерках «Петербургский фельетонист» (1841), «Литературная тля» (1843) и др., где выведен тип продажного и беспринципного журналиста; в близких к жанру повестях «Онагр», «Барыня» (обе 1841), «Актеон» (1842) и «Барышня» (1844), с их отчётливо выраженной публицистичностью и стремлением к точной фиксации жизненных фактов, где сатирически представлено провинциальное и столичное дворянство, создана галерея выразительных образов светских франтов, чиновников-карьеристов, помещиков-крепостников, провинциальных барынь и барышень.

В 1847 г. вместе с приступил к изданию обновлённого журнала (с 1848 главный редактор). Образ «лишнего человека» создан в повести «Родственники» (1847). В романе «Львы в провинции» (1852), цикле очерков-повестей «Опыты о хлыщах» (1854–1857), повести «Внук русского миллионера» (1858) продолжил обличение паразитического существования привилегированных сословий и попытался выявить истоки их нравственной деградации.

Особой популярностью пользовались стихотворные пародии Панаева (некоторые из них в соавторстве с Некрасовым), подписанные псевдонимом Новый поэт и направленные против романтической, ура-патриотической и салонной поэзии, – сборник «Собрание стихотворений Нового поэта» (1855). Образ Нового поэта – предтеча и других пародийных литературных масок поэтов журнала . Под тем же псевдонимом в 1851–1855 гг. выступал в «Современнике» с ежемесячными обозрениями, где, развивая идеи В. Г. Белинского, отстаивал эстетические принципы , полемизировал с либеральными , с журналами славянофилов, представителями «эстетической» () и «органической» () критики, приветствовал появление произведений писателей-реалистов: , , и др.

В цикле фельетонов «Петербургская жизнь. Заметки Нового поэта» (1855–1861) отчёт о культурных событиях (концертах, праздниках, выставках, новых театральных постановках и др.) сочетался с критикой жизни столичной богемы, ростовщиков и финансовых авантюристов. Некоторые созданные Панаевым образы приобрели нарицательное значение: «литературная тля», «хлыщ», «столичный лев», «моншеры» и др. Среди других произведений: книга «Литературные воспоминания» (не окончена; частично опубликована в 1861, полностью в 1876) о литературно-общественной жизни Москвы и Санкт-Петербурга 1830–1850-х гг.; романы, рассказы, фельетоны, памфлеты, обозрения, рецензии.

  • Русские литературные критики 19 века
  • Русские писатели 19 века