#Великие русские писатели
Великие русские писатели
Тег

Великие русские писатели

Великие русские писатели
Найденo 12 статей
Страны мира. Литература
Россия. Литература. Русская классическая литература
Ру́сская класси́ческая литерату́ра, совокупность художественных произведений, созданных на территории России в 19 в. на русском языке и считающихся эталонными для национальной литературы. В литературе 1-й трети 19 в. ведущую роль играет поэзия: именно в ней полнее и последовательнее всего разрабатывалась новая романтическая поэтика. Проза 1-го десятилетия 19 в. – это главным образом сентименталистские повести в духе Н. М. Карамзина, популярным жанром также был роман, представленный прежде всего творчеством В. Т. Нарежного. В 1820-х гг. развивается жанр романтической повести, на формирование которого оказали влияние, с одной стороны, романтическая поэзия с её устремлённостью к субъективному, в глубины человеческой души, а с другой стороны, проза Карамзина, во многом предвосхитившая как стилистику, так и некоторые сюжетно-тематические типы романтической повести. Центральная фигура в русской литературе 1820–1830-х гг. – А. С. Пушкин. Главный герой его романа «Евгений Онегин» стал пер­вым в русской литературе образом «лишнего человека». Новый этап развития прозы связан с романом М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», представляющим собой цикл повестей, ориентированных на традиции путевого очерка, светской и фантастической повести и др. В середине 1840-х гг. сформировалось новое литературное направление, получившее название «натуральная школа». С середины 19 в. доминирующим прозаическим жанром становится роман, который вступает в новую стадию развития: вырабатываются приёмы организации большой повествовательной формы, углублённого психологического анализа; осваивается разнообразная социально-политическая, этическая, философско-религиозная, эстетическая проблематика (произведения И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого). Принципиально новый тип романа был создан в 1860–1870-е гг. Ф. М. Достоевским, его художественные открытия находят продолжение в символизме, экспрессионизме, в философии и литературе экзистенциализма. В 1860–1870-е гг. переживает расцвет жанр очерка, разрабатываемый писателями-разночинцами – т. н. шестидесятниками. Преобладающими в драматургии 2-й половины 19 в. стали жанры социально-бытовой комедии и драмы, с наибольшей художественной силой претворённые в творчестве А. Н. Островского – создателя русского национального театра.
Литература
Литераторы
Чехов Антон Павлович
Чéхов Антóн Пáвлович [17(29).1.1860 – 2(15).7.1904], русский писатель. Дебютировал юморесками в московских и петербургских газетах и журналах («Стрекоза», «Будильник», «Осколки», «Зритель», «Свет и тени»). Сборник «В сумерках» (1887) принёс Чехову первую славу. С конца 1880-х гг. публиковал «серьёзную» прозу в газете «Новое время» и «толстых» литературных ежемесячниках («Степь», 1888). Тогда же создал ставшие очень популярными на профессиональной и любительской сцене одноактные комедии («Медведь», «Предложение», «Свадьба» и др.). Впечатления от поездки на Сахалин нашли отражение в книге «Остров Сахалин» (1895). Принципы новой драмы воплотил в пьесе «Чайка» (1895). Наиболее известные пьесы: «Дядя Ваня» (1897), «Три сестры» (1901), «Вишнёвый сад» (1903). На протяжении жизни не оставлял врачебной практики, медицинская тема отразилась во многих рассказах («Палата № 6», «Чёрный монах» и др.). Занимался благотворительной деятельностью. Один из самых знаменитых драматургов в мире.
Антон Чехов. 1889. Фото: Константин Шапиро
Литераторы
Лесков Николай Семёнович
Леско́в Никола́й Семёнович (1831–1895), русский писатель, публицист, литературный критик. В 1847–1849 гг. служил в Орловской палате уголовного суда; в 1850–1857 гг. занимал различные должности в Киевской казённой палате. С 1862 г. постоянный сотрудник либеральной газеты «Северная пчела»; в своей публицистике выступал приверженцем постепенных, эволюционных перемен, критикуя революционные идеи литераторов журнала «Современник» и считая вредными для общества антиправительственные настроения радикально-демократической интеллигенции. С 1874 г. входил в Учёный комитет Министерства народного просвещения по рассмотрению книг, издаваемых для народа. Творчество Лескова представляет собой сплав различных стилевых и жанровых традиций: очерка, бытового и литературного анекдота, мемуарной литературы, низовой лубочной словесности, церковной книжности, романтической поэмы и повести, авантюрного и нравоописательного романов. Среди известных произведений: романы «Некуда» (1864), «Обойдённые» (1865), «Островитяне» (1866), «Старые годы в селе Плодомасове» (1869), «Соборяне» (1872), повести «Леди Макбет Мценского уезда» (1865), «Очарованный странник» (1873).
Николай Лесков. Ок. 1892
Литераторы
Достоевский Фёдор Михайлович
Достое́вский Фёдор Миха́йлович (1821–1881), русский писатель, член-корреспондент Петербургской академии наук (1877). Оказал значительное влияние на русскую и мировую культуру: литературу, философию, общественную мысль 20 в. В своём творчестве утверждал внутреннее, человеческое достоинство «маленького человека» (роман в письмах «Бедные люди», 1846), отказ от личной гордыни, христианское смирение и самоотречение во имя любви к ближнему (романы «Униженные и оскорблённые», 1861; «Преступление и наказание», 1866; «Идиот», 1868, и др.). В романе «Бесы» (1871–1872) критиковал идеи левого толка, духовные пороки руководителей русской смуты (нечаевцы, петрашевцы и др.). В романе «Братья Карамазовы» (1879–1880) осмыслил трагический конфликт века – противостояние жажды веры и болезни неверия. Среди других сочинений: повести «Белые ночи» (1848), «Дядюшкин сон» (1859), «Село Степанчиково и его обитатели» (1859), романы «Неточка Незванова» (1849), «Подросток» (1875).
Василий Перов. Портрет Фёдора Достоевского. 1872
События в сфере общественной жизни
К. П. Победоносцев и Ф. М. Достоевский
К. П. Победоносцев и Ф. М. Достоевский. Важной страницей общественной деятельности К. П. Победоносцева стали его взаимоотношения с Ф. М. Достоевским. Будущий обер-прокурор познакомился с писателем в 1871 г. на «литературных средах» известного консервативного публициста князя В. П. Мещерского. Приняв активное участие в издании возглавлявшегося князем Мещерским журнала «Гражданин», Победоносцев сотрудничал с Достоевским, состоявшим в 1873–1874 гг. редактором журнала, – давал консультации по политическим вопросам, опубликовал в журнале около 40 статей. Основой для сближения Победоносцева и Достоевского послужил ряд идей, которые разделяли оба деятеля, – акцент на роли церкви и самодержавия в истории России, вера в монархизм и религиозность «простого народа», критика либерализма, социализма и западноевропейской культуры.
История
Литераторы
Гоголь Николай Васильевич
Го́голь Никола́й Васи́льевич (1809–1852), русский писатель, драматург, публицист. Своим творчеством способствовал развитию реалистических стилей, начиная с натуральной школы до русского романа (И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, А. И. Герцен, Л. Н. Толстой и др.), укреплению и обогащению гротескно-фантастического направления (М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. Сологуб, А. Белый и др.). Религиозно-нравственные искания Гоголя в значительной мере определили онтологическую проблематику как в художественной литературе (Ф. М. Достоевский), так и в русской религиозной философии конца 19 – 1-й половины 20 вв. Прославился сборником прозы «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831–1832), насыщенным украинским этнографическим и фольклорным материалом. В сборнике повестей «Миргород» (1835) критиковал каверзничество и сутяжничество («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»), разрушение идиллического состояния мира («Старосветские помещики») и естественных человеческих связей, происходящее под влиянием дьявольских сил («Вий»). В поэме-романе «Мёртвые души» (1-й том – 1842) сатирическое осмеяние помещичьей России соединилось с пафосом духовного преображения человека. Среди других произведений: комедии «Ревизор» (1836), «Женитьба» (1842), повести «Коляска» (1836), «Шинель» (1842), критические статьи, эссе.
Фёдор Моллер. Портрет Николая Васильевича Гоголя. Начало 1840-х гг.
Литераторы
Лермонтов Михаил Юрьевич
Ле́рмонтов Михаи́л Ю́рьевич (1814–1841), русский поэт, прозаик, драматург. Оказал значительное влияние на русскую литературу 19–20 вв. В своей поэзии, отразившей влияние разнородных традиций, в том числе «элегической школы» В. А. Жуковского, гражданской и философской лирики 1820–1830-х гг., восходящей к торжественной и духовной оде 18 в., а также творчества А. С. Пушкина, развивал романтические мотивы противостояния толпе (стихотворение «Смерть поэта», 1858), героического подвига (стихотворение «Бородино», 1837), изгнанничества (поэма «Мцыри», 1840). В романе «Герой нашего времени» (1840) на примере судьбы главного героя, человека своего поколения, рассмотрел основные романтические ценности (любовь, дружба, свобода), поставил кардинальные религиозно-философские вопросы (предопределение и свобода воли, вера и неверие, отношение человека к Творцу и др.), не получающие однозначного решения. Среди других произведений: драма в стихах «Маскарад» (1842, поставлена в 1862), поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1838), «Демон» (1842).
Пётр Заболотский. Портрет поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. 1837
Литераторы
Тургенев Иван Сергеевич
Турге́нев Ива́н Серге́евич (1818–1883), русский писатель, член-корреспондент Петербургской академии наук (1860). Западник. Цикл рассказов и очерков «Записки охотника» (1847–1851) сочетает в себе черты физиологического очерка, психологизма и индивидуализации в изображении крестьян, поэзию народных суеверий и лирические описания природы. В центре повествования романов «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Отцы и дети» (1862) и др. – главный герой-идеолог, наделённый чертами «лишнего человека»; испытание его характера любовью к сильной, решительной и чистой помыслами героине («тургеневской девушке»); внимание к различиям поколений, обсуждение будущего России. Проза оказала влияние на многих русских писателей (А. П. Чехов, И. А. Бунин, писатели «городской прозы» и многих др.). Наиболее известные поэтические произведения – стихотворение «В дороге» (1845), цикл стихотворений в прозе «Senilia» (1877–1882). Выступал как литературный критик (статьи в журнале «Современник»).
Винченцо Лами. Портрет Ивана Тургенева. 1844
1
2