Тег

Философы 20 века

Философы 20 века
Найденa 151 статья
Философы
Шлик Мориц
Шлик Мо́риц (1882–1936), австрийский философ, один из лидеров логического позитивизма, основатель Венского кружка. Подвергнув критике господствовавшее в немецких университетах неокантианство, Шлик подчёркивал безусловный ценностный приоритет эмпирического знания и необходимость эмпирического обоснования науки. Задачу философии Шлик видел в анализе смысла суждений, образующих системы знаний, в частности в исследовании способов связи между понятиями и фактами в научном познании.
Мориц Шлик. Ок. 1935
Философы
Лакатос Имре
Ла́катос И́мре (1922–1974), венгерско-британский философ и историк науки, представитель критического рационализма. Во время Второй мировой войны был участником антифашистского Сопротивления. Отстаивая идею «рациональной реконструкции» истории науки, Лакатос критиковал попытки «социологизации» научно-познавательного процесса в зависимости от вненаучных – психологических, социологических и т. п. – факторов его истолкования. Работы Лакатоса сыграли важную роль в философии и методологии науки 20 в.
Имре Лакатос
Философы
Ортега-и-Гассет Хосе
Орте́га-и-Гассе́т Хосе́ (1883–1955), испанский философ и публицист. В своих философских исканиях Ортега-и-Гассет перешёл от неокантианства к кругу идей философии жизни, феноменологии и экзистенциализма, в русле которых сложилась его концепция «жизненного разума» (рациовитализм) в противостоянии восходящей к Р. Декарту новоевропейской рационалистической философии. Жизнь как изначальная «радикальная реальность» понимается у Ортеги-и-Гассета прежде всего как индивидуальная жизнь отдельного человека, непрерывно меняющаяся и незавершённая. Теоретик массового общества, Ортега-и-Гассет связывал кризис европейской культуры в 20 в. с господством потребительского отношения к жизни и появлению «нового варвара», не подчиняющего свою жизнь высоким этическим требованиям, – «человека массы», узкого специалиста и «самодовольного недоросля», пользующегося достижениями технического прогресса для обретения материального благополучия при безразличии к закону и либеральной демократии.
Философия
Философы
Сеземан Василий Эмильевич
Се́земан Васи́лий Эми́льевич (1884–1963), российский, литовский и советский философ, близкий к неокантианству марбургской школы, специалист по логике, теории познания, истории философии, эстетике и др. Приват-доцент Петроградского университета, Вятского педагогического института, доцент Саратовского университета, профессор Каунасского и Вильнюсского университетов. Внёс значительный вклад в создание современной философской терминологии на литовском языке, был учителем Б. Д. Дандарона в области европейской философии.
Василий Сеземан. 1912
Религиозно-философские школы, направления, движения
Мистический анархизм
Мисти́ческий анархи́зм, направление в теории анархизма, которое признаёт мистический опыт в качестве главного источника постижения идеи свободы как безвластия. Мистические анархисты полагают, что трансформация общества должна происходить ненасильственно, посредством приобщения людей к неиерархическим формам мистицизма, эзотеризма и культуре масонства. Термин «мистический анархизм» ввёл поэт Г. И. Чулков в 1905 г.
Философия
Философы
Мунье Эмманюэль
Мунье́ Эмманюэ́ль (1905–1950), французский католический философ, основатель персонализма во Франции. Дал теоретическую основу различным направлениям католической социальной теологии. Персоналистская версия христианства способствовала переориентации официальной доктрины современного католицизма. На идеи персонализма опирался глава Римско-католической церкви Иоанн Павел II. Ключевые понятия философии Мунье – личность, творчество, трансценденция, межличностное общение и др. – в значительной степени определяются через художественное творчество и искусство: в акте художественного творчества человек осуществляет себя как свободный целеполагающий субъект. Разработку теории личности Мунье продолжил и дополнил П. Рикёр.
Эмманюэль Мунье. 1932
1
2
3
4
5