Тег

Философы 20 века

Философы 20 века
Найденo 153 статьи
Философы
Шлик Мориц
Шлик Мо́риц (1882–1936), австрийский философ, один из лидеров логического позитивизма, основатель Венского кружка. Подвергнув критике господствовавшее в немецких университетах неокантианство, Шлик подчёркивал безусловный ценностный приоритет эмпирического знания и необходимость эмпирического обоснования науки. Задачу философии Шлик видел в анализе смысла суждений, образующих системы знаний, в частности в исследовании способов связи между понятиями и фактами в научном познании.
Мориц Шлик. Ок. 1935
Философы
Лакатос Имре
Ла́катос И́мре (1922–1974), венгерско-британский философ и историк науки, представитель критического рационализма. Во время Второй мировой войны был участником антифашистского Сопротивления. Отстаивая идею «рациональной реконструкции» истории науки, Лакатос критиковал попытки «социологизации» научно-познавательного процесса в зависимости от вненаучных – психологических, социологических и т. п. – факторов его истолкования. Работы Лакатоса сыграли важную роль в философии и методологии науки 20 в.
Имре Лакатос
Философы
Ортега-и-Гассет Хосе
Орте́га-и-Гассе́т Хосе́ (1883–1955), испанский философ и публицист. В своих философских исканиях Ортега-и-Гассет перешёл от неокантианства к кругу идей философии жизни, феноменологии и экзистенциализма, в русле которых сложилась его концепция «жизненного разума» (рациовитализм) в противостоянии восходящей к Р. Декарту новоевропейской рационалистической философии. Жизнь как изначальная «радикальная реальность» понимается у Ортеги-и-Гассета прежде всего как индивидуальная жизнь отдельного человека, непрерывно меняющаяся и незавершённая. Теоретик массового общества, Ортега-и-Гассет связывал кризис европейской культуры в 20 в. с господством потребительского отношения к жизни и появлению «нового варвара», не подчиняющего свою жизнь высоким этическим требованиям, – «человека массы», узкого специалиста и «самодовольного недоросля», пользующегося достижениями технического прогресса для обретения материального благополучия при безразличии к закону и либеральной демократии.
Философия
Философы
Сеземан Василий Эмильевич
Се́земан Васи́лий Эми́льевич (1884–1963), российский, литовский и советский философ, близкий к неокантианству марбургской школы, специалист по логике, теории познания, истории философии, эстетике и др. Приват-доцент Петроградского университета, Вятского педагогического института, доцент Саратовского университета, профессор Каунасского и Вильнюсского университетов. Внёс значительный вклад в создание современной философской терминологии на литовском языке, был учителем Б. Д. Дандарона в области европейской философии.
Василий Сеземан. 1912
Религиозно-философские школы, направления, движения
Мистический анархизм
Мисти́ческий анархи́зм, направление в теории анархизма, которое признаёт мистический опыт в качестве главного источника постижения идеи свободы как безвластия. Мистические анархисты полагают, что трансформация общества должна происходить ненасильственно, посредством приобщения людей к неиерархическим формам мистицизма, эзотеризма и культуре масонства. Термин «мистический анархизм» ввёл поэт Г. И. Чулков в 1905 г.
Философия
1
2
3
4
5