Окен Лоренц
О́кен Ло́ренц (Lorenz Oken; настоящая фамилия Оккенфус, Ockenfuß) (1.8.1779, Больсбах, близ Оффенбурга – 11.8.1851, Цюрих), немецкий естествоиспытатель, натурфилософ, общественный деятель; представитель шеллингианства. Выходец из крестьянской семьи. В 1800–1804 гг. изучал медицину во Фрайбургском университете, в 1804 г. в Вюрцбургском университете слушал лекции Ф. В. Шеллинга, воспринял идеи его натурфилософии. Приват-доцент Гёттингенского университета (1805–1807), где в 1805 г. защитил диссертацию «Зачатие» («Die Zeugung»), в которой подверг критике теорию преформации и рассматривал возникновение живых организмов в Мировом океане из «пузырьков» (клеточек) первичной «слизи» под воздействием солнечного света. В результате сравнительно-анатомических исследований по эмбриональному развитию млекопитающих сформулировал «теорию повторения», согласно которой зародыш на разных стадиях индивидуального развития воспроизводит различные классы животных.
С 1807 г. по ходатайству И. В. Гёте экстраординарный профессор Йенского университета (профессор с 1812), где читал лекции по натурфилософии, естественной истории, зоологии и сравнительной анатомии, физиологии растений и животных. В 1817 г. основал энциклопедический журнал Isis, тематика которого охватывала почти все сферы научного знания. Распространение в журнале либеральных политических идей привело к конфликту с веймарским двором, оставлению университета в 1819 г. и переносу издания журнала в Рудольфштадт (1819–1848). Член Германской академии естествоиспытателей «Леопольдина» (1818). Между 1819 и 1822 гг. во время поездок в Париж Окен установил контакты с Ж. Кювье и Э. Жоффруа Сент-Илером (1772–1844). В 1822 г. стал основателем Общества немецких естествоиспытателей и врачей. В 1827–1832 гг. профессор Мюнхенского университета, с 1833 г. профессор и первый ректор Цюрихского университета.
Многочисленные натурфилософские сочинения 1800-х гг. явились основой его системы, разработанной в «Учебнике натурфилософии» («Lehrbuch der Naturphilosophie», Bd 1–3, 1809–1811, 3-е издание, 1843) и затем масштабно развёрнутой в 13-томной «Всеобщей естественной истории для всех сословий» («Allgemeine Naturgeschichte für alle Stände», Bd 1–7, 1833–1841). В пантеистической натурфилософии Окена, понимаемой им как «наука о превращении Бога в мире» и, соответственно, как акт его самосознания, универсум рассматривается как единое живое существо, органами которого являются отдельные организмы и группы организмов. Природные тела – это «застывшие мысли Бога», органическая целостность универсума запечатлена в многочисленных соответствиях между его уровнями и формами, которые раскрываются с помощью числовой и геометрической символики. В русле герметической традиции (Р. Фладд, А. Кирхер и др.) с её установкой на единство микрокосмоса и макрокосмоса человек предстаёт у Окена как существо, символизирующее весь универсум, завершая собой восходящую лестницу форм, образуемую живыми организмами. Наряду с аналогией, большую роль играет у Окена принцип полярности и основанные на нём симметрии (например, между верхней и нижней частями человеческого тела, представляющими собой зеркальные отражения друг друга, и т. п.).
Влияние натурфилософской концепции Окена испытали Р. Оуэн, Г. Т. Фехнер, Э. Геккель, в России её активно пропагандировали Д. М. Велланский и М. Г. Павлов (1792 –1840), воздействие его идей прослеживается в творчестве членов кружка любомудров – В. Ф. Одоевского, Д. В. Веневитинова и др.