Научная деятельность
Нау́чная де́ятельность, любая систематическая и творческая деятельность, направленная на увеличение объёма научных знаний и их применения (подпункт аа п. 2.1 Рекомендации ЮНЕСКО «О стандартизации международной статистики в области науки и техники». 1978); творческая деятельность, направленная на получение новых знаний о природе, обществе, человеке и на использование этих знаний для поиска и актуализации новых способов их применения [ст. 1 Модельного закона «О научной и научно-технической деятельности» (принят в г. Санкт-Петербург 25 ноября 2008 Постановлением 31-15 на 31-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств – участников СНГ)]; творческая деятельность, направленная на получение новых знаний о природе, человеке и обществе и на использование научных знаний и новых способов их применения в интересах научно-технического прогресса, экономического благосостояния, гуманитарного сотрудничества, культурного и нравственного развития, обеспечения здоровья людей, безопасности их жизнедеятельности и сохранения окружающей среды [ст. 2 Модельного закона «О статусе учёного и научного работника» (принят в г. Санкт-Петербург 25 ноября 2008 Постановлением 31-14 на 31-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств – участников СНГ)].
В РФ в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» категории «научно-исследовательская деятельность» и «научная деятельность» рассматриваются как тождественные. Научная деятельность – это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Закон признаёт три формы научной деятельности:
фундаментальные научные исследования – экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды;
прикладные научные исследования – исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач;
поисковые научные исследования – исследования, направленные на получение новых знаний в целях их последующего практического применения (ориентированные научные исследования) и/или на применение новых знаний (прикладные научные исследования) и проводимые путём выполнения научно-исследовательских работ.
В рамках ст. 1 рекомендаций ЮНЕСКО 1978 г. выделяются две равнозначные области научной деятельности:
Сфера естественных, технических, медицинских и сельскохозяйственных наук, где научная деятельность – это любая систематическая и творческая деятельность с целью установления связей и сущности явлений природы, познания её законов и содействия практическому использованию познанных законов, сил и веществ природы.
Сфера социальных и гуманитарных наук, в пределах которой научная деятельность – любая систематическая и творческая деятельность, задачей которой является расширение или улучшение полученных знаний о человеке, культуре и обществе, включая их использование для решения социальных и гуманитарных проблем.
В зависимости от характера научная деятельность в любой из указанных сфер может быть представлена в виде фундаментальных или прикладных исследований. Руководство Фраскати (2015) предлагает выделять два подвида фундаментальных исследований: ориентированные и чистые, где первые являются базисными исследованиями для создания фонда знаний и формирования «стратегических исследований», государственных программ, а вторые проводятся с целью получения новых знаний (п.1.32-1.36 Frascati Manual. 2015; Богачева. 2015. С. 18–30).
Научная деятельность характеризуется целым рядом специфических признаков, вытекающих из понятия «наука». Основным критерием является творчество, которое неразрывно связано с личностью учёного, его профессиональным уровнем, навыками, компетенцией. Вторым важным признаком можно считать знания как непосредственную цель и ожидаемый результат научной деятельности, причём последний характеризуется критерием неизвестности. Особенностью является обезличенность, абстрактность научной деятельности. Научная деятельность изучает действительность, базируясь на рациональном обосновании и практическом подтверждении полученных знаний. Специфика научной деятельности состоит в сочетании оригинальности и новаторства с традиционностью и преемственностью. Научную деятельность также отличает наличие специального языка – системы категорий, знаков, символов, характеризующихся точностью и ясностью, формируемых и используемых в каждой области научных исследований с целью получения, обработки, систематизации, хранения и применения новых знаний. Научную деятельность можно классифицировать по следующим критериям: субъектному составу, объекту, средствам (методам) осуществления деятельности и др. (Едронова. 2013. С. 3–4).
Научная деятельность может быть индивидуальной [учёный, научный работник (сотрудник)] и коллективной (научные коллективы, научные организации, учреждения, обеспечивающие получение высшего и послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров) (ст. 4 Модельного закона СНГ «О научной и научно-технической деятельности». 2008).
Организационные формы осуществления коллективной научной деятельности законодательно не установлены. Как правило, это государственные и общественные академии наук, научно-исследовательские сектора государственных и частных высших учебных заведений, самостоятельные научные центры и научно-исследовательские институты и т. п. Научные организации могут иметь статус временных научных коллективов как в виде самостоятельных субъектов, так и в качестве подразделений действующих научных организаций. Научная деятельность может быть не основным видом деятельности предприятий и организаций всех форм собственности, для её осуществления создаются отдельные научно-исследовательские подразделения в соответствии с положениями уставных (учредительных) документов.
В соответствии со ст. 7 Модельного закона СНГ «О научной и научно-технической деятельности» 2008 г. основными принципами осуществления научной деятельности являются:
свобода творчества, с предоставлением субъектам научной деятельности права выбора направлений и методов проведения научных исследований и экспериментальных разработок;
защита от недобросовестной конкуренции;
обоснованный риск;
свобода доступа к научной информации, за исключением случаев государственной, служебной или коммерческой тайны;
финансирование проектов, выполняемых по государственным заказам.
Целью научной деятельности является получение научного результата – нового знания, приобретённого в процессе фундаментальных или прикладных научных исследований и зафиксированного на носителях научной информации в форме отчёта, научной статьи, научного доклада, научного сообщения о проведённой научно-исследовательской работе, научного открытия, опубликованной монографии. Если речь идёт о научно-прикладном результате, то это новое конструктивное или технологическое решение, экспериментальный образец, законченное испытание, разработка, которая внедрена или может быть внедрена в общественную практику. Научно-прикладной результат может быть представлен в форме отчёта, эскизного проекта, конструкторской или технологической документации на научно-техническую продукцию, натурного образца (ст. 1 Модельного закона СНГ «О научной и научно-технической деятельности». 2008). Научный результат может быть конечным, промежуточным и побочным.
Страны ЕС имеют единое исследовательское пространство и осуществляют регулирование научной деятельности в рамках исследовательских программ ЕС, в частности, Horizon Europe 2021–2027. У каждого государства также есть собственные программные документы и национальные законы. Во Франции действует Закон № 2013–660 от 22 июля 2013 г. «О высшем образовании и исследованиях», в соответствии с которым разрабатываются национальные стратегии исследований Франции с указанием приоритетных направлений. В Германии приняты Стратегия высоких технологий до 2025 г. и Стратегия интернационализации науки и исследований 2017–2022, а также Гессенский пакт о высшем образовании 2021–2025, на конституционном уровне закреплён принцип академической свободы (п. 3 ст. 5 Основного закона ФРГ) и др.
В Китае научную деятельность регулирует ряд нормативно-правовых актов: Закон Китая «О научно-техническом прогрессе» 1993 г., Закон КНР «О распространении научно-технических знаний» 2002 г., Закон КНР «Об инновационной политике» 2002 г., Государственная долгосрочная и среднесрочная программа развития талантов, программа Государственного научного фонда по финансированию обучения китайцев в зарубежных вузах, Программа планирования повышения качества науки в стране и т. д.
В США действует титул 20 гл. 28 Свода законов США (US Code), который соответствует Закону США «О высшем образовании» 1965 г. с поправками и редакциями. В области регулирования научной деятельности хорошо известны такие акты, как Закон Бэя-Доула 1980 г., Закон «О технологических инновациях» Стивенсона-Уайдлера 1980 г., Закон «Об инновационном развитии в малом бизнесе» 1982 г., Федеральный закон «О трансфере технологий» 1986 г., Закон о восстановлении и реинвестировании Америки 2009 г. и др. Большинство из них посвящено финансированию научных исследований и развитию инновационной деятельности. В рамках распределения бюджета на 2015 г. научно-исследовательские работы рассматривались Правительством США как «совокупность усилий, направленных на получение более глубоких знаний или понимание и применение знаний для производства полезных материалов, устройств и методов». Сами исследования подразделялись на пять категорий. При этом под фундаментальными исследованиями понимались фундаментальные аспекты наблюдаемых явлений, результаты которых имеют широкое приложение. Прикладное исследование направлено на получение знаний для удовлетворения признанной и конкретной потребности. Разработка представляет собой применение знаний или понимания для производства полезных материалов, устройств и методов, включая изготовление прототипов (Analytical Perspectives. 2015. С. 312–315). Федеральный закон о публичном доступе к исследованиям (Federal Research Public Access Act of 2006) обеспечивает открытый публичный доступ к исследованиям, финансируемым Федеральными агентствами США.