Избирательный округ
Избира́тельный о́круг, в зависимости от уровня выборов часть или вся территория государства, субъекта федерации или муниципального образования, от которой избирается депутат (депутаты) законодательного (представительного) органа публичной власти или выборное должностное лицо (выборные должностные лица).
Для адекватного функционирования избирательной системы необходимо определить параметры избирательного округа, критерии его образования, количество избираемых в округе депутатов или выборных должностных лиц. На международном уровне избирательный округ считается значимым элементом, обеспечивающим реализацию принципа равного избирательного права. В Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств 2002 г. подчёркивается, что при проведении голосования по одномандатным и/или многомандатным избирательным округам эти округа образуются на равной основе с тем, чтобы результаты голосования возможно точно и полно выражали волю избирателей. Критериями равной основы могут быть примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей или примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат в многомандатных избирательных округах. Основаниями для отклонения от средней нормы представительства могут являться труднодоступность и отдалённость местности, компактность проживания коренных малочисленных народов или иных национальных меньшинств и этнических групп [подпункт б) п. 1 ст. 3].
Основным параметром, который используется при образовании избирательных округов и позволяет обеспечить действие принципа равного избирательного права, является численность избирателей. Также в мировой практике проведения выборов применяются и иные критерии, влияющие на формирование избирательных округов. Международный фонд избирательных систем (IFES) относит к их числу:
плотность населения;
транспортную доступность и доступность каналов связи;
географические особенности;
структуру размещения населения;
административные и финансовые возможности обеспечения нормального функционирования избирательного округа;
существующие границы избирательных округов;
общность интересов избирателей округа (Handley).
В большинстве государств мира основополагающим критерием образования избирательных округов является численность избирателей, входящих в его состав. До 40 % стран мира при составлении схемы избирательных округов учитывают текущее административно-территориальное деление. Кроме того, в расчёт принимаются такие факторы, как естественные природные барьеры (Аргентина, Канада), географическая площадь избирательного округа (Эквадор, Индия), этнический и религиозный состав избирателей (Австралия, ЮАР) (Морозова. 2015).
Полномочия по образованию и изменению границ избирательных округов могут возлагаться на различные органы власти в зависимости от конкретного государства. В одних государствах указанные вопросы отнесены к компетенции центральных избирательных органов (Австралия) или специально создаваемых комиссий по вопросам образования и изменения границ избирательных округов (Индия), в других соответствующие предложения должны получить одобрение либо законодательного (Великобритания, Франция), либо исполнительного органа власти (Камерун, Зимбабве). В отдельных государствах решения по вопросу создания и преобразования избирательных округов самостоятельно принимаются органами исполнительной или законодательной власти (США) (Лысенко. 2022; Handley).
Избирательные округа классифицируются по нескольким основаниям. В зависимости от количества распределяемых мандатов выделяют (Авакьян. 2015. С. 350) одномандатные избирательные округа; двухмандатные избирательные округа; многомандатные избирательные округа.
По основанию образования выделяются:
территориальные избирательные округа;
национально-территориальные округа (например, национально-территориальные избирательные округа образовывались на территории союзных, автономных республик, автономных областей и автономных округов при проведении выборов Съезда народных депутатов СССР 1989) (Авакьян. 2015. С. 352).
национальные избирательные округа (избирательные округа маори в Новой Зеландии) (Charters. 2009).
В Российской Федерации общие требования к созданию избирательных округов установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Согласно ст. 18 указанного закона, избирательные округа образуются сроком на 10 лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории. Одномандатные и/или многомандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением следующих требований:
соблюдается примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 %, а в труднодоступных или отдалённых местностях – не более чем на 30 %;
при образовании избирательных округов на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей может превышать общий предел, но не должно составлять более 40 %;
избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий.
Конкретизация требований к образованию избирательных округов осуществляется законодательным актом, регулирующим проведение соответствующих выборов. Например, Федеральным законом от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» устанавливаются следующие требования к образованию одномандатных избирательных округов:
соблюдение примерного равенства одномандатных избирательных округов по числу зарегистрированных на их территориях избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей в пределах одного субъекта РФ не более чем на 10 %, а в труднодоступных или отдалённых местностях – не более чем на 15 %;
не допускается образование одномандатных избирательных округов из территорий, не граничащих между собой, за исключением территорий, не граничащих с другими территориями в данном субъекте РФ;
не допускается образование одномандатного избирательного округа из территорий двух и более субъектов РФ;
на территории каждого субъекта РФ должно быть образовано не менее одного одномандатного избирательного округа;
распределение одномандатных избирательных округов между субъектами РФ должно обеспечивать максимально возможное равенство представительства в Государственной Думе РФ избирателей от каждого субъекта РФ.
Манипуляции при определении границ избирательных округов способны существенно повлиять на итоги выборов. В юридической литературе для описания данного явления используется термин «джерримендеринг». Джерримендеринг представляет собой произвольную демаркацию (разграничение) избирательных округов в целях искусственного изменения соотношения политических сил в них и, как следствие, в целом на территории проведения выборов (Вискулова. 2015. С. 32). На практике это достигается благодаря предварительному анализу политической ситуации (учёт результатов прошлых выборов, данных социологических опросов и т. п.). Данный термин происходит от фамилии губернатора штата Массачусетс Э. Джерри, который в 1812 г. добился победы для своей политической партии за счёт манипуляций границами округов, невзирая на тот факт, что оппоненты губернатора (федералисты) получили большинство голосов (Алимов. 2016. С. 59).