Региональная политика в России
Региона́льная поли́тика в Росси́и, одно из направлений политики федерального центра, нацеленное на управление государством в условиях его территориального разнообразия и решение вопросов регионального социально-экономического развития. Региональная политика предполагает комплексный подход, при котором учитываются социокультурные, политические, финансово-экономические особенности территорий и принимаются решения, призванные обеспечить определённый баланс между интересами регионов и государства в целом. Реже под региональной политикой понимают развитие политических процессов непосредственно на региональном уровне, функционирование региональных политических систем и режимов, властные отношения и распределение власти в регионах.
В России особая важность региональной политики определяется специфическими условиями государства и его территории. Прежде всего, это уникальные размеры российского пространства, которые сочетаются с крайне неравномерным его заселением, вызванным неблагоприятными природно-климатическими условиями и распределением сырьевых ресурсов. Длительная история постепенного присоединения, заселения и освоения различных земель обусловила огромные социально-экономические различия и контрасты, которые проявляются как в уровне развития территорий, так и в их экономической специализации. В этой связи сглаживание социально-экономических различий между регионами традиционно считается одной из главных, если не самой главной задачей российской региональной политики. Наряду с этим одним из важнейших условий региональной политики в России является этническое и конфессиональное разнообразие страны. В российской истории государство использовало различные подходы к управлению своим пространственным разнообразием, чаще делая выбор в пользу централизованного управления и сокращения различий, не исключая также методов культурной ассимиляции.
Региональная политика решает не только экономические задачи. В центре её внимания находятся фундаментальные вопросы территориально-государственного устройства. В России сложная проблема – выбор между централизацией и децентрализацией государственного управления. В рамках ныне действующей федеративной модели он предполагает принятие конкретных решений о распределении полномочий и финансовых ресурсов между центром и регионами, о самостоятельности региональных властей и контроле со стороны федерального центра за их действиями и процессами формирования их кадрового состава. Традиционно важный для любого государства вопрос – создание и трансформация его административно-территориального деления. В России в этой связи действует законодательство, позволяющее в соответствии с определённым порядком создавать новые субъекты Федерации. Кроме того, в России действует порядок определения и изменения границ между субъектами Федерации, где финальное решение принимает Совет Федерации.
На экономическую региональную политику в России сильно влияет советское наследие плановой экономики и экономического районирования страны, предполагавшее определение специализации территорий, разделение труда между регионами и формирование системы пространственных связей. Внедрённые уже в постсоветский период принципы стратегического планирования, включая Стратегию пространственного развития страны (была принята в 2019 на период до 2025), определяют приоритетные направления социально-экономического развития различных территорий, а также ключевые проекты. Большое значение имеют практики бюджетного федерализма, определяющие источники региональных бюджетных доходов (как собственные, так и из федеральной помощи), а также степень финансовой самостоятельности субъектов Федерации. Экономическая региональная политика обычно основана на одной из двух теорий: неоклассическая теория предполагает, что выравнивание социально-экономического развития регионов может происходить естественным путём, тогда как теория кумулятивного роста исходит из необходимости стимулировать отсталые территории путём создания там точек роста.
В современной России региональная политика на раннем этапе была призвана решать сложные задачи, связанные с необходимостью реорганизации бывшего советского пространства, испытавшего распад прежней государственности, рост сепаратизма (см. «Парад суверенитетов») и стихийные процессы децентрализации. В этой связи ключевой политической задачей региональной политики было сохранение государственной территории, что удалось сделать путём компромиссов со сложившимися региональными элитами и формирования губернаторского корпуса посредством президентских назначений в начале 1990-х гг. Решение задач региональной экономической политики тем временем было направлено на сокращение резко выросших в процессе либеральных экономических реформ межрегиональных различий, стимулирование развития отсталых и депрессивных регионов. Впоследствии значительное внимание стали также уделять полюсам или т. н. локомотивам роста, в том числе крупным городским агломерациям, рассчитывая не только на их собственное развитие, но и на позитивное влияние, оказываемое ими на окружающие территории. При этом федеральный центр комбинировал различные практики, осуществляя адресную поддержку нуждающихся регионов и создание преференциальных экономических режимов, позволяющих территориям самостоятельно привлекать инвестиции и становиться полюсами роста.
Нормативная база российской региональной политики формируется федеральными властями: ключевые решения оформляются указами президента, наряду с ними принимается множество федеральных законов. Правовые основы региональной политики предусматривают решение таких задач, как пространственное развитие страны и его стратегическое планирование, порядок формирования органов региональной власти, создание особых экономических режимов и т. д. При этом на практике российская региональная политика, учитывая исторические особенности государства, предусматривает создание рычагов контроля за деятельностью региональной власти, определённый порядок федерального вмешательства в дела регионов. В то же время принципы иерархии в отношениях между центром и регионами сочетаются с практиками децентрализации, предполагающими передачу полномочий на места.
Организация региональной государственной политики в России предполагает создание специализированных государственных структур. В частности, на разных этапах работы исполнительной власти создавались региональные министерства, отвечающие за определённые макрорегионы (Дальний Восток и Арктика, Северный Кавказ, Крым), а также действовало Министерство регионального развития. Специализированные структуры, отвечающие за те или иные вопросы региональной политики, могут создаваться в виде структурных подразделений в Администрации Президента РФ, профильных комитетах Государственной Думы и Совета Федерации. В то же время важность региональной политики в России настолько велика, что связанными с ней вопросами должны заниматься практически любые органы власти, но уже по отраслевому принципу, когда властные структуры решают вопросы регионального развития, определяют подходы и приоритеты в рамках своего направления.
Экономические инструменты региональной политики, с одной стороны, предполагают выравнивание социально-экономического развития российских территорий. Для этого проводится целенаправленная бюджетная политика, предусматривающая распределение между регионами федеральных трансфертов, в число которых входят дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Наряду с этим проводится политика адресной поддержки определённых проблемных территорий – моногородов, зон территориального развития и др. При этом финансовая помощь существенно влияет на степень зависимости или самостоятельности регионов от федерального центра. С другой стороны, российская практика предусматривает создание различных полюсов роста, которые могут располагаться как в отсталых, так и в более развитых регионах (особые экономические зоны, свободные экономические зоны, территории опережающего социально-экономического развития, свободный порт Владивосток, наукограды, инновационный центр «Сколково», технопарки в сфере высоких технологий, территориальные инновационные кластеры, индустриальные парки и др.). Наряду с этим задачи регионального социально-экономического развития решаются посредством государственных программ и федеральных целевых программ, часть из которых напрямую связаны с определёнными территориями страны.
Политические задачи российской региональной политики решаются, в частности, через проведение центром кадровой политики, нацеленной на формирование губернаторского корпуса, а также руководства территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Влияние центра на процесс формирования губернаторского корпуса на разных этапах постсоветской истории обеспечивалось через практики назначений, которые могли иметь как прямой (назначение глав региональных администраций в 1-й половине 1990-х гг. или современное назначение временно исполняющих обязанности региональных глав), так и косвенный (утверждение предложенной президентом кандидатуры региональным законодательным собранием или выбор из числа нескольких предложенных кандидатур) характер. Контроль за деятельностью региональной исполнительной власти производится, в частности, путём оценки эффективности региональной власти, что предполагает определение критериев эффективности, регулярное оценивание, финансовое поощрение лучших регионов. Наряду с этим федеральный центр активно вовлекает региональные власти в решение общегосударственных задач, например путём их участия в реализации национальных проектов и т. п. Тем самым региональная политика в России строится на тесной кооперации федеральной и региональной власти при решении социально-экономических задач, одновременно предполагая сохранение политической иерархии в их отношениях.