#Государственное устройствоГосударственное устройствоИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегГосударственное устройствоГосударственное устройствоНайденo 39 статейПравовые институтыПравовые институты Система сдержек и противовесовСисте́ма сде́ржек и противове́сов, принцип разделения властей, который рассматривается учёными как один из самых значимых и фундаментальных принципов, характерных для конституционного строя. Целью системы сдержек и противовесов является создание условий, предотвращающих злоупотребление властью.Политические программы, курсы ЛибертарианствоЛибертариа́нство, совокупность политических, философских, экономических и иных взглядов и убеждений, согласно которым человеческая свобода имеет абсолютный приоритет над различными формами государственного и социального принуждения, авторитетом, постулатами национализма и милитаризма. Разные представители либертарианства по-разному оценивают степень допустимости существования государственных институтов принуждения (налоги, полиция, регулирование банковской сферы и торговли и т. д.), но все они едины в том, что права каждого человека на жизнь, свободу и собственность – это права, которыми люди обладают изначально, вне зависимости от существования государства. Любое принуждение понимается как угроза этой первичной естественной свободе. Хотя либертарианство считается правой идеологией, также существует и левое либертарианство. Представители левых и правых либертарианских взглядов, будучи едиными в некоторых принципах, расходятся, например, в вопросах неприкосновенности частной собственности, свободы продажи и ношения оружия и др.Формы правления Политический режимПолити́ческий режи́м, политико-правовой порядок реализации суверенной политической власти в государстве; совокупность методов, способов и средств политического управления, формирующих определённые условия жизни граждан и функционирования общества. Политический режим следует отличать от конкретного правительства и государства. Существует множество типов политических режимов, но их основное различение проводится исследователями с учётом того, является ли данный режим демократическим или недемократическим. Для удобства классификации политических режимов во многих исследованиях используется континуум режимов. На его вершину обычно ставят либеральные демократии, затем электоральные демократии, затем автократии и т. д. вплоть до тоталитарных режимов.Правоведы Чиркин Вениамин ЕвгеньевичЧи́ркин Вениами́н Евге́ньевич (1924–2019), советский и российский учёный-юрист, специалист по конституционному праву, теории государства и права, сравнительному государствоведению. Доктор юридических наук, профессор. Заслуженный юрист Российской Федерации (1994), заслуженный деятель науки Российской Федерации (1999). Участник Великой Отечественной войны.Публицистическая литература «Национализм и культура» (Р. Рокер)«Национали́зм и культу́ра», самый известный научно-публицистический труд немецкого анархо-синдикалиста Р. Рокера, впервые опубликованный в Испании в 1935–1937 гг. В этой книге Рокер обсуждает и критикует концепции религии, государственности, национализма и централизма с точки зрения анархизма и доказывает, что нация не естественный институт, а результат воспитания человека, во многом подобный религии.Исторические явления, процессы Цезарепапизм в скандинавских монархияхЦезарепапизм в скандинавских монархиях. К началу 21 в. цезарепапизм сохранялся в трёх скандинавских странах, где он возник в 1520–1540-х гг. в процессе Реформации. В 1515 г. католический архиепископ Уппсалы Густав Тролле занял сторону короля Дании Кристиана II, пытавшегося вновь подчинить Швецию, фактически вышедшую из Кальмарской унии, что привело к восстанию и окончательному распаду унии. Пришедший к власти в результате восстания король Густав I Ваза начал разрыв отношений с Римско-католической церковью не столько из-за конфликта с Тролле, сколько из-за необходимости лишить Церковь, препятствовавшую освобождению Швеции, экономического и политического влияния. В 1527 г. шведский парламент – риксдаг – подтвердил разрыв с Римско-католической церковью, а главой Церкви стал король Густав I Ваза. В 2000 г. Церковь Швеции стала независимой от государства. Согласно Закону о Церкви Швеции, руководство Церковью перешло к архиепископу Уппсалы.Формы правления Цезарепапизм в ВеликобританииЦезарепапизм в Великобритании. В Великобритании цезарепапизм начал формироваться в 1529 г., когда король Генрих VIII разорвал канонические отношения с папой Римским Климентом VII из-за того, что тот отказал ему в аннулировании брака с Екатериной Арагонской; король хотел жениться на Анне Болейн. В 1530-е гг. в Англии начали уголовно преследовать священников, обращающихся к папе Римскому, а не к королю, позже парламент запретил обращаться к предстоятелю Римско-католической церкви. Генрих VIII самостоятельно назначил нового архиепископа Кентерберийского, который признал брак с Екатериной Арагонской незаконным.Правовые институты ФедерализмФедерали́зм, форма территориально-государственного устройства, предполагающая наличие двух уровней государственной власти – федерального и регионального, где регионы, называемые также субъектами федерации, обладают высоким уровнем политической автономии. Федерация представляет собой единое государство, а наличие у его субъектов суверенитета является предметом споров, что не исключает признания за ними ограниченного суверенитета, не нарушающего целостность государства.Формы правления ЦезарепапизмЦезарепапи́зм, форма взаимодействия светской власти и церкви, при которой глава государства, возглавляющий светскую власть, является формальным главой церкви. Цезарепапизм свойствен монархическим режимам, при этом монарх может формально не возглавлять церковь, но оказывать сильное влияние на принятие внутрицерковных решений.Формы правления ПапоцезаризмПапоцезари́зм, форма взаимодействия церкви и светской власти, при которой глава церкви либо одновременно управляет и церковью и государством, либо имеет высокий уровень влияния на светских правителей, позволяющий принимать политические решения. Термин употребляется преимущественно по отношению к средневековым западноевропейским и центральноевропейским монархиям, когда влияние папы Римского настолько превосходило власть католических королей, что он имел возможность смещать светских правителей. 1234