Губернатор в России
Губерна́тор в Росси́и, в Русском государстве, Российской империи и на территориях, подконтрольных Белому движению (до 1920), – название должности руководителя единицы административно-территориального деления – губернии; в Российской Федерации с 1990-х гг. – название должности руководителя в ряде субъектов Федерации.
Начало 18 – первая четверть 20 вв.
Понятие было заимствовано из Западной Европы в результате активных русско-европейских контактов конца 17 в. В историографии понятие «губернатор» периодически применялось к воеводам стратегически важных в конце 17 – начале 18 вв. городов Русского государства.
Первым в России эту должность занял А. Д. Меншиков, назначенный указом царя Петра I от 18(29) октября 1702 г. губернатором вновь приобретённых Русским государством территорий шведской провинции Ингерманландия [Архив Санкт-Петербургского института истории РАН (Архив СПбИИ). Ф. 83. Оп. 1. Д. 530. Л. 1] – Ингерманландской губернии 1702–1707 гг.
В результате губернской реформы 1707–1710 гг. губернское деление и, соответственно, должность губернатора распространена на всю территорию страны. Первоначально главной задачей губернаторов являлся контроль за правильным сбором государственных доходов. Они также участвовали в военном управлении губерниями, надзирали за расквартированием войск и рекрутскими наборами, деятельностью судебных учреждений.
В ходе провинциальной реформы 1719–1728 гг. положение губернаторов в системе местного управления менялось, однако в результате принятия ряда законодательных актов в 1727–1728 гг. они вплоть до 1917 г. заняли положение основных руководителей местных органов власти в Российской империи. Указом императрицы Екатерины I от 24 февраля (7 марта) 1727 г. провинциальные воеводы получили ранг полковника и были подчинены губернаторам. Сложившееся положение было закреплено утверждённым императором Петром II 30 августа (10 сентября) 1728 г. «Наказом губернаторам и воеводам и их товарищам», согласно которому в судебных и розыскных делах губернаторам надлежало действовать в соответствии с Соборным уложением 1649 г. и императорскими указами. Губернаторы получили право присуждать к каторжным работам и смертной казни. Им подчинялось купечество в городах. На губернаторов и воевод возлагалась борьба с иностранным шпионажем, раскольничеством, ересями, совращением в магометанство. Жалобы на бургомистров городов также подавались губернаторам.
В правление Анны Ивановны (1730–1740) роль губернаторов возросла: в сферу их компетенции вошли все губернские дела, от них зависело назначение всех местных должностных лиц до воевод включительно (до 1752).
Функции и круг полномочий губернаторов были законодательно закреплены, уточнены и расширены в «Наставлении...» губернаторам императрицы Екатерины II от 21 апреля (2 мая) 1764 г., в котором они были названы «хозяевами» губерний и получили в своё подчинение все местные учреждения с правом увольнения служивших в них чиновников. Также они получили право непосредственного обращения к государю и участия в заседаниях Сената.
В соответствии с губернской реформой 1775 г. губернаторы стали именоваться правителями наместничеств, являлись главой административной власти в губерниях (наместничествах), подчиняясь генерал-губернаторам (наместникам). Правителям наместничества (губернаторам) принадлежала высшая полицейская и военная власть, поручались контроль за соблюдением законов, обеспечение государственной безопасности, борьба с судебной волокитой. В исключительном ведении правителя наместничества (губернатора) находились проведение ревизий, чрезвычайные меры для народной безопасности; он же осуществлял надзор за казённым управлением и за правильностью поступления сборов и пошлин, контролировал подорожные и таможенные сборы.
Указом императора Павла I от 12(23) декабря 1796 г. наместничества были переименованы в губернии, соответственно правители наместничеств – в губернаторов. К ним возвратились многие функции генерал-губернаторов.
С учреждением министерств в 1802 г. губернаторы были подчинены Министерству внутренних дел. Назначались императором по представлению министра внутренних дел. Губернаторам подчинялась полиция, они должны были заботиться о народном благосостоянии и безопасности; осуществляли надзор за казёнными палатами, за винокурением, за исправлением повинностей (особенно рекрутской); утверждали решения уголовной палаты и низших судов. Права и обязанности губернаторов были уточнены в Положении о порядке производства дел в губернском правлении и особом Наказе губернаторам (оба – 1837). В 1830-х – 1864 гг. во многих губерниях в название должности гражданских губернаторов добавлялось указание о том, что они одновременно являются военными губернаторами своих губернских городов. Это было связано с возложением на них функций руководителя гарнизона или военных подразделений на территории губернии. Губернаторам принадлежал служебный надзор за составом всего должностного персонала губернии. Земское положение 1890 г. и Городовое положение 1892 г. давали губернаторам право надзора за целесообразностью и законностью действий органов самоуправления.
После Февральской революции 1917 г. губернаторы постепенно заменялись губернскими комиссарами – представителями Временного правительства на местах.
После Октябрьской революции 1917 г., во время Гражданской войны 1917–1922 гг., должность возрождена на ряде территорий, подконтрольных Белому движению (например, в Таврической губернии). По мере их перехода под контроль Рабоче-Крестьянской Красной Армии должность прекратила своё существование.
В Российской Федерации
Термин «губернатор» стал использоваться для обозначения главы (высшего должностного лица) субъекта РФ в начале 1990-х гг., когда в результате государственно-правовых преобразований субъекты РФ получили возможность самостоятельно определять структуру и порядок формирования органов публичной власти. Впервые должность губернатора была учреждена в декабре 1991 г. в Нижегородской области [Решение Нижегородского облсовета народных депутатов от 25 декабря 1991 «О структуре администрации Нижегородской области и о преемственности структурных подразделений администрации Нижегородской области» (документ утратил силу)]. Впоследствии данное наименование стало применяться в отношении высших должностных лиц краёв, областей (за исключением Тамбовской области), городов федерального значения (за исключением Москвы), автономных округов и автономной области.
В истории РФ использовались различные способы наделения полномочиями губернаторов. На первоначальном этапе (1991–1996), до принятия законов субъектов Российской Федерации о выборах глав субъектов, губернаторы назначались на должность и освобождались от должности Президентом РФ по представлению председателя Правительства РФ (Бондарь. 2013. С. 4–5). По мере вступления в силу соответствующих законов субъектов РФ утвердилась модель прямых выборов губернаторов непосредственно населением, которая просуществовала до 2004 г.
Начиная с 2004 г. наделение губернаторов полномочиями осуществлялось законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ по представлению Президента РФ [Федеральный закон от 11 декабря 2004 № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"»]. В 2012 г. субъекты РФ получили право самостоятельно определять один из двух способов избрания на должность губернатора:
Избрание гражданами РФ, проживающими на территории субъекта РФ, при условии предварительного получения поддержки со стороны от 5 до 10 % депутатов представительных органов муниципальных образований и/или избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта РФ;
Избрание губернатора субъекта РФ депутатами законодательного органа из числа кандидатур, представленных Президентом РФ на основе предложений политических партий.
Главной функцией губернатора в системе публичной власти является руководство исполнительной властью в субъекте РФ и определение структуры органов исполнительной власти субъекта РФ. Выделяются следующие основные функции губернатора: организационно-координационные; руководящие; представительские; контрольные; законодательные; регулирующие (Першина. 2008. С. 9).