PESTEL-анализ
PESTEL-ана́лиз (от англ. PESTEL – Political, Economic, Social, Technological, Ecological, Legal и анализ), один из видов стратегического анализа, который проводится собственниками или топ-менеджерами для выявления наиболее общих воздействий внешней среды, влияющих на выработку стратегических решений компании. PESTEL-анализ позволяет распределить факторы общего внешнего окружения компании по 6 основным сегментам и последовательно рассмотреть спектр возможностей и угроз, возникающих перед фирмой в каждом из этих сегментов.
Буква P в PESTEL-анализе соответствует политическому (Political) сегменту общего внешнего окружения компании. К политическим воздействиям относятся законодательные акты, принимаемые парламентами стран, на территории которых компания ведёт свою деятельность. К этим актам, в частности, относятся налоговое и антимонопольное законодательство, а также законы о защите прав потребителей. Эти законодательные требования могут ограничивать компании в возможностях получения прибыли и должны учитываться при организации деятельности фирмы в различных географических локациях.
Буква E в аббревиатуре PESTEL-анализа соответствует экономическому (Economic) сегменту. В категорию экономических воздействий попадают, прежде всего, параметры макроэкономической динамики в тех странах или регионах, где компания проводит свои операции. Спектр этих параметров включает в себя инфляцию, безработицу, динамику валового внутреннего продукта и располагаемых доходов населения, а также обменный курс национальной валюты.
Буква S в схеме PESTEL ассоциируется с социальными воздействиями (Social) которые компания испытывает со стороны потребителей своих товаров и услуг, включая отдельных индивидов, частные фирмы или государственные организации. В частности, речь идёт о коллективных склонностях, предпочтениях и настроениях потребителей, которые определяют, что из производимых товаров и услуг будет востребовано в первую очередь и что, вероятнее всего, не встретит интереса со стороны рынка. Анализ социальных факторов внешней среды позволяет компаниям разрабатывать и выпускать инновационные продукты с такими характеристиками и свойствами, которые пока отсутствуют на рынке, но в случае их появления удовлетворят ранее не учтённые потребности покупателей. Таким образом, анализ социального сегмента PESTEL помогает компании усилить свои конкурентные позиции на рынке и завоевать внимание и платёжеспособный спрос новых категорий потребителей.
Буква T в PESTEL-анализе соответствует технологическому (Technological) сегменту общего внешнего окружения компании. Этот сегмент очерчивает технологические решения наиболее общего плана, которые компания может использовать в своей деятельности, например роботизацию, автоматизацию или 3D-печать. Технологические инновации общей направленности, которые фирма считает перспективными для своей рыночной деятельности, должны быстро перениматься и внедряться в её бизнес-процессы. В противном случае компания рискует отстать по эффективности от своих конкурентов и потерять связь с потребителями, нацеленными на покупку инновационных продуктов и решений.
Буква E в аббревиатуре обозначает экологический (Ecological) сегмент. Соответствующие факторы внешнего окружения включают взаимодействие компаний с окружающей средой (потребление материальных ресурсов и выбросы отработанных веществ), изменение технологий производства, логистики, дистрибьюции и продаж с целью уменьшения нагрузки на природную среду, а также расчёт материальных и энергетических балансов, относящихся к бизнес-операциям компании и её поставщиков.
Наконец, буква L в схеме PESTEL-анализа соответствует легальному, или правовому (Legal), сегменту общего внешнего окружения. К воздействиям со стороны данного сегмента относят постановления правительств и другие акты исполнительной власти, а также административные регламенты, утверждаемые отдельными ведомствами во исполнение национального или международного законодательства.
Изучение общего внешнего окружения компании с использованием PESTEL-анализа позволяет собственникам и менеджерам организации осознать различные возможности, возникающие во внешней среде деятельности компании, а также заранее предотвращать угрозы, исходящие из этой среды. К возможностям относят факторы внешнего окружения, действие которых помогает компании добавлять ценность в свои продукты, товары и услуги, усиливать свою конкурентную позицию на рынке и зарабатывать повышенную доходность на вложенный капитал. Угрозы, напротив, могут приводить к разрушению ценности, ослаблению конкурентных рыночных позиций и уменьшению доходности.