Стратегический анализ
Стратеги́ческий ана́лиз, важнейшая функция стратегического менеджмента и управления развитием организаций, территорий и регионов. Представляет собой систематический процесс получения знаний о внутренних и внешних условиях, способных повлиять на выбор и осуществление стратегии, а также на рыночные позиции компании. Обеспечивает менеджеров нужной информацией для разработки стратегии компании, предоставляет возможности синтеза новых знаний для разработки стратегических управленческих решений.
Теоретическая основа, концепция и цели стратегического анализа
Теоретической основой стратегического анализа является системный подход, который рассматривает человека (организацию, территорию, регион или страну) как систему, т. е. как единство, состоящее из множества сложноорганизованных взаимосвязанных элементов. Свойства системы представляют собой совокупность свойств её структурных элементов, связанных между собой. Каждый из этих структурных элементов, в свою очередь, подвержен влиянию всей системы, т. к., будучи составными частями единого целого, вне системы её элементы могут или терять присущие им свойства, или приобретать совершенно новые.
Системный подход рассматривает компанию как открытую систему. Другими словами, компания как комплекс взаимосвязанных подсистем стремится к достижению различных целей в условиях постоянно изменяющейся внешней среды. Поэтому для управления развитием компании как открытой системы необходимо выстраивание системного взаимодействия между текущим уровнем развития компании и уровнем «потребного будущего». Результатом такого взаимодействия в управлении развитием компании является бизнес-стратегия, т. е. комплексная разработка путей и методов перехода с одного уровня развития на новый, для которой необходим предварительный стратегический анализ.
Инструментом стратегического анализа является стратегическая аналитика, предназначенная для разработки различных стратегий. От уровня развития стратегического мышления зависит конечный результат – эффективность и результативность стратегии.
Стратегический анализ является основным методом:
разработки стратегии развития человека, компании, территории, региона или государства, а также стратегии управления изменениями в их развитии;
создания механизмов реализации стратегии.
Стратегический анализ позволяет:
выявить корневые компетенции компании;
определить ключевые факторы успеха и конкурентные преимущества;
сформулировать миссию компании;
понять целевые аудитории стейкхолдеров, разработать концепцию инвестиционной привлекательности;
найти сильные и слабые стороны компании, возможности и риски развития;
распознать существующие ситуации (as–is, «как есть») в состоянии компании, обозначить направления развития для достижения финансовых и рыночных стратегических целей (to–be, «будущее») и обеспечить выработку оптимальных путей трансформации бизнеса из фактического состояния в желаемое;
раскрыть возможности создания алгоритмов и стратегических карт решения проблем [см. статью Декомпозиционный подход (в маркетинге)].
Стратегический анализ используется не только в целях разработки конкурентоспособных стратегий развития экономики, предпринимательской деятельности, бизнеса в финансовой, политической и других сферах деятельности, но применим также к разработке личных и командных стратегий профессионального роста и карьерного продвижения.
Инструменты стратегического анализа
В 21 в. важно применение не только традиционных концептуальных моделей стратегического анализа, используемых при разработке стратегий и в стратегическом планировании («Пять сил Портера», SWOT-анализ, PEST-анализ), но и более современных, таких как модель EVA, ориентирующаяся на стоимость; модель ADL/LC – инструмент анализа портфельных стратегий (т. е. общего вектора развития компании с различными видами деятельности, обеспечивающего баланс портфеля товаров и услуг) для определения сбалансированной диверсификации деятельности многоотраслевой организации; модель Хофера – Шенделя – модель позиционирования существующих видов бизнеса на матрице развития рынка товаров; матрица Ансоффа – Абеля, предназначенная для помощи менеджерам при принятии решения о выборе стратегии, и многие другие.
Выбор конкретных инструментов стратегического анализа зависит от особенностей и уровня решаемых стратегических задач.