Педагогическая психология
Педагоги́ческая психоло́гия, отрасль психологической науки, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания.
Педагогическая психология тесно связана с общей психологией, детской, возрастной, дифференциальной психологией, психофизиологией и другими отраслями психологического знания, при этом на первый план в ней выступают вопросы соотношения психического развития и обучения. Одновременно педагогическая психология является прикладной наукой, использующей знание психологических особенностей ребёнка на разных возрастных этапах в целях оптимизации процессов обучения и воспитания (специфика социальной адаптации ребёнка при поступлении в дошкольное учреждение, готовность дошкольника к школьному обучению, оптимизация отношений детей в школьных коллективах, профессиональная ориентация старшеклассников и др.). Термин «педагогическая психология» предложен П. Ф. Каптеревым в 1874 г. и используется преимущественно российскими исследователями. За рубежом чаще употребляются термины «психология образования» («educational psychology») и «школьная психология» («school psychology»).
До возникновения педагогической психологии как самостоятельной дисциплины во 2-й половине 19 в. многие представители педагогической науки (Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, Ф. А. Дистервег и др.) подчёркивали необходимость построения процесса обучения и воспитания на основе психологических знаний о ребёнке. С конца 19 в. педагогическая психология интенсивно развивается первоначально в рамках педологии, а затем и как самостоятельная дисциплина как в Западной Европе и США (Дж. Селли, Э. Мёйман, Дж. Дьюи, Дж. Болдуин, Э. Киркпатрик, Г. С. Холл и др.), так и в России (П. П. Блонский, П. Ф. Каптерев, А. Ф. Лазурский, Н. Н. Ланге, А. П. Нечаев, Н. П. Румянцев, М. М. Рубинштейн, И. А. Сикорский, Г. И. Челпанов). В 1903 г. Э. Торндайк опубликовал работу «Педагогическая психология» («Educational psychology»), в 1910 г. Г. Бухгольц основал первый журнал по педагогической психологии. Во 2-й половине 20 в. в педагогической психологии выдвигается ряд теорий обучения, базирующихся на принципах необихевиоризма (А. Бандура, Б. Ф. Скиннер, Э. Ч. Толмен и др.) и когнитивной психологии (У. Найссер, Л. Резник и др.). Сформулированные Л. С. Выготским принципы культурно-исторической психологии стимулировали развитие педагогической психологии в работах российских учёных (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, В. В. Давыдов, Н. Ф. Талызина), а с конца 20 в. – европейских и американских учёных (Дж. Верч, М. Коул, Г. Даниэлс и др.).
Если на первых этапах становления педагогической психологии (конец 19 – 1-я половина 20 вв.) в центре внимания находились преимущественно вопросы школьного обучения (прежде всего детей в возрасте 6–14 лет) и возможностей его совершенствования, то со 2-й половины 20 в. происходит обращение учёных и практиков и к другим возрастным этапам – к особенностям обучения в раннем возрасте (от рождения до 6 лет), а с конца 20 в. – к проблемам образования взрослых. Активно развивается подход, получивший название «обучение в течение всей жизни» (life long learning). Возрастает количество работ (большей частью прикладных), посвящённых возможностям обучения людей в пожилом и даже старческом возрасте, использования при этом различных информационных и психолого-педагогических технологий.
В современной педагогической психологии существенно расширяется круг изучаемых проблем: наряду с вопросами умственного развития детей и подростков, проблемами школьной успеваемости, трудностей в обучении и т. п., на первый план выходят задачи оптимизации личностного и нравственного развития, становления самосознания в детском и подростковом возрасте, профилактики возникновения интернет-зависимости у детей и взрослых, воспитания толерантности, коррекции психоэмоциональных нарушений у детей и подростков. Особый круг проблем связан с происходящими в России реформами среднего и высшего образования: переход на стандарты второго поколения – для начальной и средней школы, на двухуровневую (бакалавриат – магистратура) систему – для высшего образования.
В России функционирует сеть школьной психологической службы, сотрудники которой объединены в Федерацию практических психологов образования (2003). Издаются: «Журнал практического психолога» (1996), «Психолог в детском саду» (1998) и др. Функционируют международные научные организации в области педагогической психологии: Международная ассоциация школьных психологов (International school psychology association, ISPA, 1972), Европейская ассоциация исследователей учения и обучения (European association for research on learning and instruction, EARLI, 1985). Подразделение психологии образования входит в состав Американской психологической ассоциации (1892).