Дистервег Фридрих Адольф Вильгельм
Ди́стервег Фри́дрих Адо́льф Вильге́льм (Friedrich Adolph Wilhelm Diesterweg) (29.10.1790, Зиген, Вестфалия – 7.7.1866, Берлин), немецкий педагог, доктор философии (1820). Учился в университетах в Гейдельберге, Херборне и Тюбингене. В 1811–1820 гг. преподавал физику и математику в средних учебных заведениях в Вормсе, Франкфурте-на-Майне и Эльберфельде; директор учительских семинарий в Мёрсе (1820–1832), Берлине (1832–1847). Издавал педагогический журнал Rheinische Blätter für Erziehung und Unterricht (1827–1866) и Pädagogisches Jahrbuch (1851–1866). Дистервег стремился к объединению немецкого учительства; в 1831–1841 гг. создал в Берлине 4 учительских общества, в 1848 г. избран председателем Всеобщего немецкого учительского союза. В июле 1848 г. вместе с депутатами левой фракции прусского Национального собрания подписал «Записку 23», авторы которой выступали против сословных и национальных ограничений в области образования, против конфессионального обучения и опеки Церкви над школой. В 1847 г. отстранён от должности, в 1850 г. уволен прусским правительством в отставку «за опасное вольнодумство»; продолжал литературную и общественно-политическую деятельность.
Последователь И. Г. Песталоцци, Дистервег разделял идеи общечеловеческого воспитания. Выдвинул и обосновал принципы создания массовой народной школы. Автор свыше 20 учебников и руководств по математике, немецкому языку, естествознанию, географии, астрономии. В 1835 г. опубликован основной труд Дистервега «Руководство к образованию немецких учителей» в 2 томах [рус. пер.: 1913 под названием «Руководство для немецких учителей» (сокращённое издание); 1956 (расширенное издание)].
Основными принципами воспитания Дистервег считал природосообразность (Naturgemassheit) и культуросообразность (Kulturgemassheit). Под природосообразностью понимал возбуждение врождённых задатков ребёнка в соответствии с заложенным в них стремлением к развитию. Требование культуросообразности у Дистервега означало необходимость учитывать в воспитании исторически достигнутый уровень культуры и воспитательный идеал общества. Дистервег психологически обосновал впервые выраженные Я. А. Коменским правила: «от близкого к далёкому», «от простого к сложному», «от более лёгкого к более трудному», «от известного к неизвестному». Разработал дидактику развивающего обучения, сформулировав её основные требования в виде 33 законов и правил.