#Психологические дисциплины
Психологические дисциплины
Тег

Психологические дисциплины

Психологические дисциплины
Найденo 44 статьи
Николай Рубакин. Среди книг. Санкт-Петербург, 1906. Обложка
Психотерапевтические технологииПсихотерапевтические технологии
Библиотерапия
Библиотерапи́я, направление и метод психологической помощи, психотерапии. Автором термина «библиотерапия» считается С. Кротерс. В своей статье «A Literary Clinic» («Литературная клиника»), опубликованной в 1916 г., он описал Институт библиопатии, в котором практиковалось лечение с применением книг. В России библиотерапия связана прежде всего с именем Н. А. Рубакина. Теоретические, методологические основания библиотерапии формируются, её место и статус среди других направлений психотерапии, психологического консультирования и иных форм психологической помощи строго не определены. Библиотерапия также рассматривается как одно из направлений арт-терапии и, шире, – искусствотерапии (терапии экспрессивными искусствами). Применяется как частная методика в рамках различных психотерапевтических подходов, в психологическом консультировании. Эмпирические исследования библиотерапии показывают, что метод эффективен прежде всего при депрессивных и тревожных расстройствах.
Научные, научно-технические издания
«Консультативная психология и психотерапия» (журнал)
«Консультати́вная психоло́гия и психотерапи́я», российское рецензируемое специализированное научно-аналитическое издание по теории, методологии и практике консультативной психологии и психотерапии. Издаётся с 1992 г., выходит 4 раза в год. С 1992 по 2009 гг. носило название «Московский психотерапевтический журнал» (Moscow Psychotherapeutic Journal). Главный редактор (на 2023) – А. Б. Холмогорова.
Журнал «Консультативная психология и психотерапия». 2023. Т. 31, № 1. Обложка
Научные теории, концепции, гипотезы, модели
Педагогическая антропология
Педагоги́ческая антрополо́гия, область знаний на стыке философии, педагогики, психологии и антропологии, изучающая развитие личности человека в процессе получения образования, вопросы социализации, практики воспитания и обучения в разных культурах и образовательных системах, в ту или иную историческую эпоху, возможности достижения человеком психологической, социальной, личностной зрелости, раскрытия его человеческого потенциала. Педагогическая антропология рассматривает человека с позиции целостности его развития, в ходе учебной деятельности, и выступает в качестве методологии гуманистически ориентированной педагогики. Идеи целостного понимания человека и антропологизации педагогики высказывались в трудах И. Канта, Ж.-Ж. Руссо, Я. А. Коменского. Как отдельная область знания педагогическая антропология сложилась в середине 19 в., её основоположником в Германии был К. Шмидт, в России – К. Д. Ушинский. В дореволюционной России идеи педагогической антропологии развивались в двух направлениях: медико-биологическом (П. Ф. Лесгафт, Н. П. Гундобин, Г. Я. Трошин и др.) и гуманистическо-педагогическом (Н. И. Пирогов, П. Д. Юркевич, М. И. Демков, П. Ф. Каптерев и др.). В советский период развитие педагогической антропологии происходило в 1920–1930-х гг. в рамках педологии, а позже, с 1960-х гг., – детской и педагогической психологии. В 1965 г., возвращаясь к заложенной Ушинским традиции общего человекознания, Б. Г. Ананьев опубликовал работу «Человек как предмет воспитания (перспективы педагогической антропологии)». Возрождение и институционализация педагогической антропологии как отдельной области исследований состоялись в России в 1980–1990-х гг. в первую очередь в связи с учебной программой и трудами Б. М. Бим-Бада. Современная педагогическая антропология в России представлена в работах В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева, И. В. Котовой, Г. М. Коджаспировой, Г. Б. Корнетова, В. И. Максаковой, А. П. Огурцова, Т. А. Петруниной и др.
Педагогика и образование
Научные отрасли
Антропология образования и педагогики
Антрополо́гия образова́ния и педаго́гики, область теоретических и прикладных исследований на стыке социокультурной антропологии, психологических и педагогических дисциплин. Развитие человека изучается здесь в меняющихся образовательных контекстах различных культур; с помощью этнографических методов рассматриваются повседневные ситуации школьной жизни; анализируются трудности обучения и воспитания, обусловленные социальными и культурными факторами. В разных странах антропология образования и педагогики имела собственную историю становления, а потому известна под различными именами – антропология образования, педагогическая антропология, этнографические исследования образования, этнография школьной жизни и др.
Психология
Научные теории, концепции, гипотезы, модели
Периодизация исторического развития психологии
Периодиза́ция истори́ческого разви́тия психоло́гии, выделение в целостном процессе исторического развития психологического знания различных периодов (этапов, стадий), характеризующихся специфическим содержанием представлений о предмете, методах, задачах, основных проблемах психологического познания. Обычно в истории психологии выделяют два основных периода: развитие психологического знания до выделения психологии в самостоятельную науку (в качестве философского учения о душе – с 6 в. до н. э. по 17 в.; в качестве философского учения о сознании – в 17–19 вв.); развитие психологии в качестве самостоятельной экспериментальной науки (с 1879).
Психология
Научные методы исследования
Методы истории психологии
Ме́тоды исто́рии психоло́гии, научные методы, использующиеся при проведении исследований в области истории психологии. Основными эмпирическими методами истории психологии являются интерпретация и сравнительно-исторический анализ источников, в качестве которых могут выступать научные произведения, стенограммы, аудио- и видеозаписи выступлений, архивные материалы, письма, интервью, автобиографии, документы и др. Теоретическое объяснение развития психологической науки может даваться как с помощью более общих подходов, разработанных в философии, истории или социологии науки, так и на основе специальных концепций, созданных в рамках истории психологии.
Психология
Научные методы исследования
Принципы истории психологии
При́нципы исто́рии психоло́гии, совокупность теоретико-методологических требований к проведению исследований в области истории психологии. Важнейшим из них является принцип историзма, который требует целостного рассмотрения того или иного отрезка прошлого во всей уникальности и полноте его конкретного содержания в системе соответствующих социокультурных условий, как детерминированного современной ему ситуацией в науке и опирающегося на предшествующие научные достижения. История психологии опирается также на общенаучные принципы системности (реализуется в требовании рассмотрения исторических феноменов в контексте, с учётом всего многообразия их связей) и детерминизма (исторические феномены рассматриваются как обусловленные предметно-логическими, социокультурными и личностными факторами).
Психология
Научные школы
Психоанализ
Психоана́лиз, направление в психологии, основанное З. Фрейдом в конце 19 – 1-й трети 20 вв. Обычно в психоанализе выделяются метод исследования психики, система знаний о поведении человека и способ лечения психических заболеваний. Помимо классического психоанализа З. Фрейда существует множество других его вариантов, в том числе индивидуальная психология А. Адлера, аналитическая психология К. Г. Юнга, эго-психология А. Фрейд, Х. Хартманна и др., теория объектных отношений М. Кляйн, Р. Фэйрбейрна и др., неофрейдизм К. Хорни, Г. С. Салливана, Э. Фромма и др., структурный психоанализ Ж. Лакана.
Психология
Научные теории, концепции, гипотезы, модели
Семейная психотерапия
Семе́йная психотерапи́я, психотерапевтическая работа с проблемами супружеских, детско-родительских, межпоколенческих отношений, симптомами и поведенческими дисфункциями членов семьи. Основной подход в этом блоке направлений – системная семейная психотерапия, в которой работа со всей семьёй основана на методологии системного подхода. Семья понимается в этом психотерапевтическом направлении как живая открытая система, иерархически организованная и включённая в другие социальные системы, имеющая на каждом этапе жизненного цикла задачу установления равновесия «внутри себя» и с окружающей средой, а также прохождения «кризиса» с переходом к новому этапу цикла. Отличительные особенности семейной психотерапии: рассмотрение проблемы в контексте взаимоотношений в семье, подчиняющихся круговым зависимостям; выяснение не причины, но цели существования симптома в этой системе взаимоотношений, той прагматической функции, которую он в ней выполняет; воздействие на всю эту систему взаимодействия таким образом, чтобы симптом больше не был в ней «нужен».
Психология
1
2
3
4
5