Божович Лидия Ильинична
Божо́вич Ли́дия Ильи́нична [15(28).10.1908, Курск – 20.7.1981, Москва], советский психолог, исследователь в области возрастной психологии, психологии развития и психологии воспитания, создатель научной школы по изучению формирования личности в онтогенезе. Доктор педагогических наук (по психологии), профессор.
Отец Лидии – землеустроитель, мать – домашняя хозяйка. В 1924/1925–1929/1930 гг. Л. И. Божович училась на педологическом отделении педагогического факультета 2-го Московского государственного университета (ныне МПГУ), где преподавал Л. С. Выготский. Вместе с Божович во 2-м МГУ у Выготского учились А. В. Запорожец, Р. Е. Левина, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина (Зинченко. 2021); впоследствии они вошли в историю как «пятёрка учеников Выготского» (Гуткина. Лидия Ильинична Божович ... 2008. С. 12). Совместная работа на семинаре Выготского соединила Божович и Славину на всю последующую жизнь: «Это был мощный научный тандем Божович – Славина, в котором один учёный дополнял другого» (Гуткина. Научная школа ... 2008. С. 21). По воспоминаниям Славиной, в студенческие годы Божович жила в её семье (Прихожан. 2007).
Согласно данным автобиографии Божович (Научный архив ПИ РАО), научную работу она начала ещё в студенческие годы: в 1929 г. под руководством Л. С. Выготского и А. Р. Лурии ею было выполнено (совместно с Л. С. Славиной) экспериментальное исследование подражания у дошкольников, впоследствии опубликованное в журнале «Культурно-историческая психология» (Божович. 2007; Ч. 2. 2007; Ч. 3. 2007; Ч. 4. 2008). Историко-психологическая справка, касающаяся точной даты проведения этого исследования, приведена в работе (Гуткина. Лидия Ильинична Божович ... 2008). В этот же период Божович проводила исследования мышления детей дошкольного возраста.
Общение с Л. С. Выготским определило направление всей дальнейшей научной работы Божович: его культурно-историческая психология стала основанием для проведения её исследований формирования личности. Как писала Божович, «Л. С. Выготский не создал законченного учения о личности… Но подходы к созданию такого учения в его работах существуют. Ведь последний этап его научных исканий был связан с разработкой проблемы аффекта и его "встречи" с интеллектом – с проблемой развития эмоций и возникновения высших чувств. …именно здесь он искал ключ к пониманию… того высшего психического синтеза, который… "с полным основанием должен быть назван личностью ребёнка"» (Божович. Личность ... 2008. С. 359). А потому, по убеждению Божович, важно «продолжить его исследования именно в их собственной логике» (Божович. Личность ... 2008. С. 357).
По окончании вуза Божович была присвоена квалификация педагога с правом быть организатором педологических работ в специальных учреждениях и преподавателя педолого-педагогических дисциплин в педтехникумах и школах 2-й ступени с педагогическим уклоном, специальность «психология». Божович получила направление в психоневрологическую школу-санаторий в деревне Анкудиновка Горьковской области: сначала работала воспитателем, затем заведующей учебной частью. В 1931 г. в связи с замужеством Божович вернулась в Москву и в 1931–1932 гг. была ассистентом на кафедре психологии в Академии коммунистического воспитания имени Н. К. Крупской.
В 1932 г. переехала в Харьков и в 1932–1935 гг. работала в психологическом секторе Всеукраинской психоневрологической академии (Харьков) в должности старшего научного сотрудника. Также в 1932–1934 гг. Божович по совместительству преподавала психологию в Харьковском медико-педологическом институте.
В автобиографии Божович писала, что с 1933 г. её интересы были связаны с педагогической психологией: она проводила исследования процесса усвоения знаний учащимися и роль в этом процессе их активной мысленной деятельности. В этот же период Божович и А. В. Запорожец начали под руководством А. Н. Леонтьева исследования потребностей и мотивов в рамках Харьковской психологической школы, сложившейся на базе сектора психологии Всеукраинской психоневрологической академии. При этом, как отмечала Божович, постепенно наметилось их расхождение с Леонтьевым во взглядах на потребности и мотивы: «мы называли мотивами всё, что побуждает активность ребёнка» (Божович. 1972. С. 22). Как впоследствии писала Божович, «Экспериментальное изучение потребностей и мотивов было начато в советской психологии А. Н. Леонтьевым и его учениками (Л. И. Божович, А. В. Запорожец и др.). В тридцатых годах оно осуществлялось в г. Харькове, а затем было продолжено в Москве» (Божович. 1972. С. 18), а точнее, «в лаборатории формирования личности в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР. Начало этому циклу работ положили исследования мотивов учебной деятельности школьников, проводившиеся в 1945–1949 гг.» (Божович. 1972. С. 21).
По возвращении в Москву с сентября 1935 по 1938 гг. Божович работала старшим научным сотрудником лаборатории педагогической психологии Высшего коммунистического института просвещения (ВКИП).
Как писала Божович в автобиографии, всю жизнь она была связана с Л. С. Выготским. Это привело к её увольнению из института в 1938 г.: директор института, держа в руках её рукопись, заметил, что «от этого пахнет Выготским», на что она ответила: «Вы не знаете, как пахнет Выготский». О каком институте идёт речь, Божович в автобиографии не уточнила; возможно, это ВКИП.
В 1939 г. Божович присуждена степень кандидата педагогических наук (по психологии). Как пишет В. Э. Чудновский, «одним из значимых выводов этого исследования было положение о том, что усвоение школьником знаний существенно обусловлено его личностным отношением к усваиваемому материалу. Этот вывод в дальнейшем станет одним из стержневых направлений её научно-исследовательской деятельности» (Чудновский. 2008. С. 10). В 1946 г. Божович присвоено звание доцента.
В 1938–1940 гг. жила в Полтаве и работала доцентом на кафедре психологии Полтавского государственного педагогического института. В 1940–1941 гг., будучи доцентом кафедры психологии, преподавала в Харьковском государственном педагогическом институте.
В 1941 г. вместе с семьёй эвакуировалась в г. Нижний Ломов Пензенской области, где работала старшим преподавателем педагогики и психологии в учительском институте. В 1942–1943 гг. в составе эвакогоспиталя № 3880 находилась в г. Кыштым (Челябинская область), выполняла обязанности начальника отделения трудовой терапии. Как писала Божович в автобиографии, в последний год эвакуации она вернулась к исследовательской и преподавательской работе: преподавала в Государственном педагогическом институте имени А. И. Герцена (ныне РГПУ), переехавшем во время войны в Кыштым. В 1944 г. вернулась из эвакуации в Москву.
С 1944 г. Божович – старший научный сотрудник отдела детской психологии НИИ психологии АПН РСФСР (ныне ПИ РАО). На момент окончания войны в институте работали С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. А. Смирнов, Б. М. Теплов, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, П. А. Шеварёв, Н. Г. Морозова, И. М. Соловьёв, Н. А. Рыбников, С. В. Кравков, К. Х. Кекчеев, Н. Ф. Добрынин и др. Ещё молодыми, начинающими, на пороге своей научной славы были Л. И. Божович, Н. А. Менчинская, Я. З. Неверович (Психологический ... 2013. С. 92). В 1945 г. в отделе детской психологии была создана лаборатория психологии воспитания школьников, которую возглавила Божович. Предметом исследования лаборатории выступили мотивационные аспекты процесса учения, что получило отражение в публикациях (Божович. 1951; 1955). Божович писала: «… одним из важнейших вопросов формирования личности, а тем самым и одним из важнейших вопросов психологии воспитания, является вопрос о том, как, при каких условиях, объективные отношения, в которых находится ребёнок, становятся отношениями для него самого (т. е. приобретают для него личностный смысл), какую роль выполняет в этом взрослый (учитель, воспитатель) и как при наличии этих отношений формируются качества личности ребёнка» (Божович. 1951. С. 8). По её мнению, центральной проблемой советской психологии того времени являлась «проблема активного формирования личности советского человека, советского ребёнка» (там же), а путь к изучению личности ребёнка лежит через «изучение отношений самого ребёнка к действительности и, в первую очередь, к общественной действительности» (там же). Именно эта проблема стала центральной в исследованиях лаборатории психологии воспитания (там же). В 1960 г. вышел сборник научных работ сотрудников лаборатории «Психологическое изучение детей в школе-интернате» (Психологическое … 1960), в котором были обобщены результаты наблюдений над детьми – воспитанниками школы-интерната, а также психологической работы с такими детьми. Согласно данным автобиографии Божович, профессиональные интересы сотрудников лаборатории с середины 1950-х гг. были сосредоточены вокруг общих проблем и возрастных закономерностей формирования личности ребёнка.
Сохранилась фотография начала 1960-х гг., сделанная по случаю 50-летнего юбилея НИИ психологии АПН РСФСР. На ней запечатлены сотрудники лаборатории: Л. И. Божович, Е. С. Махлах, Л. В. Благонадежина, Л. С. Славина, М. З. Неймарк, Е. И. Савонько, М. А. Алемаскин (см.: Психологический … 2013).
Обсуждая направления работы лаборатории, Божович писала: «… мы полагаем, что дальнейшее углублённое исследование личности ребёнка требует адекватности экспериментальных методов» (Божович. 1960. С. 225), которые должны позволить «не только… глубже и правильнее изучать психологию личности ребёнка, но и использовать полученные выводы в педагогической теории и практике» (Божович. 1960. С. 224). Разработка экспериментальных методов исследования личности ребёнка в дальнейшем стала значимым направлением исследований лаборатории Божович.
В 1966 г. Божович защитила докторскую диссертацию «Возрастные закономерности формирования личности ребёнка» (Божович. 1966) (официальные оппоненты: Н. Ф. Добрынин, Г. С. Костюк, Д. Б. Эльконин). Целью работы было «обобщить и свести в единую систему разнообразные факты и частные закономерности, полученные в исследованиях формирования личности ребёнка, проводившихся в лаборатории психологии воспитания школьника» (Божович. 1966. С. 5). Кроме того, стояла задача осмыслить «жизненные явления, имеющие место в повседневной педагогической практике» (Божович. 1966. С. 5): жизненная и педагогическая практика, по мнению Божович, вносят коррективы в постановку психологических проблем и их последующее исследование. В качестве основных направлений исследований лаборатории были обозначены следующие: «Нас интересовало, при каких условиях происходит формирование у ребёнка устойчивых качеств личности, черт характера, моральных убеждений, как складывается у него правильная устойчивая самооценка и как он научается самостоятельно ставить цели и управлять своим поведением» (Божович. 1966. С. 7). Согласно выдвинутой Божович гипотезе, «личность представляет собой структуру, которая характеризуется прежде всего своей направленностью и определяет весь строй психической жизни человека. Из этого положения вытекает, что нельзя произвольно отсекать изучаемое явление (процесс, свойство, качество) от личности в целом, от её направленности, от системы её отношений к действительности, от её переживаний и поступков» (Божович. 1966. С. 9). Адекватным такому пониманию личности исследовательским методом Божович считала «преобразующий эксперимент», предполагающий изучение личности ребёнка в процессе её активного формирования. Проведённые под руководством Божович исследования позволили сформулировать выводы, касающиеся построения программы воспитания, которая должна ориентироваться «не на отдельные психологические особенности ребёнка, а на целостную структуру его личности, создающую некоторый общий нравственно-психологический облик, свойственный детям в каждый период их возрастного развития» (Божович. 1966. С. 37). Обсуждая вопрос соотношения психологии и педагогики, Божович отмечала, что педагогическая практика должна корректировать психологическое исследование, т. е. «связь психологии с педагогикой даёт правильное направление в развитии самой психологической науки» (Божович. 1966. С. 5), а отсутствие такой связи может приводить к «соскальзыванию психологии в область искусственных построений и артефактов» (Божович. 1966. С. 5).
В 1968 г. издана монография «Личность и её формирование в детском возрасте. Психологическое исследование» (Божович. 1968), написанная по материалам диссертации. Как указывала Божович: «В данной монографии сделана попытка обобщить и свести в единую систему разнообразные факты и частные закономерности, полученные в исследованиях по проблемам формирования личности ребёнка» (Божович. 1968. С. 3). Автор отмечает, что построение общей концепции личности и концепции её формирования не являлось самоцелью, такая задача возникла в ходе исследования и стала условием его дальнейшего развития, поскольку потребовалось объяснить противоречивые экспериментальные факты. Поэтому и концепция личности не может считаться завершённой – она не охватывает всех проблем, а решение некоторых из них не имеет достаточной научной доказательности. Книга Божович, довольно скоро ставшая библиографической редкостью, была включена в вышедшее к её 100-летию издание трудов (Божович. Личность ... 2008).
Учёная степень доктора педагогических наук (по психологии) присуждена Божович в 1967 г., учёное звание профессора по специальности «Психология» – в 1968 г.
По заданию ЦК ВЛКСМ Божович совместно с Т. Е. Конниковой провела исследование психологических основ методики пионерской работы. В итоге работы была подготовлена брошюра «Возрастной подход в работе пионерской организации. Материалы для участников II пленума ЦК ВЛКСМ» (Божович. 1967), приуроченная к февральскому пленуму ЦК ВЛКСМ 1967 г. По мнению авторов, возрастной подход в пионерской работе означает «учёт особенностей всей личности ребёнка, а не отдельных её сторон или качеств. А это значит, что мы должны определить своеобразие личности ребёнка… и построить ту систему педагогической работы с пионерами, которая соответствовала бы психологическому облику ребёнка данного возраста и тенденциям его развития» (Божович. 1967. С. 22). Впоследствии материалы вышли в расширенном издании, где отмечалось, что воспитательные воздействия будут эффективны при условии проведения специальной работы, главная задача которой заключается в том, чтобы «воспринимаемые ребёнком идеи стали бы мотивами, побуждающими и направляющими его поведение и деятельность» (Божович. 1969. С. 91).
В 1960–1970-х гг. Божович в качестве актуальной ставила задачу воспитания потребностей и мотивов, поскольку «полноценное формирование человеческой личности решающим образом зависит от того, какие именно по своему содержанию потребности приобретут… форму самодвижения… в настоящее время в педагогике вообще не поставлена проблема воспитания потребностей: она не выдвигается в качестве специальной задачи воспитания; такого раздела нет в педагогических учебниках, нет его и в программе воспитательной работы школы. Вследствие этого нет и хоть сколько-нибудь разработанной методики воспитания потребностей и мотивов» (Божович. 1972. С. 34).
В конце 1970-х гг. Божович опубликовала в журнале «Вопросы психологии» три статьи (Божович. 1978; 1979а; 1979б), посвящённые этапам развития личности ребёнка; эти статьи впоследствии также вошли в посмертное издание её трудов (Божович. Личность ... 2008). Божович подвела итоги своих исследований: «… этапы формирования личности ребёнка свидетельствуют о том, что чем выше уровень развития его личности, тем более свободным он становится и что формирование личности осуществляется… в условиях его постоянной творческой активности, направленной на перестройку и окружающей его среды, и самого себя» (Божович. Личность ... 2008. С. 356).
С 15 марта 1976 г. Божович научный консультант лаборатории возрастных закономерностей формирования личности, заведование лабораторией перешло к И. В. Дубровиной.
На протяжении всей жизни Божович была преданной ученицей Л. С. Выготского. Её последняя работа – доклад к конференции «Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология» (проведена в декабре 1981, уже после смерти Божович). Напечатанную в журнале «Вопросы психологии» в 1988 г. работу предваряют редакционные комментарии: «То, что её последняя работа посвящена памяти Л. С. Выготского, – "неслучайное" случайное совпадение, это закономерный итог жизни учёного» (Божович. 1988. С. 108).
Награждена медалями «За Победу над Германией», «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», значком «Отличник народного просвещения».
Психологические взгляды Божович выступили предметом многочисленных исследований (Гуткина. Лидия Ильинична Божович ... 2008; Научная школа ... 2008; 2018; Научное ... 2018; Прихожан. 1996; Современные … 2008; Фельдштейн. 1995; Чудновский. 2000; 2008 и др.). Оценивая научный вклад Божович, Н. И. Гуткина подчёркивает, что созданное ею научное направление основывается на оригинальной концепции формирования личности в онтогенезе и может быть названо научной школой (Гуткина. Научная школа ... 2008). О научной школе Божович писали также А. М. Прихожан и Н. Н. Толстых (Прихожан. 1996), В. П. Зинченко (Зинченко. 2021). По мнению Гуткиной, ключевым положением концепции Божович является «представление о личности как о целостной структуре» (Гуткина. Научная школа ... 2008. С. 19). Божович подчёркивала, что «личностью следует называть человека, достигшего определённого уровня психического развития» (Божович. 1968. С. 3), который «делает его способным управлять своим поведением и деятельностью» (Божович. 1968. С. 4). При этом процессы и функции, качества и свойства человека приобретают определённую структуру, центром которой выступает мотивационная сфера.
Поставив задачу проследить закономерности формирования личности ребёнка и выявить условия, благоприятствующие или мешающие этому процессу, Божович пришла к выводу: «…путь формирования личности ребёнка заключается в постепенном освобождении его от непосредственного влияния окружающей среды и в превращении его в активного преобразователя этой среды и в воспитателя собственной личности» (Божович. Личность ... 2008. С. 380). Божович придавала большое значение формированию внутренней позиции личности, которую В. П. Зинченко характеризовал как её «душевный настрой: "лежит душа или не лежит". Только в душе соединены три цвета времени – прошлое, настоящее и будущее, поэтому она догадывается, когда и куда идти, и куда поворачивать» (Зинченко. 2021. С. 55).
Периодизация исследований в лаборатории Божович описана А. М. Прихожан и Н. Н. Толстых, которые выделяют в них три этапа (Прихожан. 1996). Первые исследования, начатые в отделе детской психологии и продолженные в лаборатории психологии воспитания, посвящены изучению мотивов игровой и учебной деятельности детей. На 2-м этапе изучались различные личностные феномены («смысловой барьер», аффект неадекватности, самосознание и самооценка, направленность личности и т. д.) и предпринимались попытки дать целостные характеристики отдельных возрастов. Эти исследования обобщены в монографии «Личность и её формирование в детском возрасте» (Божович. 1968). Последний, 3-й этап – выход на проблемы «высшей личности», гармонической личности, нравственности и мировоззрения (идеалов, убеждений, поведения в ситуации предельного выбора), воли.
Н. И. Гуткина (Научная школа ... 2008) пишет о двух этапах работы лаборатории, выделяя их по критерию используемых в исследованиях методов. На 1-м этапе (2-я половина 1940-х – начало 1950-х гг.) в основном применялся формирующий эксперимент, который Божович называла «преобразующим»; на 2-м – использовался констатирующий эксперимент. Результаты исследований, проведённых с помощью «преобразующего» эксперимента, получили отражение в докторской диссертации Божович (1966). При этом в обоих случаях методы были приближены к условиям реальной жизни ребёнка: формирующий эксперимент обычно проходил внутри школьной жизни ребёнка, а констатирующий – в условиях, максимально приближенных к реальным жизненным ситуациям. Эксперименты тщательным образом продумывались: «чистота проведения эксперимента – это визитная карточка исследований Лидии Ильиничны и её сотрудников» (Гуткина. Научная школа ... 2008. С. 20).
Божович также занималась разработкой вопросов, связанных с воспитанием. Исходя из обусловленности воспитательного процесса возрастными особенностями детей, она подчёркивала связь воспитания и развития и пришла к выводу, что критерий продуктивности воспитательного процесса – появление у детей «устойчивого стремления действовать в соответствии с требованиями воспитания в любых условиях и ситуациях» (Божович. 1968. С. 446).
О Божович сохранились воспоминания сотрудников и коллег (Гуткина. Лидия Ильинична Божович ... 2008; Научная школа ... 2008; Прихожан. 2007; Фельдштейн. 1995; Чудновский. 2008; и др.). В. П. Зинченко писал: «Л. И. Божович – в науке непредсказуемая и непримиримая личность, боец; в жизни – человек мягкий и добрый… В психологии достаточно редкий случай, когда подлинная личность разрабатывает проблематику личности» (Зинченко. 2021. С. 59).