Педология
Педоло́гия (от греч. παῖς, род. падеж παιδός – ребёнок, дитя, мальчик и ...логия), комплексная междисциплинарная наука о ребёнке, объединяющая исследования детского развития, полученные представителями различных отраслей знания – психологами, педагогами, биологами, педиатрами, антропологами, социологами и др.
Педология появилась на рубеже 19–20 вв. Её основатель – Г. С. Холл, распространяя действие биогенетического закона на человека, обратил внимание на важность изучения процесса становления психики конкретного ребёнка для разработки генетического метода в общей психологии. Им были разработаны специальные вопросники в целях изучения различных сторон психики детей и составления комплексной характеристики их развития. Педология получила широкое распространение как в США, так и в европейских странах. Пионерами её были врачи и биологи, располагавшие, в отличие от психологов, большим количеством разработанных методов исследования детей. Однако начиная с 1920-х гг. на первый план постепенно выходят именно психологические аспекты исследований, а название «педология», предложенное в 1893 г. учеником Холла – О. Крисманом, было заменено на child study (исследование ребёнка).
Инициаторами педологии в Европе были Дж. Сёлли в Великобритании, Э. Мёйман и В. Штерн в Германии, Э. Клапаред в Швейцарии, А. П. Нечаев, Н. Е. Румянцев и В. М. Бехтерев в России. Работы Сёлли «Очерки по психологии детства» (1884) и «Педагогическая психология» (1886) способствовали проникновению идей педологии в учебные заведения, частичному изменению программ обучения и стиля общения педагогов с детьми. На основе идей Сёлли М. Монтессори разработала систему упражнений, способствующих интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Своеобразной энциклопедией педологии стали «Лекции по экспериментальной педагогике» (т. 1–3, 1907–1908) Мёймана, считавшего главной задачей педологии разработку методологических основ обучения детей. Штерн, сменивший Мёймана на посту заведующего психологической лабораторией в Гамбургском университете и редактора «Журнала по педагогической психологии и экспериментальной педагогике» (Zeitschrift für Pädagogische Psychologie und Experimentelle Pädagogik), поставил в центр своих исследований анализ целостного развития личности ребёнка, а не только его мышления и речи. Клапаред предложил разделить педологию на прикладную и теоретическую, основанный им Педагогический институт имени Ж.-Ж. Руссо в Женеве стал международным центром экспериментальных исследований в области педологии и возрастной психологии.
В 1904 г. в Санкт-Петербурге под руководством А. П. Нечаева были открыты первые в России педологические курсы, Нечаев и Н. Е. Румянцев выпустили серию книг и журналов по педагогической психологии и педологии, по их инициативе в 1906–1916 гг. было созвано пять Всероссийских съездов по педологии. В. М. Бехтерев, положивший начало научно-исследовательской разработке педологии, создал целую сеть педологических учреждений (он разделил их на научно-лабораторные и научно-клинические), в том числе в 1907 г. – педологическое отделение в санкт-петербургском Психоневрологическом институте, ставшее ведущим центром педологических исследований.
Главные задачи педологии – обучение кадров и поиск объективных методов исследования психики, каковыми являлись наблюдение, естественный и рефлексологический эксперименты, разработанные А. Ф. Лазурским, А. П. Нечаевым и В. М. Бехтеревым, а также тесты, анкеты, биографический, статистический и антропометрический методы, разработанные М. М. Рубинштейном, Нечаевым, Румянцевым, позднее П. П. Блонским, М. Я. Басовым, А. С. Залужным, А. Б. Залкиндом, Л. С. Выготским.
Интенсивное развитие педологии после 1917 г. было связано с поставленной перед ней задачей воспитания нового человека, что заставляло вглядываться в значение социальной среды в этом процессе. В то же время поиски объективного метода исследования привели к увлечению биогенетическими теориями (теория рекапитуляции, психоанализ). Главные дискуссии 1920-х гг. проходили в борьбе этих двух направлений – социогенетического и биогенетического, которые по-разному истолковывали взаимодействие биологических и социальных факторов, наследственности и среды в развитии психики. Лидер биогенетического направления – П. П. Блонский, а социогенетического – А. Б. Залкинд. Центральным при этом был вопрос о том, насколько биологические механизмы, лежащие в основе психического развития, пластичны и гибки, т. е. насколько среда может воздействовать на них. Наибольшие расхождения заключались в оценке методов обучения и воспитания.
В результате дискуссий и обсуждений к 1928 г. выработана более или менее единая позиция, зафиксированная в резолюции Первого Педологического съезда (конец 1927 – начало 1928). Однако начиная с 1930 г. усиливаются нападки на педологию, связанные как с её действительными (отсутствие достаточного числа квалифицированных практиков, разрыв между теорией и практикой), так и с мнимыми ошибками. Цель, поставленная педологией, – формирование активной, творческой личности и индивидуальный подход к каждому ребёнку – уже не была актуальной в условиях изменившейся действительности. Свобода, уходящая из жизни общества, уходила и из жизни школы, которая вместо отношений сотрудничества между учителями и учениками вводила иерархические отношения подчинения и послушания. Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (1936) привело к директивному закрытию педологии как науки.