Дифференциальная психология
Дифференциа́льная психоло́гия (англ. differential psychology; психология индивидуальных различий), область психологической науки, изучающая детерминанты и диапазон групповой, типологической и индивидуальной вариативности психологических характеристик людей, а также индивидуальность как уникальное и целостное единство особенностей конкретного человека.
В советский период использовалось преимущественно название «психология индивидуальных различий» (Психология индивидуальных различий ... 1982), но дифференциально-психологическая феноменология более многогранна и включает наряду с индивидуальными также групповые и типологические различия.
В самостоятельную научную область дифференциальная психология стала оформляться на рубеже 19–20 вв., хотя некоторые разделы дифференциально-психологического знания (учение о темпераменте, характерология и др.) зародились в античный период и развивались на протяжении многих веков.
В 1895 г. А. Бине и В. Анри так сформулировали задачи новой психологической области: «Общая психология изучает общие свойства психических процессов, которые, следовательно, присущи всем индивидам; индивидуальная психология, напротив, изучает те свойства психических процессов, которые варьируют от одного человека к другому, она должна выявить эти вариабельные свойства и затем изучить, в какой степени и как они изменяются у разных людей» (Binet. 1895. P. 411).
Для становления дифференциальной психологии большое значение имели психогенетические исследования способностей Ф. Гальтона (Galton. 1869), психометрические исследования интеллекта Дж. Кеттелла (Cattell. 1890) и А. Бине (Binet. 1905), исследования стиля жизни в индивидуальной психологии А. Адлера (Adler. 1920), программа исследования и классификация типов личности А. Ф. Лазурского (Лазурский. 1922) и др.
Предпосылками формирования дифференциальной психологии как самостоятельной научной области были:
развитие идиографического подхода в психологии;
важные открытия в области физиологии и генетики;
развитие методов математической статистики;
развитие экспериментального метода в психологии;
развитие средств и техник психологического тестирования;
необходимость практического приложения научных психологических знаний.
Методологические основания дифференциальной психологии сформулированы В. Штерном в 1900 г. в книге «О психологии индивидуальных различий (Идеи к "Дифференциальной психологии")» (Stern. 1900). Публикацию этой книги принято считать датой основания дифференциальной психологии, а самого Штерна – её основоположником. В 1911 г. был опубликован существенно доработанный вариант этой книги под названием «Дифференциальная психология и ее методические основы» (Stern 1911; Штерн. 1998). В 1912 г. в работе «Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста» В. Штерн предложил понятие коэффициента интеллекта (IQ) вместе с формулой его вычисления (Stern. 1912; Штерн. 1915).
В американской науке дифференциальная психология получила развитие и популярность благодаря усилиям А. Анастази, которая в 1937 г. в книге «Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении» изложила методологические проблемы исследования групповых (половых, расовых, культурных, сельско-городских и др.) различий (Anastasi. 1937; Анастази. 2001). Этот учебник признан классическим, одним из лучших академических текстов, образцом ясности, полноты и синтеза.
В российской психологии исследования индивидуальных различий проводились преимущественно в рамках дифференциально-психофизиологического направления, развивающего идеи И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Б. М. Теплов и В. Д. Небылицын являются основателями самостоятельной научной отрасли – дифференциальной психофизиологии (Небылицын. 1966).
Понятие дифференциации (лат. differentia – разность, различие) в рамках данной области психологического знания раскрывается в следующих аспектах.
Дифференциация и вариация (лат. variatio – изменение). Вариативность означает изменчивость показателей и разнообразие проявлений какого-либо признака. Например, право- и левостороннее проявление моторных (ведущие рука и нога) и сенсорных (ведущие глаз, ухо) асимметрий у конкретного человека обозначается как профиль латеральной организации. Пределы диапазона вариативности определяются наименьшим (минимум) и наибольшим (максимум) значением проявления некоторого признака. Детерминанты вариативности психологических характеристик людей также разнообразны: наследственные и средовые, пренатальные и постнатальные и др.
Дифференциация и спецификация (лат. species – особь, вид, разновидность). Среди всех психологических характеристик важно выявить и выбрать наиболее существенные, которые информативным и экономичным образом создают личностный профиль человека либо релевантны задачам сравнительного исследования. Согласно лексической гипотезе (Allport. 1936), все значимые индивидуальные различия зафиксированы в словах естественного языка. Чем более отчётливо и устойчиво проявляются какие-то особенности личности и поведения, тем вероятнее, что они найдут своё выражение в одном слове или словосочетании – дескрипторе некой личностной черты. Тезаурус дескрипторов личностных черт на материале слов русского языка разработал А. Г. Шмелев (Шмелев. 2002).
Дифференциация и типизация (греч. τύπος – отпечаток, форма, образец). Единицей типологического знания, отмечает Т. М. Марютина, является совокупность признаков, образующих внутренне устойчивое ядро взаимозависимостей (Марютина. 2017. С. 70). Типологический подход направлен на изучение закономерностей, на основании которых образуются устойчивые связи, сцепления, кластеры, симптомокомплексы определённых психических свойств. Типологии разрабатываются как умозрительно в рамках некой теоретической модели или схемы, так и эмпирически – путём обобщения клинического опыта или использования методов математической статистики (например, кластерного анализа). Разделение на типы может, согласно В. Штерну, осуществляться по трём схемам: монотипичной, антитипичной и политипичной (Stern. 1911. P. 181).
Дифференциация и стратификация (лат. stratum – слой, пласт). Изучение групповых различий предполагает формирование групп (страт), объединённых неким внешним по отношению к психике признаком (пол, возраст, уровень образования, семейное положение, национальность, профессия и т. п.). Статистически подтверждённые различия между группами нельзя автоматически присваивать конкретным людям, относящимся к этим группам. Распределения признака в группах обычно имеют значительную область пересечения, а различия внутри каждой группы, как правило, больше различий между группами.
Дифференциация и индивидуация (лат. individuum – неделимое). В теории К. Г. Юнга процесс индивидуации как «самостановление» или «самоосуществление» заключается в том, чтобы стать отдельным существом и собственной самостью (Юнг. 2009. С. 66).
Дифференциация и диссоциация (лат. dissociatio – разделение). Диссоциативность психического К. Г. Юнг относит к области патопсихологии (Юнг. 2008). Такие диссоциативные симптомы, как расщепление Эго, разрозненность мыслей и чувств, спутанность сознания, действительно возникают вследствие психотравматизации. Однако структурная диссоциация – необходимый этап усложнения и зрелости внутрииндивидуальной организации, механизм перехода от глобальной неделимости индивида к собственно индивидуальности как дифференцированной целостности конкретного человека (Трухан. 2017).
Дифференциация и интеграция (лат. integratio – восстановление, соединение). Исследования отдельных психологических сфер не дают возможности, отмечает М. С. Егорова, понять индивидуальность: легче расчленить целостную психологическую структуру, чем собрать воедино полученные элементы и понять, каким образом их интеграция образует целостную индивидуальность (Егорова. 1997. С. 125). Интегральная индивидуальность представляет собой, согласно В. С. Мерлину, «особый, выражающий индивидуальное своеобразие характер связи между всеми свойствами человека» (Мерлин. 1986. С. 19). «Каждое отдельное свойство... в одних своих проявлениях и в зависимости от одних условий типично, т. е. присуще какой-то группе людей, в других проявлениях и в зависимости от других условий оно индивидуально-своеобразно, единственно и неповторимо» (Мерлин. 1986. С. 19).
Таким образом, основным предметом изучения дифференциальной психологии является индивидуальность человека как интегральная биопсихосоциальная характеристика, а её задачами – не только идиографический, но и структурно-функциональный, уровневый, а также системный анализ индивидуальности. Сущность индивидуальности выражена в таких свойствах, как целостность, неделимость, уникальность, единичность, автономность, суверенность, тождественность, неповторимость, аутентичность, активность, рефлексивность, субъектность.
В целом дифференциальной психологии присущи междисциплинарность наряду с преобладанием узконаправленных концепций, а также ориентация на решение как исследовательских, так и широкого круга прикладных задач.