Дьюи Джон
Дью́и Джон (John Dewey) (20.10.1859, Берлингтон, штат Вермонт – 1.6.1952, Нью-Йорк), американский философ, систематизатор прагматизма, создатель его инструменталистского варианта. По окончании Вермонтского университета (1879) работал учителем в школе. В 1882–1884 гг. учился в Университете Джонса Хопкинса в Балтиморе, где слушал лекции Ч. С. Пирса. Испытал влияние У. Джеймса. В 1884–1894 гг. преподавал в Мичиганском университете, в 1888–1889 гг. – в Университете Миннесоты, в 1894–1904 гг. профессор и декан факультета философии, психологии и педагогики Чикагского университета, где в 1896 г. организовал экспериментальную школу-лабораторию. В 1904–1930 гг. в Колумбийском университете (Нью-Йорк), основал The Journal of Philosophy, Psychology and Scientific Methods (1904; с 1921 The Journal of Philosophy). Выступал с лекциями в Китае, Японии, Мексике. В 1928 г. посетил СССР, опубликовал «Впечатления о Советской России и революционном мире» («Impressions of Soviet Russia and the revolutionary world», 1929). Участвовал в общественном суде, снявшем с Л. Д. Троцкого обвинения Москвы в шпионаже (Мексика, 1937).
Центральное понятие философии Дьюи – опыт, охватывающий все формы и проявления человеческой жизни, весь мир человека в его органической целостности – природу, сознание, культуру (Дьюи называл свою позицию «эмпирическим натурализмом» – «Опыт и природа», «Experience and nature», 1925). Призывая обратиться от «проблем философов» к «проблемам людей», Дьюи предложил «реконструкцию философии» («Reconstruction in philosophy», 1920, рус. пер. 2001), чтобы сделать её практически значимой: философия, по Дьюи, возникла не из чувства удивления, но в силу наличия социально-практических напряжений, и её задача – способствовать решению тех реальных проблем, с которыми человек сталкивается в жизни. Познание для Дьюи – не установление неких чистых истин, но возможность эффективного разрешения проблемных ситуаций, вызывающих затруднения и побуждающих к мышлению. В качестве средства для этого Дьюи предлагал свою теорию исследования, ядро которой составляет «экспериментальная логика» решения проблем («Logik. The theory of inquiry», 1938). В ней Дьюи выделяет 5 этапов: 1) осознание затруднения; 2) формулировка проблемы, прояснение её содержания и границ; 3) выдвижение гипотезы для возможного решения проблемы; 4) выведение следствий из неё и критическое их рассмотрение; 5) экспериментальная проверка гипотезы. Все проблемные ситуации, по Дьюи, уникальны, поэтому для их разрешения не существует общего ключа, инструментальный метод требует каждый раз начинать всё сначала и двигаться путём проб и ошибок. Т. о., понятия, идеи, теории выступают для Дьюи в качестве интеллектуальных инструментов, необходимых для решения проблемы, и в той мере, в какой они оказываются успешными и пригодными для этой цели, они признаются истинными. Отвергая традиционную концепцию истины как соответствия «идеи» и «реальности», Дьюи противопоставляет ей операциональное понимание истины как принятого – в результате «удовлетворительного соглашения» субъектов – «верования» (belief), что открывает возможности для сомнения и критики («Поиск достоверности» – «The quest for certainty», 1929).
Отстаивая в своих социально-политических работах реформистскую программу постепенных и частичных улучшений жизни общества, Дьюи считал предложенный им экспериментальный метод «организованного совместного исследования» наилучшим средством для решения различных проблем в демократическом обществе, в защите принципов которого он видел свою главную социальную и моральную задачу. При этом демократия в понимании Дьюи не сводится к форме правления, но, будучи «воинствующей верой», она пронизывает самые различные явления общественной жизни, такие как публичные дискуссии, конструктивное сотрудничество, индивидуальная ответственность и инициативность в процессе совместной деятельности, нацеленной на достижение общего блага, и т. п.
В своём понимании общества как органической целостности, состоящей из множества институтов, каковые в своей совокупности и формируют человеческую личность, Дьюи противостоял доктринам классического либерализма 18–19 вв., рассматривавшим индивидов как первичную данность в соотнесении с внешними политическими институциями. Отмечая, что современные социальные институты, демократичные по форме, имеют тенденцию склоняться «в пользу привилегированной плутократии», Дьюи видел задачу «жизнеспособного демократического либерализма» в том, чтобы с помощью контроля над «материальными и механизированными силами» добиться стабилизации «социализированной экономики» как предпосылки для высвобождения и полного развития способностей индивида («Либерализм и социальное действие» – «Liberalism and social action», 1935).
Считая, что основополагающим институтом в деле формирования демократического общества является школьная система, Дьюи разработал педагогическую концепцию прогрессирующего образования («Демократия и образование» – «Democracy and education», 1916, рус. пер. 2000), оказавшую большое влияние на современную педагогическую мысль и реформу школы. Основная её идея состоит в том, что школа – не подготовка к будущей жизни, а сама жизнь в её особой форме. Школа должна «обучать посредством деланья»: не наполнять головы детей готовыми знаниями, а развивать у них навыки самостоятельного решения различных проблем. Педоцентричная концепция обучения Дьюи оказала влияние на общий характер работы школ США и других стран, в том числе советской школы 1920-х гг., что нашло своё выражение в т. н. комплексных программах и в методе проектов.
Дьюи оказал огромное влияние на американскую философскую и общественную мысль 20 в. вплоть до постмодернизма.