Давыдов Василий Васильевич
Давы́дов Васи́лий Васи́льевич (31.8.1930, Москва – 19.3.1998, Когалым, Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменская область), российский психолог и педагог, академик (1978) и вице-президент (1989) Российской академии образования, почётный член Национальной академии образования США (1982). Окончил МГУ (1953). С 1956 г. работал в НИИ общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (профессор с 1973, директор в 1974–1983, 1991–1992).
Опираясь на культурно-историческую психологию Л. С. Выготского, дал логико-психологическое обоснование теории развивающего обучения. Рассматривал развитие как происходящее в контексте двух типов отношений: ребёнок – предмет – взрослый (отношение ребёнок – взрослый опосредствовано предметом) и ребёнок – взрослый – предмет (отношение ребёнок – предмет опосредствовано взрослым). В результате многолетних экспериментальных исследований (с 1959, совместно с Д. Б. Элькониным) выявил условия организации развивающего обучения, направленного на формирование теоретического, понятийного мышления, принципиально отличающегося от обыденного, «житейского» мышления по типу своих обобщений.
На основе своей теории учебной деятельности разработал и опробовал на практике диагностические методики определения уровня развития теоретического мышления и педагогические методы развивающего обучения, на базе которых был построен ряд учебных программ по общеобразовательным предметам. Главный редактор Российской педагогической энциклопедии (т. 1–2, 1993–1999).