Когнитивная психология
Когнити́вная психоло́гия, ведущее направление экспериментальной психологии 2-й половины 20 в. и начала 21 в. Исследует когнитивные процессы – восприятие, внимание, память, обучение, воображение, речевую и невербальную коммуникацию, мышление, а также состояния сознания, эмоции и мотивацию в контексте познавательной и практической активности человека.
Когнитивная психология формировалась под влиянием практических задач оптимизации взаимодействия человека с техническими системами (инженерная психология, эргономика) и поддержки процессов обучения. Эти задачи не могли быть решены в рамках доминировавшего в американской психологии до 1960-х гг. бихевиоризма, ориентированного на лабораторные эксперименты с животными. В отличие от бихевиоризма когнитивная психология не только вновь поставила ментальные (т. е. относящиеся к внутреннему миру человека) понятия в центр исследований, но и допустила возможность использования данных самонаблюдения (интроспекции), которые, однако, не рассматриваются как самодостаточные и требуют подтверждения и объяснения с помощью более объективных экспериментальных процедур естественно-научного типа.
Непосредственными предшественниками когнитивной психологии были создатели гештальтпсихологии, исследователи интеллектуального развития ребёнка (К. Бюлер, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже) и некоторые представители необихевиоризма, признававшие существование внутренних репрезентаций окружения (таких, как открытые Э. Толменом у крыс когнитивные карты). Важную роль для становления когнитивной психологии сыграл анализ нарушений познавательных функций и речи в нейропсихологии (А. Р. Лурия, Д. Хебб и др.). В середине 20 в. вместе с компьютерной революцией и в связи с лингвистическими работами Н. Хомского, продемонстрировавшими возможность алгоритмического подхода к описанию синтаксиса речи, анализ внутренних психических процессов практически заменил исследования бихевиористского типа. Начало компьютерного моделирования процессов решения задач в работах по искусственному интеллекту воспринималось как прямое продолжение исследований мышления в работах О. Зельца, представителя Вюрцбургской школы. В 1967 У. Найссером написано первое учебное руководство по когнитивной психологии.
В ранний период развития когнитивной психологии центральное место занимали исследования внимания, и в особенности памяти. На базе т. н. компьютерной метафоры структура познавательных процессов у человека трактовалась по аналогии со структурой переработки информации в вычислительном устройстве, внимание – как разновидность фильтра, осуществляющего отбор поступающей информации по сенсорным признакам (Д. Бродбент), а память – как цепочка блоков удержания информации на тот или иной срок. Чаще всего рассматривалась структура памяти, состоящая из трёх таких блоков (Р. Аткинсон и др.): очень кратковременного (сенсорная память), кратковременного (рабочая память) и долговременного (семантическая память).
С конца 1980-х гг. когнитивная психология стала частью более широкого междисциплинарного движения, получившего название «когнитивная наука», что привело к значительному расширению методического арсенала и задач исследований. Наряду с оценкой точности и скорости решения задач стали широко использоваться разнообразные нейрофизиологические методы, к которым позднее добавились методы нейрогуморальных и генетических исследований. Важную роль продолжает играть компьютерное моделирование ментальных процессов, для которого в последние годы часто используются искусственные нейронные сети. В центр внимания исследователей выдвинулись вопросы развития когнитивных процессов, индивидуальных и межкультурных различий, социального взаимодействия.
Благодаря новым методам трёхмерного картирования работы мозга в начале 21 в. были значительно уточнены представления о мозговой локализации психических функций, выявлены отдельные компоненты нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих такие сложные процессы, как целеполагание, самоконтроль и рефлексивное сознание. Одним из результатов стало описание множественности форм ранее казавшихся едиными когнитивных процессов. Так, было выявлено существование как минимум трёх различных систем внимания (системы бдительности, ориентировки и контроля), нескольких систем памяти (процедурной и декларативной, семантической и эпизодической памяти), двух систем восприятия (пространственной локализации и идентификации объектов), двух систем мышления (интуитивного и рационального) и воображения (репродуктивного и творческого).
Заметную роль в современной когнитивной психологии играет использование новых технологий, таких как виртуальная реальность, позволяющая не только создавать у человека живую иллюзию пребывания в некотором предметном пространственном окружении, но и реализовывать на этой основе разнообразные сценарии практической деятельности и тренировки навыков, для анализа которой часто используются психофизиологические методы, а также регистрация глазодвигательной активности.
В силу междисциплинарного характера большинства проблем когнитивной психологии их исследование в ряде случаев теряет узкопсихологическую специфику, уступая нейропсихологическим и нейрофизиологическим исследованиям, лингвистическим теориям (см. Когнитивная лингвистика), компьютерным и математическим моделям.