Научные направления

Когнитивная психология

Когнити́вная психоло́гия, ведущее направление экспериментальной 2-й половины 20 в. и начала 21 в. Исследует когнитивные процессы – , , , обучение, , и , , а также состояния , и в контексте познавательной и практической активности человека.

Когнитивная психология формировалась под влиянием практических задач оптимизации взаимодействия человека с техническими системами (, ) и поддержки процессов обучения. Эти задачи не могли быть решены в рамках доминировавшего в американской психологии до 1960-х гг. , ориентированного на лабораторные эксперименты с животными. В отличие от бихевиоризма когнитивная психология не только вновь поставила ментальные (т. е. относящиеся к внутреннему миру человека) понятия в центр исследований, но и допустила возможность использования данных самонаблюдения (), которые, однако, не рассматриваются как самодостаточные и требуют подтверждения и объяснения с помощью более объективных экспериментальных процедур естественно-научного типа.

Непосредственными предшественниками когнитивной психологии были создатели , исследователи интеллектуального развития ребёнка (, , ) и некоторые представители , признававшие существование внутренних репрезентаций окружения (таких, как открытые у крыс когнитивные карты). Важную роль для становления когнитивной психологии сыграл анализ нарушений познавательных функций и речи в (, и др.). В середине 20 в. вместе с компьютерной революцией и в связи с лингвистическими работами , продемонстрировавшими возможность алгоритмического подхода к описанию синтаксиса речи, анализ внутренних психических процессов практически заменил исследования бихевиористского типа. Начало компьютерного моделирования процессов решения задач в работах по воспринималось как прямое продолжение исследований мышления в работах , представителя . В 1967 написано первое учебное руководство по когнитивной психологии.

В ранний период развития когнитивной психологии центральное место занимали исследования внимания, и в особенности памяти. На базе т. н. компьютерной метафоры структура познавательных процессов у человека трактовалась по аналогии со структурой переработки информации в вычислительном устройстве, внимание – как разновидность фильтра, осуществляющего отбор поступающей информации по сенсорным признакам (), а память – как цепочка блоков удержания информации на тот или иной срок. Чаще всего рассматривалась структура памяти, состоящая из трёх таких блоков ( и др.): очень кратковременного (), кратковременного (рабочая память) и долговременного ().

С конца 1980-х гг. когнитивная психология стала частью более широкого междисциплинарного движения, получившего название «», что привело к значительному расширению методического арсенала и задач исследований. Наряду с оценкой точности и скорости решения задач стали широко использоваться разнообразные нейрофизиологические методы, к которым позднее добавились методы нейрогуморальных и генетических исследований. Важную роль продолжает играть компьютерное моделирование ментальных процессов, для которого в последние годы часто используются искусственные . В центр внимания исследователей выдвинулись вопросы развития когнитивных процессов, индивидуальных и межкультурных различий, социального взаимодействия.

Благодаря новым методам трёхмерного в начале 21 в. были значительно уточнены представления о мозговой локализации психических функций, выявлены отдельные компоненты нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих такие сложные процессы, как целеполагание, самоконтроль и рефлексивное сознание. Одним из результатов стало описание множественности форм ранее казавшихся едиными когнитивных процессов. Так, было выявлено существование как минимум трёх различных систем внимания (системы бдительности, ориентировки и контроля), нескольких систем памяти (процедурной и декларативной, семантической и эпизодической памяти), двух систем восприятия (пространственной локализации и идентификации объектов), двух систем мышления (интуитивного и рационального) и воображения (репродуктивного и творческого).

Заметную роль в современной когнитивной психологии играет использование новых технологий, таких как , позволяющая не только создавать у человека живую иллюзию пребывания в некотором предметном пространственном окружении, но и реализовывать на этой основе разнообразные сценарии практической деятельности и тренировки навыков, для анализа которой часто используются психофизиологические методы, а также регистрация глазодвигательной активности.

В силу междисциплинарного характера большинства проблем когнитивной психологии их исследование в ряде случаев теряет узкопсихологическую специфику, уступая нейропсихологическим и нейрофизиологическим исследованиям, лингвистическим теориям (см. ), компьютерным и математическим моделям.

  • Психологические дисциплины
  • Психологические концепции
  • Психологические термины