Коул Майкл
Ко́ул Майкл (Michael Cole) (род. 13.4.1938, Лос-Анджелес, штат Калифорния), американский кросс-культурный психолог, африканист, специалист по экспериментальной психологии обучения, близок культурно-исторической психологии. Изучал психологию в Калифорнийском (1957–1959) и Индианском университетах (1959–1962). Защитил докторскую (Ph. D.) диссертацию по психологии на тему «Поисковое поведение: процедура корректировки трехвариантного выбора при научении вероятностям» (1962) в Индианском университете. Внёс важный вклад в диалог между советскими и американскими учёными. В 1969–2002 гг. был редактором журнала Soviet Psychology / Journal of Russian and East European Psychology («Советская психология» / «Журнал российской и восточно-европейской психологии») и ряда работ отечественных психологов на английском языке. Профессор Калифорнийского университета в Сан-Диего (1978–1999), почётный доктор нескольких европейских университетов, член Российской академии образования (2008) и многих других академий и ассоциаций.
В 1962–1963 гг. М. Коул вместе с женой – психологом Шейлой Коул – посетил СССР на грант от Госдепартамента США для ознакомления с методикой изучения рефлекторных реакций при вербальном научении. Интерес к этой методике был вызван тем, что она опиралась на метод сопряжённых моторных реакций А. Р. Лурии, на основе которого в США был создан «детектор лжи». Однако, по признанию Коула, знакомство с культурно-исторической теорией Л. С. Выготского перевернуло в целом его научное мировоззрение: центральной проблематикой его исследований стало изучение процессов научения на основе межкультурных сопоставлений. В предисловии и послесловии к английскому изданию автобиографии А. Р. Лурии (2005) М. Коул подробно описал историю своего вхождения в культурно-историческую психологию, а в приложении к нему на DVD-диске вступил в развёрнутый диалог о наследии этой школы с различными исследователями.
С 1963 г. М. Коул проводил кросс-культурные исследования в Либерии. Первыми его испытуемыми стали школьники африканского народа кпелле. Столкнувшись с трудностями интерпретации полученных данных, учёный снова посетил в 1966 г. А. Р. Лурию, чтобы подробно изучить результаты и методики его кросс-культурных экспедиций в Среднюю Азию в 1931 и 1932 гг. С этого времени визиты Коула в СССР стали регулярными. В 1970 г. во втором кросс-культурном исследовании кпелле (на этот раз крестьян-рисоводов) М. Коул во многом опирался именно на методики двух экспедиций А. Р. Лурии в Узбекистан и Киргизию. Результаты исследований М. Коула и его коллег были опубликованы в ряде статей, а также книге «Культурный контекст научения и мышления» (1971). Их методологическое осмысление представлено в работе «Культура и мышление. Психологический очерк» (1974), написанной совместно с С. Скрибнер и опубликованной с сокращениями в СССР уже в 1977 г. В этой работе характерна попытка использовать методологический инструментарий Выготского – Лурии, в частности, понятие о «функциональных системах» (Коул. 1977. С. 235–240), не приведшая, однако, исследователей к существенному переосмыслению экспериментальных результатов.
Хорошо осознавая ограниченность психологических тестов при изучении таких сложных процессов, как научение, восприятие, память и мышление, М. Коул старался дополнить их методами социокультурной антропологии: «…мы предлагаем подойти к проблеме при помощи двух методов – эксперимента, который представляет собой средство исследования психолога, и наблюдения, которое является инструментом антрополога. Мы считаем – и надеемся это показать, – что эти два метода, часто рассматриваемые как не связанные между собой или даже противоположные способы исследования, в действительности дополняют и обогащают друг друга» (Коул. 1977. С. 226). Эти методологические предпосылки в большей мере, чем методология культурно-исторической психологии, легли в основу новой серии исследований, осуществлённых в течение нескольких полевых сезонов в 1973–1978 гг. в Либерии и одного сезона – на п-ове Юкатан (Мексика). Под руководством Коула работал коллектив учёных, в который входили антрополог, лингвист и математик.
В Либерии испытуемыми стали представители народа ваи, у которых сопоставлялись три различных варианта владения грамотностью: автохтонным слоговым письмом, школьным английским и изучаемым в коранических школах арабским. Результаты исследований были опубликованы в книгах «Образование и когнитивное развитие: результаты экспериментального исследования» (1979) и «Психология грамотности» (1981). Хотя последняя стала классической в кросс-культурной психологии, учёные так и не смогли ответить на главный вопрос исследования: существуют ли фундаментальные различия в мышлении в зависимости от грамотности. Различия были зафиксированы только в отдельных когнитивных процессах, не позволяющих судить о строении и функционировании мышления в целом. Наиболее важным выводом стало то, что приобретённые в школе теоретические навыки (например, силлогическое мышление, лингвистическая классификация) существенно редуцируются, если после получения школьного образования вплоть до десяти классов они редко поддерживаются в теоретическом контексте.
Одновременно с М. Коулом схожие данные были получены учеником А. Р. Лурии эстонским исследователем П. Тульвисте при изучении силлогического мышления у нганасан Таймырского полуострова и киргизов в Средней Азии. Позже на основе методологии культурно-исторической психологии П. Тульвисте дал общую критику подхода Коула в кросс-культурных исследованиях (1988). В то же время создатель концепции «симпрактической культуры» В. Н. Романов (1991) выделил наиболее существенное расхождение между Коулом – Скрибнер и Выготским – Лурией в интерпретации кросс-культурных экспериментальных данных.
Следуя междисциплинарной парадигме, М. Коул создал и возглавил в 1978 г. Лабораторию сравнительных когнитивных исследований человека при Калифорнийском университете в Сан-Диего. Первые её бюллетени намечали широкий план исследований, однако проблема мышления человека оказалась далеко превосходящей возможности современных учёных. С середины 1980-х гг. Коул сосредоточился на теоретическом поиске точек соприкосновения между педагогическими исследованиями в рамках американского бихевиоризма и российской культурно-исторической школой. Этот подход нашёл воплощение в многочисленных публикациях учёного, среди которых учебник по детской психологии «Развитие детей» (1989), написанный совместно с Ш. Коул, и монография «Культурно-историческая психология: наука будущего» (1997). Эти работы, как и выдвинутая (2010) Коулом «культурно-историческая теория деятельности» (cultural–historical activity theory – CHAT), лишь выборочно опираются на культурно-историческую теорию Л. С. Выготского, учитывая далеко не все её положения. Исследования Коула охватывают целую эпоху экспериментальной психологии научения в американском бихевиоризме, фундаментальный подход которого к человеку как к окультуренному животному, так и остался не до конца преодолён учёным.