Каптерев Пётр Фёдорович
Ка́птерев Пётр Фёдорович [7(19).7.1849, село Клёново Подольского уезда Московской губернии – 7.9.1922, Воронеж], российский педагог и психолог. Брат Н. Ф. Каптерева. После окончания (1872) Московской духовной академии совмещал преподавательскую работу в учебных заведениях Санкт-Петербурга (в том числе в 1885–1917 по Ведомству учреждений императрицы Марии, профессор с 1912) с общественной деятельностью в Педагогическом музее военно-учебных заведений, в Петербургском педагогическом обществе, Фребелевском обществе, Петербургском комитете грамотности. В петербургский период (1872–1918) разрабатывал проблемы дошкольной педагогики и семейного воспитания, дидактики, истории русской педагогики, педагогической психологии. Обосновал роль дошкольных учреждений в формировании личности гражданина, сформулировал главные принципы взаимоотношений между детским садом и семьёй, разработал основы семейного воспитания. Под редакцией Каптерева издана «Энциклопедия семейного воспитания и обучения» (1898–1910, 59 выпусков; автор 10 выпусков). Каптерев разрабатывал также проблемы теории общего образования, определил сущность и содержание образовательного процесса, формы и методы обучения. Общим основанием педагогики считал антропологию (прежде всего физиологию и психологию). Обосновал необходимость вариативности общеобразовательных школ, дифференциации учебных курсов и всей структуры учебного процесса, а также целесообразность деления школ на классы, исходя из положения о существовании различных «типов ума» (продуктивный, непродуктивный, смешанный) и, соответственно, жизненных призваний юношества. Выдвинул идею автономности педагогического процесса, свободного от давления государства и церкви. С этих позиций разработал вопросы теории педагогического процесса.
Исследовал также историю народного образования в России после отмены крепостного права (1861), охарактеризовал общие периоды развития русской школы и педагогики за время существования российского государства, проанализировал источники движения теории и практики школьного воспитания и всей системы народного образования. С 1921 г. профессор Воронежского университета. В ряде статей, опубликованных в журнале «Педагогическая мысль» (1918–1922), изложил программу обновления общего образования в России.