Попов Олег Константинович
Попо́в Оле́г Константи́нович [31.7.1930, деревня Вырубово, Кунцевский район, Московская область, по другим данным (Калмыков. 2020. С. 22), посёлок Обираловка, ныне г. Железнодорожный, Московская область – 2.11.2016, Ростов-на-Дону, похоронен в г. Эглофштайн, ФРГ], российский артист цирка, клоун, эквилибрист, актёр, режиссёр, заслуженный артист РСФСР (1956), народный артист РСФСР (1958), народный артист СССР (1969). Созданный им артистический образ стал одним из символов российского цирка.
Отец работал начальником бригады часовых мастеров-сборщиков на Первом московском часовом заводе (в 1939 арестован, дальнейшая судьба неизвестна), мать – ретушёр в фотосалоне.
В детстве занимался в кружке акробатики московского Дворца спорта «Крылья Советов». С 13 лет работал учеником слесаря на полиграфическом комбинате «Правда». В 1944 г. поступил в Государственное училище циркового искусства; по собственным воспоминаниям, пришёл в цирк «за хлебом», узнав, что норма хлебной карточки студентов училища выше, чем норма ученика слесаря (Калмыков. 2020. С. 12). Учился у режиссёра-педагога С. Д. Морозова, под его руководством выпустился в 1950 г. с комическим номером в жанре эквилибра «Эксцентриада на свободной проволоке» (первоначальный вариант номера был отклонён комиссией за «буржуазное эстетство и западнический космополитизм» и срочно заменён на более нейтральную версию). Во время учёбы активно участвовал в шефских концертах, в партнёрстве с сокурсником Б. Шульгиным пробовал себя в клоунаде, исполняя классические клоунские антре.
В 1951 г. дебютировал в Саратовском государственном цирке как соло-клоун, по просьбе дирекции цирка заменив ковёрного П. Боровикова, выбывшего из программы. Официально начал работать как ковёрный клоун в Рижском государственном цирке (1951). В 1951–1953 гг. работал в молодёжном цирковом коллективе под руководством М. Н. Румянцева – Карандаша.
В 1957 г. включён в состав первой советской труппы, выехавшей в турне по странам Западной Европы. На торжественном приёме в честь советских артистов в Бельгии принцесса де Рети, супруга короля Бельгии Леопольда III, назвала О. К. Попова «солнечным клоуном» (Калмыков. 2020. С. 34). В дальнейшем этот эпитет стал его артистической «визитной карточкой». После успеха гастролей в Лондоне, Брюсселе, на Международном фестивале цирков в Варшаве, на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве (все 1957) Попов получил мировую известность.
В Союзгосцирке под его руководством был создан коллектив (1965), который стал постоянным участником практически всех крупных зарубежных турне советского цирка. С этим коллективом Попов неоднократно гастролировал в США, Японии, Австралии, Латинской Америке, Германии, Австрии, Франции, Голландии. Был почётным участником первых гастролей советского цирка на Кубе (1961).
В 1965 г. дебютировал как режиссёр-постановщик и сценарист в Московском цирке на Цветном бульваре, где совместно с художественным руководителем М. С. Местечкиным создал спектакль «Лечение смехом». Много и успешно работал в разных московских цирках.
Артистический образ весёлого, ловкого и озорного, беззаботного паренька с копной торчащих из-под клетчатой кепки соломенных волос, с одной стороны, соответствовал своему времени, с другой – восходил к герою русских сказок, наивному и прямодушному Иванушке-дурачку. Позднее образ дополнили чёрный бархатный пиджак с игриво торчащим уголком платка, укороченные полосатые, сужающиеся книзу брюки танцора шимми, красные жилет и бант, лаковые туфли большого размера, небольшая курносая насадка на нос – штрихи, созданные им в соавторстве с художницей А. А. Судакевич. О. К. Попов – яркий пример клоуна-сангвиника: темпераментного, неунывающего оптимиста с открытым, свободным от тяжеловесного грима лицом с широкой, привлекательной улыбкой. Сочетание обаятельного жизнелюбия и глубокого лиризма создали органичный образ «солнечного клоуна». Со временем внешний вид и актёрская манера видоизменялись, появился парик, грим стал более шаржевым.
Репертуар артиста отличался широким диапазоном – от злободневных сатирических скетчей («Тунеядец», «Докладчик») до философско-лирических интермедий-баллад («визитная карточка» – клоунада «Луч») и полноценных трюковых номеров («Эксцентриада на свободной проволоке»). Постоянно обновляя репертуар, он ежегодно выпускал новые антре и интермедии. Реквизит для реприз и номеров нередко изготавливал сам.
Клоунская фигура в кепке в чёрно-белую клетку широко тиражировалась по всему СССР: производились фарфоровые фигурки, календари, нагрудные значки и др. Кондитерские фабрики «Рот Фронт» и имени Бабаева выпускали многомиллионные тиражи продукции с изображением О. К. Попова.
Как режиссёр и сценарист поставил цирковые программы: «Лечение смехом» (1965), «Сегодня в цирке фестиваль» (1973), «Сказка о попе и его работнике Балде» по А. С. Пушкину (1975).
С 1953 г. Попов активно снимался в кино и на телевидении, чаще всего в роли камео: «Арена смелых» (1953), «Потерянная фотография» (1959), «Косолапый друг» (1959, Женя), «Новоселье Олега Попова» (1960, короткометражный), «Вечер в Москве» (1962, короткометражный), «Голубой огонёк 1964» (1964, музыкальный фильм), «Последний жулик» (1966), «Рыцарь без доспехов» (1966, приятель), «Пополам» (1967, музыкальный фильм), «Самая высокая» (1967, музыкальный фильм), «В гостях у московской милиции» (1968, музыкальный фильм), «Полчаса на чудеса» (1968, киноальманах, дядя маляр), «Парад-алле» (1969, фильм-концерт), «Похищение» (1969), «Представление начинается!» (1970, короткометражный), «Приключения жёлтого чемоданчика» (1970), «Тримпу в цирке» (1971, мультипликационный, клоун), «Карнавал» (1972, главный клоун), «Веселое сновидение, или Смех и слёзы» (1976, Маг Универ), «Мама» (1976, Медведь), «Синяя птица» (1976, клоун), «Ералаш» (1978, выпуск № 16, сюжет «Царевна Несмеяна), «Солнце в авоське» (1979, фильм-концерт), «Что такое «Ералаш»?» (1986, музыкальный фильм), «Посторонним вход разрешён» (1987). Регулярно появлялся в выпусках телевизионных программ «Будильник», «АБВГДейка», «Голубой огонёк».
Участник Международного фестиваля цирков в Варшаве (1957, Золотой приз лучшему клоуну, Золотой приз лучшему эквилибристу на проволоке), Международного фестиваля циркового искусства в Монте-Карло (1981, приз «Золотой клоун»).
Неоднократно был почётным членом жюри, в том числе Международного фестиваля комедийных фильмов имени Чарли Чаплина в Веве (Швейцария, 1985), Международного фестиваля циркового искусства в Ухане (Китай, 2012).
В 1990 г. в Большом Московском государственном цирке на проспекте Вернадского был поставлен спектакль, посвящённый 60-летию О. К. Попова. В том же году совместно с А. Д. Калмыковым создал первый в СССР хозрасчётный цирковой коллектив, который выехал на гастроли за рубеж. Потеряв большинство сбережений после денежной реформы 1991 г., Попов отказался возвращаться в Россию. В 2000-х гг. работал в Германии под псевдонимом Счастливый Ганс (Hans im Glück).
В 2015 г., после 24-летнего перерыва, посетил Россию по приглашению руководства компании «Росгосцирк» в качестве почётного гостя международной цирковой премии «Мастер». В 2016 г. участвовал в гастрольном туре по России, выступал в Санкт-Петербурге, Саратове, Ростове-на-Дону. Последний раз вышел на манеж 30 октября 2016 г.
О. К. Попову посвящены документальные фильмы: «В городе клоун. Олег Попов в Ленинграде» (из цикла «Великие клоуны», ЦСДФ, 1966), «День цирка на ВДНХ» (1967), «Клоуны – короли смеха. Олег Попов» (Кинофабрика Д. Харитонова, 2003), «Смешная жизнь Олега Попова» (студия «Пассажир», 2014), «Олег Попов. Легенды цирка» (телеканал «Звезда», 2014), «Свидание с Олегом Поповым» (ГТРК «Культура», 2004), «Олег Попов. Я жив!» (Первый канал, 2015), «Олег Попов. Последний день» (телеканал «Звезда», 2018), «Олег Попов: "Каждый новый день нужно дарить больше счастья!"» (телеканал «Мир», 2020).
Согласно последней воле, похоронен в г. Эглофштайн в клоунском костюме.
В 2017 г. рядом с Ростовским государственным цирком установлен памятник.
Международная цирковая премия «Мастер» (приз «Легенда цирка», Сочи, 2015). Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1967, 1976, 1986), орденом Ленина (1980), орденом Дружбы (1994), Почётной грамотой Президента РФ (2010, за заслуги в развитии циркового искусства и многолетнюю творческую деятельность).
Его первая жена Александра Ильинична Попова (1932–1990) – музыкант циркового оркестра, артистка цирка. Их дочь Ольга Попова (род. 1953) – артистка цирка (эквилибристка на проволоке). Вторая жена Габриэль Леман-Попова (род. 1961) – артистка цирка.