Райкин Аркадий Исаакович
Ра́йкин Арка́дий Исаа́кович [11(24).10.1911, Рига – 17.12.1987, Москва], российский артист эстрады, театра и кино, режиссёр, конферансье, сценарист, писатель-сатирик, народный артист СССР (1968), Герой Социалистического Труда (1981).
Сын портового бракёра строительного леса Исаака (Ицика-Янкеля) Давидовича Райкина (1877–1942) и акушерки Леи (Елизаветы) Борисовны (урождённая Гуревич; 1878–1966). Младший брат – Максим Исаакович Райкин (артистический псевдоним Максим Максимов) (8.2.1927, Ленинград, ныне Санкт-Петербург – 20.7.1999, Москва), выступал в эстрадном дуэте с В. Н. Ляховицким в Ленинградском театре эстрады и миниатюр под руководством А. И. Райкина. Двоюродный брат – пианист Б. Л. Райкин.
Во время Первой мировой войны в 1916 г. семья из прифронтовой Риги перебралась в Рыбинск Ярославской губернии (ныне Ярославской области). Здесь А. И. Райкин посещал хедер, занимался в драмкружке. В 1922 г. семья переехала в Петроград (с 1924 Ленинград), где А. И. Райкин учился в одной из старейших школ города (№ 206), играл в школьном театре, в Передвижном театре Щербакова и театре «Станок» под руководством И. Е. Бортнянского. В 1929 г. работал лаборантом на Охтинском химическом заводе. В 1935 г. окончил Ленинградский техникум сценических искусств (ныне Российский государственный институт сценических искусств) (класс В. Н. Соловьёва). В годы ученичества начал выступать на эстраде, преимущественно в концертах для детей, исполнял номера: «Узник», с куклой Минькой, надувными поросятами, с патефоном и др. Брал частные уроки пантомимы и сценического движения у известного в 1910-х гг. музыкального эксцентрика М. Н. Савоярова. Специфика сценического стиля Савоярова нашла своё воплощение в ранних эстрадных номерах А. И. Райкина, которые были поставлены в танцевально-мимическом стиле (без слов).
С 1935 г. работал в Ленинградском театре рабочей молодёжи (ТРАМ; в дальнейшем Театр имени Ленинского комсомола, ныне Санкт-Петербургский государственный театр «Балтийский дом»).
В 1938 г. впервые выступил в качестве профессионального конферансье в ленинградском Саду отдыха. В 1939 г. конферировал на летней эстраде в московском саду «Эрмитаж», выступил на концерте в Георгиевском зале Кремлёвского дворца по случаю 60-летия И. В. Сталина (в его присутствии). В том же году стал лауреатом 1-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады, показав танцевально-мимические музыкальные номера «Чаплин» и «Мишка», и поступил в труппу Ленинградского театра эстрады и миниатюр. В 1942–1987 гг. художественный руководитель этого театра (ныне Театр эстрады имени А. И. Райкина).
Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. давал концерты на фронте – в частях действующей армии, на полевых аэродромах, артиллерийских позициях, палубах боевых кораблей Черноморского флота. В 1942 г., оказавшись с гастролями на Малой земле, артист познакомился с Л. И. Брежневым.
Уже с довоенных лет, наряду с конферансом и номерами с масками, в репертуаре Райкина появились развёрнутый фельетон, фельетонный монолог, а также новый жанр микроминиатюры. А. И. Райкин играл в сатирических и комических сценках, пародиях, исполнял пантомимы, пел, танцевал, участвовал в цирковых номерах, стремился освоить разные эстрадные жанры.
Вместе с писателем-сатириком В. С. Поляковым в Ленинградском театре эстрады и миниатюр создал свои первые театральные программы «На чашку чая» (1940), «Не проходите мимо» (1941), «Откровенно говоря» (1947) и др. Большую популярность приобрели его выступления по радио и телевидению, аудиозаписи миниатюр. Особо востребованными на эстраде стали его театральные номера в новом жанре трансформации – в них актёр быстро и кардинально менял внешность (маски, костюмы, грим), тембр и ритм речи, мелодику голоса, создавая разные образы.
В 1950-е гг. Ленинградский театр эстрады и миниатюр стал одним из самых популярных театров города – во многом благодаря А. И. Райкину. Здесь по его приглашению выступали Л. О. Утёсов, К. И. Шульженко, А. С. Менакер, М. В. Миронова, П. В. Рудаков, В. П. Нечаев, Э. А. Хиль, М. Л. Пархоменко. В 1962 г. он пригласил в труппу М. М. Жванецкого, Р. А. Карцева, В. Л. Ильченко и Л. Ф. Гвоздикову. В 1967 г. в сотрудничестве со Жванецким поставил программу «Светофор», в которой впервые были исполнены миниатюры «Авас», «Дефицит», «Век техники». В репертуаре А. И. Райкина были и другие популярные миниатюры Жванецкого: «Разговор по поводу», «В Греческом зале», «Сосредоточенные размышления», «Дедушка с внуком Юзиком», «Участковый врач», «Звание – человек», «Письма в театр» и многие другие. О сотрудничестве с А. И. Райкиным и труппой Ленинградского театра эстрады и миниатюр Жванецкий говорил: «…это действительно команда. Во главе стоял абсолютно гениальный великий игрок, и все ему подавали мячи. Потому что он был кровопийца и тиран как художественный руководитель. Он не терпел, если кто-то играл и кто-то забивал. То есть играть – играй, но не забивай. Ты играй на меня, а я буду забивать, я знаю, как это делать. Забивал он изумительно, красиво, гениально!» (телепрограмма «Дежурный по стране», телеканал «Россия-1», эфир от 1 декабря 2008).
С 1957 г. выезжал с театром на гастроли за рубеж: в Польшу, Болгарию, Венгрию, Чехословакию, Румынию, ГДР, участвовал в международном фестивале пантомимы в Западном Берлине (1962). В 1964 г. побывал с гастролями в Англии, принял участие в съёмках цикла телепередач «Наш юмор в гостях у англичан» (режиссёр Д. Маграс, BBC, 1964, 1965). Телеверсия была записана на английском языке, в программу включены миниатюры: «Лестница славы», «Диссертация», «Времена года», «Горит, не горит», «Скептик», «Три женитьбы», «Новеллы о любви» и др.
В 1982 г. Ленинградский театр эстрады и миниатюр переехал в Москву и был переименован в Государственный театр миниатюр, в апреле 1987 г. получил постоянное здание (помещение кинотеатра «Таджикистан» после реконструкции) и новое имя – «Сатирикон» (с 1992 – имени А. И. Райкина).
В этом театре А. И. Райкин поставил программы: «На чашку чая» (1940), «Не проходите мимо» (совместно с режиссёром А. Г. Арнольдом, 1941), «Кроме шуток» (1942), «Время идёт вперёд» (1943), «Своими словами» (1945), «Приходите, побеседуем» (1946), «Откровенно говоря» (1947), «На разных языках» (1948), «Любовь и коварство» (1949), «Вокруг света в 80 дней» (1950), «Под крышами Парижа» (1952), «Смеяться, право, не грешно» (1953), «За чашкой чая» (1954), «Человек-невидимка» (1955), «Времена года» (1956), «Белые ночи» (1957), «На сон грядущий» (совместно с режиссёром Н. П. Акимовым, 1958), «Любовь и три апельсина» (совместно с режиссёром А. П. Тутышкиным, 1959), «От двух до пятидесяти» (1960), «Время смеётся» (1963), «Волшебники живут среди нас» (совместно с режиссёром Тутышкиным, 1964), «Светофор» (1967), «Плюс-минус» (1970), «Избранное-72» (1972), «Избранное-73» (1973), «Избранное-74» (1974), «Зависит от нас» («Дерево жизни») (1976), «Его величество театр» (1979), «Лица» (1983), «Мир дому твоему» (1984).
Райкин исполнял произведения писателей-сатириков: В. С. Полякова, М. Я. Азова, В. Н. Тихвинского, А. И. Хайта, Гинрярова (псевдоним группы писателей – М. М. Гиндина, Г. С. Рябкина, К. И. Рыжова), В. Е. Ардова, М. М. Зощенко, А. А. Хазина, В. Я. Сквирского, С. Т. Альтова, М. Д. Беленького, М. А. Мишина и многих других.
Последние выступления А. И. Райкина состоялись на гастролях в США в начале сентября – конце ноября 1987 г. (всего 24 концерта).
Автор сценариев телевизионного игрового фильма «Люди и манекены» (режиссёры В. А. Храмов, А. И. Райкин, 1974) и фильма-спектакля «Мир дому твоему» (режиссёры А. И. Райкин, К. А. Райкин, М. Е. Орлов, 1987).
В кино снялся в игровых фильмах: «Первый взвод» (солдат; режиссёр В. В. Корш-Саблин, 1932), «Огненные годы» (Рубинчик; режиссёр Корш-Саблин, 1939), «Трактористы» (пляшущий тракторист; режиссёр И. А. Пырьев, 1939), «Доктор Калюжный» (Эммануил Шапиро; режиссёры Э. П. Гарин, Х. А. Локшина, 1939), «Валерий Чкалов» (американский журналист; режиссёр М. К. Калатозов, 1941), «Концерт фронту» (киномеханик, ведущий концерта; режиссёр М. Я. Слуцкий, 1942), «Мы с вами где-то встречались» (Геннадий Владимирович Максимов; режиссёры Н. В. Досталь, А. П. Тутышкин, 1954), «Человек многолик» («Muz mnoha tvárí», режиссёр З. Подскальский, Чехословакия, 1958), «Сказки русского леса» (Хлестаков Иван Александрович; режиссёр Ю. С. Сааков, 1966), «Вчера, сегодня и всегда» (директор пуговичной фабрики Кругозоров, художник Репкин, директор швейной фабрики Слоновников, пожарный Набатов; режиссёр М. Г. Григорьев, 1969), киноальманах «Волшебная сила» (артист, бывший ученик Елены Сергеевны; режиссёр Н. Б. Бирман, 1970), «Люди и манекены» (Василий Васильевич Ошлёпкин; режиссёры В. А. Храмов, Райкин, 1974); в телеспектаклях, музыкальных фильмах и экранизациях: «Концерт артистов ленинградской эстрады и театров» (режиссёр Е. Ю. Учитель, 1956), «На сон грядущий» (режиссёр Н. О. Бравко, 1960), «Когда песня не кончается» (режиссёр Р. И. Тихомиров, 1964), «Голубой огонёк – 1964» (режиссёр Э. Г. Абалов, 1963), «Новогодний календарь» (режиссёр Ф. И. Мустафаев, 1965), «В первый час» (режиссёр Сааков, 1965), «Адрес: театр» (режиссёр В. Ф. Окунцов, 1967), «На два часа раньше» (режиссёры В. М. Кольцов, М. И. Юзовский, 1967), «Пополам» (режиссёр А. Н. Гладышев, 1967), «50 лет Театру кукол Сергея Образцова» (Главная редакция литературно-драматических программ ЦТ, 1981), «Голубой огонёк – 83» (режиссёр И. С. Нетребчук, 1982), «Мир дому твоему» (режиссёры А. И. Райкин, К. А. Райкин, М. Е. Орлов, 1987); в документальных фильмах: «Бип остаётся в Ленинграде» (режиссёр В. И. Гулин, 1961), «Аркадий Райкин» (режиссёр В. В. Катанян, 1967), «Народный артист Аркадий Райкин» (режиссёр Л. Я. Елагин, 1974), «Пётр Мартынович и годы большой жизни» (режиссёр Н. В. Орлов, 1974), «Аркадий Райкин» (режиссёр М. Е. Голдовская, 1975), «Огневой вы человек» (режиссёр Д. Н. Чуковский, 1979), «Я возвращаю ваш портрет» (режиссёр В. Б. Виноградов, 1983), «Аркадий Райкин. Концерт в честь Артиста» (Главная редакция литературно-драматических программ ЦТ, 1987).
Вместе с сыном К. А. Райкиным участвовал в телевизионной программе «Кинопанорама» (в 2 частях; ведущий Э. А. Рязанов, 1981).
Озвучил персонажей мультипликационных фильмов: «Знакомые картинки» (режиссёр Е. Т. Мигунов, 1957), «Баня» (режиссёры С. И. Юткевич, А. Г. Каранович, 1962), «Королевский бутерброд» (режиссёр А. Ю. Хржановский, 1985).
Ленинская премия (1980). Награждён орденами Ленина (1981), Трудового Красного Знамени (1967, 1971), Отечественной войны 1-й и 2-й степени (1985, 1945), Дружбы народов (1972); медалями «За оборону Кавказа» (1944), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945). Почётный гражданин г. Габрово (Болгария, 1958).
Жена – Руфь Марковна Райкина-Иоффе (псевдоним Р. Рома) [18(31).1.1915, Ромны Полтавской губернии, Российская империя, ныне Сумская область, Украина – 30.11.1989, Москва], актриса Ленинградского театра миниатюр и эстрады под руководством Аркадия Райкина, литератор. Их дети: Екатерина Аркадьевна Райкина (род. 15.4.1938), российская актриса театра, кино, заслуженная артистка РСФСР (1976); К. А. Райкин.
На могиле артиста на Новодевичьем кладбище установлен бронзовый памятник (скульптор Д. И. Народницкий).
В 1994 г. в его честь назван астероид (4518) Райкин (открыт российским астрономом Н. С. Черных в 1976).