Минаев Дмитрий Дмитриевич
Мина́ев Дми́трий Дми́триевич [23.10(4.11).1835, Симбирск, ныне Ульяновск – 10(22).7.1889, там же], русский писатель, драматург, журналист, переводчик.
Сын поэта Д. И. Минаева (1808–1876), автора стилизованных произведений на темы русской старины и переводчика «Слова о полку Игореве» (опубликовано под заглавием «Слово о полку Игоря», 1846).
В 1847–1851 гг. воспитывался в Дворянском полку в Санкт-Петербурге. В 1852 г. вернулся в Симбирск, поступил на службу в губернскую казённую палату. Переехав в Санкт-Петербург (1855), служил в земском отделении Министерства внутренних дел. После выхода в отставку (1857) занимался исключительно литературным трудом. В том же году дебютировал в печати как поэт. Приобрёл известность после сборника «Перепевы. Стихотворения Обличительного поэта» (1859). Пользовался многочисленными псевдонимами и пародийными литературными масками («Обличительный поэт», «Отставной майор Михаил Бурбонов», «Тёмный человек», «Литературное домино»).
Печатался в журналах «Современник», «Русское слово», «Искра», «Дело», «Будильник», «Отечественные записки», «Вестник Европы», «Сын отечества» и др. В 1862 г. редактировал сатирический журнал «Гудок». Как поэт-сатирик и фельетонист Минаев едко и порой грубо нападал на всех противников радикального лагеря, от консерваторов до либералов, и часто сводил таким образом личные счёты, из-за чего приобрёл врагов даже в близкой по взглядам литературной среде.
В 1860-е гг. наряду с В. С. Курочкиным стал одним из самых заметных литераторов-сатириков радикального лагеря. Как пародист выступал в основном против поэтов «чистого искусства», которое считал формой политической реакции; использовал «перепевы» известных произведений для создания сатиры на злобу дня: сборники «Думы и песни» (1863), «Здравия желаю! Стихотворения отставного майора Михаила Бурбонова», «Песни и поэмы» (оба – 1867), «В сумерках. Сатиры и песни» (1868); поэмы «Проказы чёрта на железной дороге» (1862), «Евгений Онегин. Роман в стихах, сокращённый и исправленный по статьям новейших лжереалистов» (1866; 3-е исправленное издание с прибавлением новой главы и эпилога – 1877) против Д. И. Писарева и его круга, «Кому на свете жить плохо» (1871).
Фельетонные циклы Минаева [«Дневник Тёмного человека» в журнале «Русское слово» (1861–1864), «С Невского берега» и «Невинные заметки» в журнале «Дело» (1868–1870)], не собранные в книги, но вызвавшие резонанс в печати, – ценный источник сведений по истории литературной и общественной жизни в России 1860-х гг.
В 1866 г., после покушения Д. В. Каракозова на Александра II, был арестован и заключён на два месяца в Петропавловскую крепость. Разойдясь с большинством соратников из-за личных амбиций и нервного характера, отягощённого алкоголизмом, в 1870–1880-е гг. печатался преимущественно в газетах («Биржевые ведомости», «Новости», «Петербургская газета», «Молва» и др.) и массовой прессе (журналы «Стрекоза», «Пчела» и др.).
Позднее творчество Минаева из-за цензурных преследований и расхождения с прежним литературным окружением постепенно утрачивало социальную остроту, тяготея к юмористике на бытовые, литературные и театральные темы, преимущественно связанные с Санкт-Петербургом: сборники «Чем хата богата. Песни и рифмы» (1880), «Всем сестрам по серьгам» (1881), «Не в бровь, а в глаз. Собрание эпиграмм» (1883). Был известен как «король рифмы», мастер экспромтов и каламбуров, остроумных и злых эпиграмм.
Среди других сочинений: очерк «В. Г. Белинский» (1860; под псевдонимом «Д. Свияжский») – первая биография критика; комедии («Либерал», 1870, поставлена в 1871; «Спетая песня», 1874, поставлена в 1876 под названием «Разорённое гнездо»), стихотворения для детей («Тёплое гнездышко», 1882), переложения народных сказок («Дедушкины вечера», 1880), повести («С того света. Замогильные записки», 1873).
В конце 1887 г. тяжело больным вернулся в Симбирск.
Выполненные ради заработка и чаще всего с подстрочника многочисленные переводы («Божественная комедия» Данте, произведения Ювенала, Саади, Мольера, Дж. Байрона, П. Б. Шелли, А. Мицкевича, Г. Гейне, В. Гюго, О. Барбье, А. де Виньи и др.) отличались вольным обращением с оригиналом, гладкописью и однообразием литературных приёмов, что вызывало насмешки критиков.
Большинство произведений Минаева было забыто ещё при жизни автора. Посмертно из его обширного литературного наследия переиздавались только стихи.