#Литературные приёмыЛитературные приёмыИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегЛитературные приёмыЛитературные приёмыНайденo 6 статейТерминыТермины РетконРетко́н (от англ. retroactive continuity – ретроактивный континуитет), литературный приём ретроспективного внесения изменений в сюжет многосерийного художественного произведения, чаще всего (но не всегда) литературного. В популярной культуре ретконом называют упразднение сюжетных поворотов предыдущих частей многосоставного произведения. Наиболее известным примером реткона служит судьба Остапа Бендера – персонажа романов И. Ильфа и Е. Петрова, который погиб в финале книги «Двенадцать стульев» (1928), но был «воскрешён» авторами в продолжении – книге «Золотой телёнок» (1931). В сложных нарративах современных комиксов реткон не считается необычным приёмом и служит популярным инструментом сторителлинга.Термины Макароническая поэзияМакарони́ческая поэ́зия, сатирическая или шуточная поэзия, в которой смешиваются слова и грамматические формы разных языков. Наивысшего расцвета достигла в Италии в 15–16 вв., тогда же и получила своё название: первое большое произведение в этом роде – высмеивающая падуанцев сатирическая поэма Тифи Одази (около 1450 – 1492) «Макаронии» («Macaronea»,1490). Популярности макаронической поэзии способствовало творчество Т. Фоленго, автора бурлескных «Макароний» («Maccheronee», 1517–1521) – собрания поэм, эклог и эпиграмм на смеси литературного итальянского языка, его диалектов и латыни. Образцы макаронической поэзии создали: в Англии – Дж. Скелтон, У. Драммонд; во Франции – А. де ла Сабль; в Германии – И. Фишарт, в России – И. П. Мятлев.Термины ПародияПаро́дия, комическое подражание. Необходимое условие пародии – наличие узнаваемого пародируемого образца. В зависимости от характера комизма бывают юмористические или сатирические пародии. Строится на несоответствии плана выражения плану содержания; в основе часто лежат приёмы бурлеска. Может относиться как к стилю, так и к тематике произведений конкретного автора, жанра, целого художественного направления. Древнейшая пародия в европейской литературе – древнегреческая поэма «Батрахомиомахия» («Война мышей и лягушек»). Образец пародии раннего Нового времени – роман М. де Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (1605).Термины РетардацияРетарда́ция (от лат. retardatio – замедление), в литературном произведении композиционный приём задержки развития сюжетного действия, замедления повествования. Осуществляется посредством лирических отступлений (например, в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина, в «Дон-Жуане» Дж. Г. Байрона), философских размышлений (например, в «Войне и мире» Л. Н. Толстого), вставных новелл, описаний пейзажей, портретов и т. п. Часто ретардация встречается в детективной и приключенческой литературе. В сказках, былинах и других жанрах повествовательного фольклора развёртывание сюжета часто замедляется подробным описанием тройного испытания героя на пути к цели.Термины КатахрезаКатахре́за (греч. κατάχρησις – злоупотребление, неправильное употребление слова), метафорическое словосочетание, не ощущаемое как стилистический приём, т. е. или слишком привычное («ножка стола», «красные чернила»), или чаще слишком непривычное, ощущаемое как недостаток (обычно при многоступенчатой метафоре: «сквозь щупальцы мирового империализма красной нитью проходит волна...» – пародийная катахреза у В. В. Маяковского).Термины АнаграммаАнагра́мма (новолат. anagramma, от греч. αναγραμματισμός – перестановка букв), повторение звуков заданного слова в другом или в других словах (см. статью Фоника). В древнейших религиозных текстах часто была средством зашифровать неназываемое имя божества и пр.; бессознательное использование такого приёма встречается и позднее. Так, в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Последнее новоселье» (1841) – имя Наполеона I не названо, но анаграммировано в заглавии (Гаспаров М. Л. Стихосложение. Фоника // Лермонтовская энциклопедия. 1981. С. 546). Анаграмма может стать псевдонимом, как, например, у писателя М. А. Алданова, настоящая фамилия которого Ландау.