Государственная безопасность
Госуда́рственная безопа́сность, защищённость суверенитета, независимости, территориальной целостности и конституционного строя страны, её экономического, научно-технического и оборонного потенциала, законных прав и свобод личности от разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб и организаций, преступных посягательств отдельных групп либо лиц. Политико-правовой институт государственной безопасности занимает ключевое место в структуре национальной безопасности Российской Федерации, и его нормы закреплены в ряде нормативных правовых актов.
На протяжении существования человеческой цивилизации исследование понятия «государственная безопасность» занимало умы многих учёных. Так, в трудах Т. Гоббса приведены доказательства объективной взаимосвязи безопасности личности и государства, а Б. Спиноза считал, что «для безопасности государства и неважно, какими мотивами руководствуются люди, надлежащим образом управляющие делами, лишь бы эти последние управлялись надлежащим образом» (Спиноза Б. Политический трактат. Москва, 1910. С. 5). Г. В. Ф. Гегель утверждал, что благодаря государству у человека «привычка к безопасности стала его второй натурой» (Гегель Г. В. Ф. Философия права. Москва, 1990. С. 293).
Начиная со второй половины 19 в. безопасность государства, общества и личности признаются взаимосвязанными и взаимозависимыми категориями.
В советский период отечественной истории термин «государственная безопасность» впервые введён в правовой оборот постановлением ЦИК СССР от 10 июля 1934 г., на основании которого был образован Народный комиссариат внутренних дел СССР, имевший в своём составе Главное управление государственной безопасности (ГУГБ НКВД СССР). Конституцией СССР (1936) охрана государственной безопасности отнесена к ведению Союза Советских Социалистических Республик в лице его высших органов государственной власти и органов государственного управления (п. «и» ст. 14). Более того, Основной Закон определял ряд государственных преступлений, направленных против безопасности государства. Так, в ст. 133 указывалось: «Измена Родине: нарушение присяги, переход на сторону врага, нанесение ущерба военной мощи государства, шпионаж – караются по всей строгости закона, как самое тяжкое злодеяние». Принято считать, что закрепление понятия «государственная безопасность» в Конституции СССР 1936 г., а затем и в Конституции СССР 1977 г. обеспечило конституционную парадигму приоритета интересов государственной безопасности и её широкое толкование. С появлением первой редакции Концепции национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом Президента РФ от 17 декабря 1997 № 1300, документ утратил силу в связи с изданием указа Президента РФ от 12 мая 2009 № 537) понятие «национальная безопасность» вышло на первый план, заметно активизировав дискуссии о его соотношении с термином «государственная безопасность».
Государственная безопасность, наряду с безопасностью общественной, как это следует из Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом Президента РФ от 2 июля 2021 № 400) определена в качестве одного из девяти стратегических национальных приоритетов РФ (п. 26). Это вытекает из такого основного национального интереса, как защита конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, укрепление обороны страны. Обеспечение и защита национальных интересов Российской Федерации в сфере государственной безопасности осуществляются путём концентрации усилий и ресурсов органов публичной власти, организаций и институтов гражданского общества. Задачи непосредственного обеспечения безопасности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз возлагаются на органы государственной безопасности. Назначение, состав, правовые основы, принципы и направления деятельности, полномочия, силы и средства органов федеральной службы безопасности, а также порядок контроля и надзора за их деятельностью определены Федеральным законом Российской Федерации от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности». Основные направления деятельности органов безопасности: контрразведывательная деятельность; борьба с терроризмом; борьба с преступностью; разведывательная деятельность; пограничная деятельность; обеспечение информационной безопасности (ст. 8).
Системообразующими принципами организации и деятельности органов безопасности являются: сочетание гласных и негласных форм деятельности; единство системы органов и централизация управления ими; контроль и надзор (в РФ их осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и судебные органы в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами); гуманизм и законность (ст. 5). Схожие задачи и направления деятельности, которые содержат некоторые специфические подходы, установлены в нормативных документах, регламентирующих деятельность органов государственной безопасности (спецслужб) большинства постсоветских государств. Так, соответствующим законом Республики Беларусь от 10 июля 2012 г. № 390-З «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь» в качестве одной из задач органов государственной безопасности определена «разработка и проведение мероприятий по оказанию содействия государственным органам и иным организациям в осуществлении мер в области политического, социально-экономического развития и научно-технического прогресса Республики Беларусь» (ст. 2). В базовом законе от 6 января 2012 г. № 527-IV «О национальной безопасности Республики Казахстан» подчёркивается, что обеспечение безопасности государственных институтов «является обязанностью руководителей государственных органов Республики Казахстан и рассматривается одним из критериев оценки их служебной деятельности. Государственным служащим запрещается принимать решения и действия, способные поставить под сомнение авторитет государственной власти, ведущие к использованию должностного положения во внеслужебных интересах» (ст. 21). Такие ценности, как суверенитет, национальные интересы, безопасность граждан, право народа самому определять своё будущее, должны быть надёжно защищены.