Федеральное агентство
Федера́льное аге́нтство, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом, правоприменительные функции и не осуществляющий функций по контролю и надзору и нормативно-правовому регулированию, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.
Спецификой российского законодательства является разделение системы органов исполнительной власти на 3 группы – федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Каждая из групп обладает кругом собственных функций, которые конкретизируются в положениях об отдельных федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах.
Анализ зарубежного законодательства показывает, что использование термина «федеральное агентство» при наименовании федеральных органов исполнительной власти является распространённым явлением. При этом наличие в системе органов исполнительной власти федеральных агентств ещё не означает чёткого разделения функций названных органов власти и органов власти с иным наименованием. Так, в Соединенных Штатах Америки, согласно Закону об административных процедурах (Administrative Procedure Act, 1946), «агентство» означает любой орган правительства Соединенных Штатов, независимо от того, находится ли он в подчинении другого агентства. Однако к агентствам не относятся Конгресс, суды Соединенных Штатов, правительства территорий или владений Соединенных Штатов, правительство округа Колумбия, военные суды и военные комиссии. Примерами агентств могут служить Агентство национальной безопасности (National Security Agency, NSA), Агентство США по международному развитию (United States Agency for International Development, USAID), Агентство по охране окружающей среды США (U.S. Environmental Protection Agency, EPA), Агентство США по торговле и развитию (U.S. Trade and Development Agency, USTDA), Федеральное агентство по управлению в чрезвычайных ситуациях (Federal Emergency Management Agency, FEMA), Национальное агентство геопространственной разведки (National Geospatial-Intelligence Agency, NGA).
В Федеративной Республике Германии отдельные агентства оказывают государственные услуги, например Федеральное агентство административных услуг (Bundesanstalt für Verwaltungsdienstleistungen), Федеральное агентство ИТ-услуг (Bundesanstalt für IT-Dienstleistungen). Существуют агентства, обладающие надзорными функциями, например Федеральное агентство по надзору за финансовыми услугами (Bundesanstalt für Finanzdienstleistungsaufsicht).
Обширны полномочия федеральных агентств, действующих в Великобритании. Агентство государственной собственности (Government Property Agency) осуществляет владение и управление недвижимостью общего назначения центрального правительства. Агентство юридических услуг Северной Ирландии (Legal Services Agency Northern Ireland) создано для управления предоставлением юридической помощи, финансируемой государством. Национальное агентство по борьбе с преступностью (National Crime Agency) является федеральным правоохранительным органом.
В Российской Федерации нормативное определение федерального агентства как одного из видов федеральных органов исполнительной власти содержится в Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (далее – Указ Президента РФ 2004). Согласно этому правовому акту федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Возглавляет федеральное агентство руководитель (директор) агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.
Компетенция федерального агентства как федерального органа исполнительной власти распространяется на всю территорию РФ. Федеральные агентства не имеют подчинения на уровне субъектов Федерации. Исчерпывающий перечень федеральных агентств утверждается указом Президента РФ.
Федеральные агентства не входят в структуру каких-либо иных органов власти и являются самостоятельными элементами структуры органов исполнительной власти, однако всегда находятся в ведении вышестоящих властных субъектов – Президента РФ, вышестоящего федерального министерства или Правительства РФ.
Федеральные агентства могут осуществлять функции по оказанию государственных услуг, под которыми понимается предоставление федеральным агентством непосредственно или через подведомственные ему федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами, принятие решений о предоставлении права пользования участками недр в установленном законодательством РФ порядке. Примером конкретных государственных услуг может служить осуществление, например, Федеральным агентством по делам молодёжи мер государственной поддержки молодёжных и детских объединений, организация подготовки кадров этих объединений. Федеральное агентство по недропользованию осуществляет оказание государственных услуг по выдаче, оформлению и регистрации лицензий на пользование недрами.
Следующая сфера компетенции федерального агентства – управление государственным имуществом. Это означает осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казённым предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.
Понятие правоприменительных функций, которые может осуществлять федеральное агентство, в действующем Указе Президента РФ 2004 г. не раскрывается. Ранее действовавшая редакция этого документа содержала такое понятие и определяла его как издание индивидуальных правовых актов, а также ведение реестров, регистров и кадастров. Основываясь на положении данного Указа, можно сделать вывод, что федеральное агентство в пределах своей компетенции издаёт индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства.
Федеральные агентства не вправе осуществлять функции по контролю и надзору. Под этими функциями Указ Президента РФ 2004 г. полагал осуществление действий по контролю и надзору за исполнением общеобязательных правил поведения (установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами) органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами; выдачу органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определённого вида деятельности и/или конкретных действий юридическим лицам и гражданам; регистрацию актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.
Вместе с тем предусмотрены исключения для случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. Так, постановление Правительства РФ от 11 июня 2008 г. № 444 «О Федеральном агентстве по рыболовству» предусматривает, что данный орган власти осуществляет функции по федеральному государственному контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов во внутренних водах РФ.
Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» устанавливает, что Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях).
Федеральное агентство не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности, т. е. не вправе осуществлять принятие на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц. Исключения могут быть установлены указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. Так, Указ Президента РФ от 31 декабря 2017 г. № 651«Вопросы Главного управления специальных программ Президента РФ» закрепляет за данным федеральным агентством функции по обеспечению исполнения Президентом РФ полномочий в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в РФ, по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере.
Административно-правовой статус федеральных агентств в России в настоящее время нуждается в изменениях. В целях повышения эффективности оказания государственных услуг и развития конкуренции необходимо разделить функции по оказанию таких услуг и функции по руководству подведомственными федеральному агентству организациями, оказывающими государственные услуги. Нормативное закрепление стандартов оказания государственных услуг позволит повысить качество их предоставления.