«Огонёк»
«Огонёк», общественно-политический и литературно-художественный иллюстрированный журнал в Российской империи, Российской республике, РСФСР, СССР и Российской Федерации. Выходил с 9(21) декабря 1899 г. в Санкт-Петербурге, закрыт в июне 1918 г. Издание возобновлено с 1 апреля 1923 г. в Москве, прекращено 21 декабря 2020 г. (печатная версия), 25 января 2021 г. (электронная версия).
Редакторы (1899–1918): И. И. Ясинский (1899–1902), С. М. Проппер (1902–1905, 1908), П. Н. Милюков и И. В. Гессен (1905), В. А. Бонди (1906, 1912–1918), П. А. Васильев (1906–1907, 1908–1912), Д. А. Розанов (1912).
Руководители издания (с 1947 главные редакторы) (1923–2020): М. Е. Кольцов (1923–1938, редактор), И. В. Шамориков (1938–1940, и. о. редактора), Е. П. Петров (1940–1942, ответственный редактор), И. И. Ерухимович (И. И. Ермашев) (1942–1943, заместитель ответственного редактора), М. К. Добрынин (1943–1945, ответственный редактор), А. А. Сурков (1945–1953, до 1947 ответственный редактор), А. В. Софронов (1953–1986), В. А. Коротич (1986–1991), Л. Н. Гущин (1991–1997), В. Б. Чернов (1998–2003), В. Г. Лошак (2003–2004, 2005–2012), В. В. Умнов (2004–2005, и. о.), В. О. Вдовин (2005), С. Л. Агафонов (2012–2020, до 2013 и. о.).
Издатели: С. М. Проппер (1899–1918), издательство «Мосполиграф» (1923–1925), издательство «Огонёк» (1926), акционерное издательское общество «Огонёк» (1926–1928), смешанное акционерное издательское общество «Огонёк» (1928–1931), журнально-газетное объединение (1931–1938), издательство «Правда» (1938–1990), трудовой коллектив журнала (1990–1995), издательство «Огонёк» (1995–1996), ЗАО «Журнал "Огонёк"» (1996–2000), издательство «Огонёк-пресс» (2000–2003), издательский дом «ОВА-ПРЕСС» (2003–2005), издательский дом «Огонёк» (2005–2009), издательский дом «Коммерсантъ» (2009–2021).
Тираж: 120 тыс. (1902), 700 тыс. (1915), 42 тыс. (1923), 430 тыс. (1929), 300 тыс. (1940), 650 тыс. (1954), 1,7–2 млн (1960–1986), 3,2 млн (1989), 4,6 млн (1990), 1,8 млн (1991), 74 тыс. (1994), 61 тыс. (2010), 127 тыс. (2011), 53 тыс. экз. (2020).
Журнал в 1899–1918 гг.
Учреждён в 1899 г. как приложение к газете «Биржевые ведомости», выпускавшейся в Санкт-Петербурге издателем С. М. Проппером. Представлял собой иллюстрированное обозрение общественной и политической жизни, науки и изящных искусств. Объём журнала составлял 8 страниц формата ⅛ печатного листа, с 1908 г. – 20 и более страниц.
Первым редактором стал писатель и журналист И. И. Ясинский. В первом номере были опубликованы материалы, посвящённые международным событиям (в частности, англо-бурской войне 1899–1902), обзор зарубежных карикатур, посвящённых Великобритании, её участию в конфликте с бурами.
С 1908 г. стал самостоятельным изданием. В журнале публиковались новости науки, литературы, искусства и общественно-политической жизни. На первое место был выдвинут принцип злободневности. Журнал рассказывал о художественных выставках, произведениях искусства, театральных постановках, об открытиях и изобретениях.
Почти треть каждого выпуска занимали фотоколлажи и фотозаметки. Кроме фотографических снимков в «Огоньке» помещались оригинальные рисунки художников-корреспондентов. Во время русско-японской войны 1904–1905 гг. в журнале освещались военные события (в частности, последние дни обороны Порт-Артура) (Огонёк. 1905. № 1. С. 1), публиковались портреты отличившихся в боях, а также раненых и погибших российских военных, в годы Первой мировой войны 1914–1918 гг. – фотографии награждённых и раненых участников боевых действий.
Отдельное место было отведено политической и общественной сатире, карикатурам. Пользовались популярностью сатирические очерки. В журнале публиковались шарады, шахматные задачи и другие головоломки. Редакция создала тип тонкого иллюстрированного литературно-художественного журнала, по своей оригинальности и дешевизне не имевшего аналогов среди других еженедельников Российской империи.
В 1915 г. стал первым в стране изданием по тиражу, количеству корреспондентов, поставлявших материалы (в том числе фотокорреспондентов на каждом театре военных действий), и по «количеству, и по богатству своего иллюстративного материала» (Огонёк. 1915. № 4. С. 20). Журнал выходил еженедельно по 48–52 номера в год, за исключением 1899 г. (4 номера), 1905 г. (44 номера), 1906 г. (26 номеров), 1907 г. (23 номера), 1917 г. (41 номер) и 1918 г. (17 номеров).
С изданием сотрудничали известные фотографы: К. К. и В. К. Булла, М. С. Наппельбаум, П. А. Оцуп, Я. В. Штейнберг.
Если событиям революции 1905–1907 гг. в журнале внимания не уделили, то Февральская и Октябрьская революции 1917 г. нашли отражение на страницах «Огонька». Так, в мартовском номере был размещён фоторепортаж «В дни Великой революции перед Таврическим дворцом», фотозаметка с портретами членов Временного исполнительного комитета Государственной думы, Временного правительства, Президиума Совета рабочих и солдатских депутатов (Огонёк. 1917. № 10). В сентябрьском номере опубликована статья с фотоочерком о начале работы Временного совета Российской республики (Предпарламента) (Огонёк. 1917. № 41). В номере за 1918 г. – фотопортреты членов Совета народных комиссаров РСФСР (Огонек. 1918. № 1). По-прежнему публиковались литературные рассказы и повести (в частности, драматурга П. П. Гнедича, писателя А. С. Грина, журналиста и путешественника В. И. Немировича-Данченко).
Закрыт 30 июня 1918 г. по постановлению народного комиссара по делам печати Союза коммун Северной области Н. Н. Кузьмина как «орган белогвардейцев и погромщиков, стремящихся удушить бедняков города и деревни костлявой рукой голода» (Северная Коммуна. 1918. 30 июня. № 24), за публикацию в № 17 рисунков с текстом, посвящённых вооружённому выступлению крестьян против деятельности продовольственных отрядов в Новгородской губернии (Эпизод из вооруженного похода города на деревню // Огонёк. 1918. № 17. С. 1).
Журнал в СССР в 1923–1948 гг.
Издание возобновлено 1 апреля 1923 г. по инициативе журналиста М. Е. Кольцова, который возглавлял редакцию вплоть до своего ареста в 1938 г. В инициативную группу также входили: писатель Е. Д. Зозуля, журналист Л. С. Рябинин, издательский работник Э. Г. Голомб, заведующий рекламным бюро и фотографической частью В. П. Микулин, секретарь К. Я. Левин.
В 1920-х гг. сложились структура, формат издания и принципы работы редакции: качественный литературный язык, разнообразие рубрик в каждом номере, фото и иллюстративный ряд. Объём одного номера варьировался от 16 до 20 страниц. Был отлажен процесс распространения, журнал рассылали как приложение к местным газетам, что обходилось подписчикам дешевле, чем при отдельной подписке на журнал, и способствовало увеличению тиража. В центре внимания публикаций был человек, новое отношение к труду, образование, новый досуг и праздники. Издание помещало материалы о клубах и кружках, «красных уголках», библиотеках и избах-читальнях, предназначенных для трудящихся (Кино в деревне // Огонёк. 1924. № 35. С. 8–9; Шайхет А. Бетховен у комсомольцев // Огонёк. 1927. № 12. С. 9). На страницах «Огонька» отражался процесс национализации музеев, дворцово-парковых комплексов, имений, организации политических и историко-бытовых выставок, создания новых экспозиций в музеях. Наряду с сатирическими статьями публиковались карикатуры в лубочном стиле, заметки о событиях в СССР и за рубежом. Журнал был рассчитан на массового читателя, освещал разнообразные темы: общественно-политические, международные, литературно-художественные, сатирические, спортивные.
Основные рубрики в 1920-х гг.: «За кулисами кино» (непостоянная), «Из прошлого революции» (непостоянная), «Кулисы истории» (непостоянная), «Окно в мир» (иллюстрировала мировые события), «Спорт». Отдельная рубрика освещала события, произошедшие в стране за неделю, в разные годы она называлась: «В стране Советов», «По Советской стране», «Строительство новой жизни», «По Советскому Союзу». В 1920-х гг. публиковалась серия очерков, посвящённых рабочему дню государственных деятелей страны, статьи руководителей наркоматов и предприятий. Освещалась в журнале и военная тематика, подготовка вооружённых сил, частей Красной Армии. Основные жанры: фоторепортаж, статья, фотоочерк, очерк, фотоколлаж. Яркой фигурой школы очеркистов был Н. Ф. Погодин.
Визитной карточкой журнала стала фотопублицистика: она позволяла оперативно отображать те изменения, которые происходили в стране, и раскрывать социальный смысл событий. Еженедельник сформировал новый для советской печати жанр – фоторепортаж (Белая. 1966. С. 444). Первое поколение советских фотожурналистов выработало новый язык, «стилистику репортажной фотографии» (Вальран В. Н. Советская фотография, 1917–1955. Санкт-Петербург, 2018. С. 208). Из его представителей в журнале работали Б. В. Игнатович, Г. Г. Петрусов, М. В. Альперт, Р. Л. Кармен и др.
В 1924 г. при журнале было создано фотобюро «Русс-фото», занимавшееся закупкой и продажей фотоснимков с зарубежными агентствами и изданиями. В дальнейшем синхронность работы советских фотографов с западными и формирование собственного обширного фотоархива дало возможность акционерному издательскому обществу «Огонёк» обеспечивать иллюстрациями всю советскую прессу. В короткий срок сеть фотокорреспондентов «достигла почти 150 человек, другие редакции часто пользовались услугами "Русс-фото"» (Танцевова. 2020. С. 95).
В 1925 г. вышла первая в СССР общедоступная книжная серия «Библиотека "Огонёк"», включавшая лучшие произведения советских и зарубежных писателей, поэтов. Первым приложением стала книга А. Лондра «Кайенна». Книжки выходили до 1991 г. 1 раз в неделю и продавались отдельно от журнала, их выпуск не прерывался даже в период Великой Отечественной войны.
Растущие масштабы издательской деятельности еженедельника привели к возникновению в феврале 1926 г. акционерного издательского общества «Огонёк». Его органами управления являлись общий совет акционеров, совет и правление общества. Оно выпускало, помимо еженедельника, журнал «Чудак» и специализированные издания – «Советское фото», «За рулём», «Изобретатель», «Журналист», «Женский журнал». В 1927 г. читателям был предложен первый в СССР коллективный роман «Большие пожары», в котором принимали участие 25 известных писателей, классиков советской литературы: А. Я. Аросев, И. Э. Бабель, Ф. А. Березовский, С. Ф. Буданцев, А. С. Грин, Е. Д. Зозуля, А. Зорич, М. М. Зощенко, В. М. Инбер, М. Е. Кольцов, Б. А. Лавренёв, Л. М. Леонов, Ю. Н. Либединский, В. Г. Лидин, Н. Н. Ляшко, Г. К. Никифоров, Л. В. Никулин, А. С. Новиков-Прибой, Н. Огнёв, А. И. Свирский, М. Л. Слонимский, А. Н. Толстой, К. А. Федин, А. С. Яковлев.
В 1928 г. на страницах журнала впервые в СССР появилась игра-викторина, в которой участники зарабатывали очки, правильно отвечая на вопросы, а в 1929 г. – кроссворд. Журнал быстро завоевал популярность, к концу десятилетия тираж вырос в 10 раз.
В состав смешанного акционерного издательского общества «Огонёк» к моменту переименования его в 1931 г. в журнально-газетное объединение входили около 30 массовых журналов и газет, являвшихся органами крупнейших культурных, литературных, технических и прочих объединений и добровольных обществ СССР (Российский государственный архив литературы и искусства. Ф. 216. Оп. 1. Д. 9. Л. 10). После ликвидации журнально-газетного объединения (в мае 1938) журнал был передан в издательство «Правда».
25 июня 1941 г. в первом после начала Великой Отечественной войны номере журнала был помещён текст выступления по радио заместителя председателя Совета народных комиссаров СССР и народного комиссара иностранных дел В. М. Молотова (Огонёк. 1941. № 18. С. 1), фотоколлаж «Советский народ решил: уничтожить фашистских бандитов!» о том, как встретили сообщение о нападении Германии в трудовых коллективах страны (Огонёк. 1941. № 18. С. 2–3), и исторический очерк «Мы били Фридриха, побьём и Гитлера!» (Огонёк. 1941. № 18. С. 6–7).
Основными рубриками в годы войны были: «Дневник войны», «На фронтах и в тылу», «Дела и люди Советской страны», «Искусство», «Сатира и юмор», карикатуры, кроссворд. Публиковались снимки с театров военных действий, портреты награждённых. В честь победы в Великой Отечественной войне был выпущен специальный номер (Огонёк. 1945. № 20–21) с фоторепортажем о подписании Акта о безоговорочной капитуляции Германии, портретами представителей высшего командного состава Красной Армии и союзников СССР, фоторепортажем о праздновании в Москве.
В 1923–1929 гг. выходил еженедельно, в 1930–1941 гг. – 3 раза в месяц, с 1941 г. – снова еженедельно.
Журнал в СССР в 1948–1991 гг.
В октябре 1948 г. журнал подвергся критике в постановлении ЦК ВКП(б) «О мерах по улучшению журнала "Огонек"». Редакции предписывалось улучшить ведение отдела художественной литературы, науки и техники, критики и библиографии, разнообразить оформление журнала, увеличив вес цветных фотографий (Культура и жизнь. 1948. № 30).
В результате реорганизации журнал получил полноцветную обложку и вставку посередине каждого номера, на которой печатались репродукции шедевров отечественной и мировой живописи. Главный редактор А. А. Сурков предложил также размещать на обложке журнала фотографии известных людей: космонавтов, артистов, спортсменов, передовиков производства. Основными чертами каждого номера стали: фотообложка, вкладка (как правило, цветная репродукция шедевров мировой и русской живописи, произведений советских художников), публикация прозаических и поэтических произведений. В еженедельнике также печатались детективы, повести, значительное место журнал начал уделять публикации рецензий на книги. В рубрике «Писатели и книги» размещались небольшие статьи, посвящённые юбилейным литературным датам (80-летию О. Д. Форш, 60-летию М. Пуймановой и др.). Публиковались обзоры книг, вышедших в различных изданиях СССР (Воениздат, Гослитиздат, «Молодая гвардия», «Советский писатель» и др.), рецензии и историко-литературные материалы (к 400-летию со дня смерти Ф. Рабле, 175-летию со дня смерти Ж.-Ж. Руссо и Вольтера). Подготавливались специальные подборки, посвящённые юбилеям классиков русской и советской литературы (Н. Г. Чернышевского, Л. Н. Толстого и др.).
К 1950-м гг. «Огонёк» превратился в 40-страничный журнал с цветной обложкой и цветными вкладками. Освещал жизнь народов СССР, знакомил с достижениями советской культуры, искусства, уделял внимание спорту и юмору. В качестве приложений в это время выпускались «Библиотека "Огонька"» (52 выпуска в год), собрание сочинений классиков (12 томов в год). До 1954 г. были изданы собрания сочинений Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, Н. Г. Помяловского, А. П. Чехова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, И. А. Гончарова, Н. В. Гоголя, В. Г. Короленко, М. Ю. Лермонтова.
Значительное место журнал уделял рецензированию книг писателей и поэтов союзных республик (в частности, туркменского поэта А. К. Кавусова). Активно знакомил читателей с русской классической и западной живописью, с произведениями советских художников. Как результат, в 1-й половине 1950-х гг. вдвое увеличился тираж.
В постановлении ЦК КПСС от 9 сентября 1958 г. «О серьезных недостатках журнала "Огонек"» отмечалась слабая роль журнала в воспитании советских людей и их мобилизации для успешного осуществления задач коммунистического строительства. Редакцию критиковали за поверхностное и неоперативное освещение жизни народов СССР, их трудовой деятельности в рамках решения пленумов ЦК КПСС. Критике подверглись заметки о заграничных поездках сотрудников журнала и путевые очерки, которым отводилось непомерно много места. Негативную оценку получило и художественное оформление: фотоснимки были охарактеризованы как примитивные, а круг авторов – как слишком узкий. Главной задачей поставлено всестороннее освещение внутренней жизни страны и важнейших международных событий.
Замечания были учтены: в журнале расширилась серия материалов о жизни страны, важнейших международных событиях. В «Огоньке» размещали фоторепортажи о приезде международных делегаций (Президент республики Индии Раджендра Прасад в Москве // Огонёк. 1960. № 26. С. 2; [Приезд кубинской делегации во главе с Фиделем Кастро в Москву] // Огонёк. 1963. № 16. С. 1–7).
В апреле 1973 г. по случаю 50-летия со дня возобновления издания журнал «Огонёк» награждён орденом Ленина.
В 1987 г. в рубрике «1917–1987» публиковался большой объём материалов, посвящённых революциям 1917 г. и В. И. Ленину.
К концу 1980-х гг. на обложках журнала стали публиковаться репродукции классиков мировой и отечественной живописи. Ранее в приоритете были репродукции картин советских художников, рисовавших в стилистике социалистического реализма.
В период перестройки журнал во главе с В. А. Коротичем являлся одним из наиболее популярных в стране изданий, активно участвовавших в процессах демократизации общества, проводником политики гласности. В еженедельнике публиковались аналитические статьи, расследования деятельности государственных и политических фигур советской эпохи, часто рассматривались темы, связанные с национальным вопросом, Первой мировой войной, «холодной войной». Ключевой стала тема т. н. обновлённого социализма. Выходили материалы круглого стола «Больше социализма!» (Огонёк. 1988. № 12. С. 4–5, 18–20; № 14. С. 5–7). Преобладали аналитический, художественно-публицистический, информационный и наглядно-иллюстративный жанры. Новыми жанрами в период «перестройки» в «Огоньке» стали интервью и открытые письма. Постоянные рубрики: «Из истории современности», «Перестройка: проверка делом», «Прошу слова!», «Свободная трибуна» и др.
Неотъемлемой частью журнала стали материалы на исторические темы, в том числе мемуары советских политических деятелей (Н. С. Хрущёва и др.). В рубрике «Хранить вечно» (ведущий – В. А. Шенталинский) публиковались дневники и воспоминания представителей интеллигенции, подвергшихся репрессиям или давлению властей. В рубрике, которую вёл поэт Е. А. Евтушенко («Русская муза XX века»), печатали авторов, чьи произведения раньше были под запретом цензуры (И. А. Бродский, В. Н. Войнович, А. А. Галич, Н. А. Клюев, Н. Коржавин, О. Э. Мандельштам, В. Т. Шаламов и др.). На страницах еженедельника были напечатаны произведения И. Э. Бабеля, Е. И. Замятина, М. М. Зощенко, А. И. Солженицына, А. Т. Твардовского, И. Г. Эренбурга и др.
В 1990 г. тираж достиг максимума за всю историю существования издания. После этого наблюдалось снижение числа материалов на исторические темы, что было связано с крушением идеалов периода «обновления социализма» и сменой марксистко-ленинской концепции истории. В 1990 г. учредителем журнала, которым ранее выступало издательство ЦК КПСС «Правда», стал трудовой коллектив.
С журналом в разные годы сотрудничали: известные писатели В. П. Аксёнов, Д. Бедный, М. Горький, В. А. Солоухин, В. Б. Шкловский, поэт В. В. Маяковский, журналист Г. А. Боровик, театральный режиссёр С. В. Образцов, фотографы Д. Н. Бальтерманц, А. С. Шайхет, художники-карикатуристы Кукрыниксы, Б. Е. Ефимов и др.
Журнал в современной России
В 1991 г. перед новым главным редактором Л. Н. Гущиным встала задача реформировать еженедельник, приспособив его к рыночным условиям. В № 1 за 1992 г. главный редактор обратился к читателю с новой концепцией журнала, материалы которого должны стать «менее говорливыми, менее назидательными, ...быть ярче, зрелищней» (Огонёк. 1992. № 1. С. 2). Редакция искала новую аудиторию и двигалась в направлении глянцевых изданий.
В результате кардинальных изменений в начале 1995 г. журнал стал ближе к стандарту западных иллюстрированных изданий по физическому объёму (94 страницы), а также по количеству и стилю подачи информации. Основными рубриками были «Панорама» (обзор основных событий в Российской Федерации и за рубежом), «Политика» (с 1995 «Российская политика»), «Экономика», «Тема номера», «Точка зрения» (колонка главного редактора), кроссворд и др.
После назначения в октябре 2003 г. главным редактором журналиста В. Г. Лошака руководство приступило к возвращению изданию традиционного облика и статуса общественно-политического журнала. С января по апрель 2004 г. осуществлялась программа по смене формата и выхода на более широкую аудиторию (История еженедельного журнала «Огонек». Справка // РИА Новости. 2009).
4 апреля 2005 г. издательский дом «ОВА‑Пресс», выпускавший «Огонёк», объявил о выходе журнала в новом формате. Журнал сохранил фирменный логотип, но изменились концепция, состав рубрик, дизайн, существенно были расширены иллюстративные возможности. В июне 2005 г. произошла смена владельца: новым собственником стал телекоммуникационный холдинг «Телекоминвест» из Санкт‑Петербурга. Журнал стал содержать больше прикладной и рекламной информации.
В 2008 г. журнал «Огонёк» публиковал мнения людей, авторитетных для читательской аудитории, развёрнутые статьи российских писателей, деятелей культуры по профильным темам. Среди постоянных авторов – М. М. Жванецкий, Э. С. Радзинский. Материалы, как правило, иллюстрировались фотографиями, а также рисунками и элементами инфографики. В феврале 2008 г. в рамках Всероссийского года книги был запущен проект «Библиотека "Огонька"» издательского дома «Огонёк» и книжного клуба «ТЕРРА». Его задачей было названо знакомство читателей с новыми авторами, представление «молодой современной литературы» (Читай у «Огонька» // Коммерсант. 2008). В новой серии издавались также произведения, опубликованные в «Библиотеке...» журнала в разные годы 20 в., к которым не снижался читательский интерес. В «исторический» блок «Библиотеки "Огонька"» вошли «Избранные рассказы» И. Э. Бабеля, «Исторические рассказы» М. М. Зощенко, «Стихи из записной книжки 1936–1958» А. Т. Твардовского, «Поездки и встречи» И. Ильфа и Е. Петрова. Среди авторов-современников печатались произведения С. Е. Каледина, редактора отдела культуры А. А. Архангельского (обозреватель рубрики «Прогулки по Москве», цикла бесед с писателями и драматургами). Часть книг представил книжный клуб «ТЕРРА» (сборники рассказов Е. И. Парнова, автора научно-фантастических, приключенческих и исторических произведений, писателя Б. Т. Евсеева, сатирика А. Т. Аверченко и др.).
В 2009 г. вышло 32 выпуска журнала, т. к. издание было приостановлено на 4 месяца в связи с очередной сменой владельца. Новым собственником в марте стал издательский дом «Коммерсантъ». Основными стали рубрики «Неделя», «Россия и мир», «Общество», «После всего» (содержала информацию из разных областей знания, об интересных событиях, происходивших в стране и мире, новости из мира кулинарии и рецепты). Журнал увеличился в объёме до 64–80 полос, изменился формат (увеличен до размера А3).
В 1990–2010-х гг. с журналом сотрудничали писатели В. В. Ерофеев, С. В. Лукьяненко и др.
В декабре 2020 г. вышел последний печатный номер (№ 48–51), в котором было объявлено о закрытии печатной версии журнала и об увольнении сотрудников «в связи с оптимизацией организационно-штатной структуры» (Новогодний сюрприз // Коммерсант. 2020). В январе 2021 г. на сайте издания были опубликованы два номера, после чего была закрыта электронная версия журнала.