Лукьяненко Сергей Васильевич
Лукья́ненко Серге́й Васи́льевич (род. 11.4.1968, Каратау, ныне Казахстан), советский и русский писатель-фантаст. Автор серии книг о Дозорах, положившей начало межавторскому проекту «Дозоры». Произведения серии экранизировались, становились сценарной основой компьютерных и настольных игр и т. д. Много работает в соавторстве: «Не время для драконов» (1997) с Ником Перумовым, «Остров Русь» (1997) с Ю. С. Буркиным, «Дневной дозор» (2000) с В. Н. Васильевым. Произведения (на 2021) переведены на 14 языков, включая английский, французский, немецкий и японский. Лауреат многочисленных премий – «Аэлита», «РосКон», «Бронзовая улитка», «Странник», «Интерпресскон» и др.
Родился в г. Каратау, Казахстан, в семье медиков: отец, мать и старший брат писателя – врачи. Рано начал читать; любимыми книгами своего детства называет сказки братьев Гримм и А. Линдгрен, «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Н. Носова (1954), прочитанную в шесть лет «Туманность Андромеды» И. А. Ефремова (1957), в семь – «Страну багровых туч» братьев Стругацких (1959). Среди книг и авторов, оказавших на него в детстве большое влияние, называет «Голубятню на жёлтой поляне» В. П. Крапивина (1983–1985) и «Орден жёлтого дятла» (1939, рус. пер. 1961) бразильского писателя М. Лобату. С золотой медалью окончил школу и в 1985 г. поступил в Алма-Атинский медицинский институт, который окончил в 1990 г. Проходя ординатуру по специальности «врач-психиатр» в городском психоневрологическом диспансере, параллельно публиковал первые рассказы и сотрудничал с журналом «Миры», где был заместителем главного редактора.
Первой публикацией Лукьяненко стал рассказ «Нарушение» (журнал «Заря», Алма-Ата, 1988). Первый опубликованный роман – «Рыцари сорока островов», написанный под влиянием прозы В. П. Крапивина, опубликован в 1992 г. издательством Terra Fantastica. Начало творческого пути Лукьяненко связано с участием в КЛФ, фантастических семинарах и конвентах, обилие которых на рубеже перестроечных десятилетий стало ответом на интерес читателей к жанру. Прообраз Интернета – сеть Фидо – активным пользователем которой был Лукьяненко, способствовала обзаведению связями как в писательской среде, так и в наиболее влиятельных кругах читательской среды.
Первые рассказы и повести Лукьяненко удостаивались престижных литературных премий. Так, рассказы «Фугу в мундире» (опубликован в 1993 в журнале «Миры/Worlds 02’1993»), «Слуга» (1995, опубликован в журнале «Фантакрим-МЕГА»), были отмечены премией «Интерпресскон». В 1993 г. Лукьяненко стал обладателем премии «Старт» за лучший авторский дебютный сборник «Атомный сон».
Ко времени переезда в Москву в 1996 г. у С. В. Лукьяненко вышли в издательстве «Локид» романы «Линия грез» (1996), «Императоры иллюзий» (1996) и трилогия «Лорд с планеты Земля» (1996), а также был подписан контракт и начата работа над романами «Осенние визиты» (1997), «Звёзды – холодные игрушки» (1997) и «Лабиринт отражений». В 1997 г. были подписаны контракты с издательствами АСТ, Terra Fantastica и «Эксмо». В декабре 1996 г. Лукьяненко начал с Ником Перумовым работу над романом «Не время для драконов» (1997) в жанре технофэнтези, который уже в ноябре 1997 г. был опубликован в «Эксмо».
В 1998 г. вышел роман «Ночной Дозор», положивший начало востребованному литературному проекту современной российской фантастики. В основе концепция «иных» – магов, незримо присутствующих среди людей, имеющих возможность воздействовать на них, влиять на события и манипулировать обстоятельствами из более глубоких слоёв реальности – «сумрака». Книгу продолжили «Дневной Дозор» (2000), «Сумеречный Дозор» (2003), «Последний Дозор» (2005) и т. д., а после экранизации в 2004 г. «Ночного Дозора» и в 2005 г. «Дневного Дозора» (оба – режиссёр Т. Н. Бекмамбетов), сценарии которых написал Лукьяненко, появился межавторский проект «Дозоры» под кураторством Лукьяненко. События книг других писателей внутри проекта происходят в соответствии с первоначальной концепцией. Также «Дозоры» легли в основу нескольких компьютерных игр: «Ночной Дозор», «Дневной Дозор», «Дозоры. Запрещённая игра» и серии настольных игр «Ночной Дозор. Своя судьба» и «Дневной Дозор. Битвы иных».
Важное место в творчестве Лукьяненко занимают трилогии: «Лабиринт отражений»: «Лабиринт отражений» (1997), «Фальшивые зеркала» (1999) и «Прозрачные витражи» (2000) – совмещение реальности с компьютерными играми в стиле киберпанк; «Геном»: «Геном» (1999), «Танцы на снегу» (2001), «Калеки» (2004) – остросюжетная космоопера с элементами биопанка. Также дилогии: «Работа над ошибками»: «Черновик» (2005), по которому в 2018 г. режиссёр С. Е. Мокрицкий снял одноимённый фильм, холодно принятый поклонниками писателя, и «Чистовик» (2007) – сплав альтернативной истории с темой множественности миров и идеей сверхпрофессионалов, названных в книгах функционалами; «Кваzи»: «Кваzи» (2016), «Кайноzой» (2018) – оригинальный взгляд на зомби-апокалиптику.
Лукьяненко много работает в соавторстве: например, «Остров Русь» с Ю. С. Буркиным (1997), «Не время для драконов» (1997) с Ником Перумовым, «Дневной дозор» (2000) с В. Н. Васильевым.
Лукьяненко много и плодотворно работает в самых разных жанрах фантастики и фэнтези: городское и мистическое фэнтези – вселенная «Дозоров» (с 1998); янг-эдалт фэнтези – «Мальчик и тьма» (1997), «Рыцари сорока островов» (1992), киберпанк – «Лабиринт отражений» (1997), космическая опера – «Лорд с планеты Земля» (1996), философская фантастика – «Искатели неба» (1998–2000), альтернативная история – «Работа над ошибками» (2005–2007), этнофэнтези – «Остров Русь» (1997), футурологическая фантастика – «Линия грез» (1996–1998), зомби-апокалипсис – «Кваzи» (2016).
Вселенная Лукьяненко богата потенциальными возможностями, которые в ходе развития сюжета раскрываются экспоненциально, предоставляя выбор из множества вариантов. Героем Лукьяненко часто выступает горожанин-интеллектуал, который живёт в соответствии с довольно свободными моральными принципами и не чужд цинизма, но в ситуациях выбора встаёт на сторону добра, укрепляясь в нравственной позиции. Общий базовый принцип (собственная космогония, которая в той или иной степени отражалась бы во всех произведениях) в творчестве Лукьяненко отсутствует: каждый следующий цикл заново создаёт картину мира.
Лукьяненко активно присутствует в социальных сетях. С марта 2004 г. он вёл в LiveJournal (livejournal.com) блог под именем Доктор Ливси (doctor_livcy), с 2008 г. – инкогнито-блог Доктора Пилюлькина (d-r pilulkin), который был быстро рассекречен. С 2017 г. С. В. Лукьяненко присутствует в Facebook (принадлежит корпорации Meta, которая внесена в перечень организаций, причастных к терроризму и экстремизму, и запрещена на территории Российской Федерации) под собственным именем. В 2008 г. принял участие в съёмках программы «Что? Где? Когда?», где принёс своей команде победу. В январе 2013 г. на канале «Культура» вышел цикл передач авторского проекта Д. Ю. Петрова «Полиглот. Французский язык за 16 часов», в котором принимал участие Лукьяненко.
Лукьяненко женат с 1991 г.; жена – Софья Анатольевна Лукьяненко, психолог, преподаёт в институте психологии РГГУ имени Л. С. Выготского. Супруги воспитывают сыновей Артемия и Даниила и дочь Надежду.
В разные годы Лукьяненко получал многочисленные награды и премии. Некоторые из них: в 1999 г. «Аэлита» за повесть «Свой среди своих», в 1999 г. «Странник» за «Ночной дозор», в 2001 г. «РосКон» за «Дневной дозор», в 2003 г. «Бронзовая улитка» за «Спектр», в 2003 г. «Еврокон/EuroCon» (ESFS Awards) как лучший писатель-фантаст, в 2005 г. «РосКон» как фантаст года, в 2006 г. «Сталкер» за переводной роман «Лабиринт отражений», в 2008 г. премия Курда Лассвица за лучший зарубежный роман «Спектр», в 2010 г. Немецкая фантастическая премия за переводной роман «Рыцари сорока островов», в 2017 г. «РосКон» за «Кваzи», в 2020 г. «РосКон» за «Маги без времени».