Кармен Роман Лазаревич
Карме́н Рома́н Ла́заревич [16(29).11.1906, Одесса – 28.4.1978, Москва; похоронен на Новодевичьем кладбище], российский режиссёр, сценарист, оператор документального кино, заслуженный деятель искусств РСФСР (1957), заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1959), народный артист СССР (1966), Герой Социалистического Труда (1976).
С 1-й половины 1920-х гг. фотокорреспондент газеты «Вечерняя Москва», журналов «30 дней», «Огонёк» и др.
В 1931 г. окончил операторское отделение Государственного института кинематографии в Москве (ныне Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова, ВГИК).
В 1931–1978 гг. оператор, режиссёр «Союзкинохроники» (с 1944 Центральная студия документальных фильмов). В выпусках «Союзкиножурнала» 1932–1935 гг. оперативный кинорепортаж Кармена обретал эмоционально-психологические черты, трансформируясь в портретный очерк благодаря точности наблюдений и монтажа («Очерк о стахановце Иване Гудове», «Негр Робинсон – депутат Моссовета», оба – 1933; «Дома», «Отчёт Анны Масоновой», оба – 1934, и др.).
Участвовал в качестве оператора в автопробегах в 1933 г. (Москва – Каракумы – Москва), в 1936 г. (Горький – Каракумы – Памир – Москва).
В 1936 г. уехал в Испанию (снимал кино, сражаясь в рядах интернациональных бригад), затем в Китай. Материалы поездок легли в основу киножурналов о событиях в Испании (22 выпуска, 1936–1937), «Китай в борьбе» (3 выпуска, 1938); фильмов «Испания» (режиссёр Э. И. Шуб), «В особом районе Китая» (режиссёр М. Я. Слуцкий, оба – 1939), «В Китае» (1941, режиссёр, оператор и автор текста Кармен) и др. Совместно со Слуцким руководил съёмкой и монтажом крупных, организационно и технически сложных документальных лент «Седовцы» (1939) и «День нового мира» (1940; Сталинская премия 1-й степени за 1941, вручена в 1942).
В годы Великой Отечественной войны был фронтовым кинооператором, собрал уникальный документальный материал для киножурналов и фильмов: «Разгром немецких войск под Москвой» (1942, режиссёры Л. В. Варламов и И. П. Копалин, в зарубежном прокате «Москва наносит ответный удар», «Moscow Strikes Back»), «Ленинград в борьбе» (1942, режиссёры Кармен, Н. Г. Комаревцев, В. М. Соловцов, Е. Ю. Учитель), «От Вислы до Одера» (1945, режиссёр В. Н. Беляев), «Берлин» (1945, режиссёр Ю. Я. Райзман) и др. Создал монументальный фильм «Суд народов» (1946, совместно с Е. И. Свиловой; Сталинская премия 2-й степени за 1946, вручена в 1947), в том числе на основе собственных кинонаблюдений во время Нюрнбергского процесса.
После Великой Отечественной войны политическая конъюнктура отразилась в ряде фильмов Кармена о союзных республиках («Советский Казахстан», 1949; «Советский Туркменистан», 1950; Сталинская премия 3-й степени за 1951, вручена в 1952; «Советская Грузия», 1951), но искреннее внимание к простому человеку и его труду выделяет его фильм «Повесть о нефтяниках Каспия» (1953).
Романтический и героический пафос пронизывал творчество режиссёра в послевоенные десятилетия, география съёмок включала основные горячие точки мира: «Пылающий остров» (1961), «Гренада, Гренада, Гренада моя…» (1967, совместно с К. М. Симоновым), «Пылающий континент» (1972), «Сердце Корвалана» (1975, приз Международного кинофестиваля в Оберхаузене, 1976).
В лучших фильмах Кармена отечественная и мировая история осмыслена на основе личного опыта соучастника многих значимых событий: «Вьетнам», «Премьер-министр Республики Индия Д. Неру в СССР» (оба – 1955), «На гостеприимной земле Бирмы» (1956), «Утро Индии» (1957), «Гости из Америки» (1958), «Австрия встречает посланца мира» (1960), «Наш друг Индонезия», «Подземные переходы Вены» (все – 1960).
Вернулся к теме Великой Отечественной войны в фильме «Великая Отечественная» (2 серии, 1965), также руководил первым советско-американским документальным проектом «Великая Отечественная» (1979, 20 фильмов, в зарубежном прокате – «Неизвестная война», «The Unknown War»; Кармен – режиссёр фильмов «22 июня 1941» и «Неизвестный солдат»).
Среди других фильмов: «Голубая лампа» (1961), «Государство – это мы» (1962), «Волшебный луч» (1963, совместно с И. М. Посельским, В. В. Катаняном, Л. В. Махначом), «Камарадос. Товарищи» (1974).
Автор публицистических и историко-теоретических статей о документальном кино.
С 1948 г. преподавал во ВГИКе, с 1960 г. вёл мастерскую режиссёров-документалистов, с 1968 г. профессор.
Ленинская премия (1960), Государственная премия СССР (1975). Награждён орденами Красной Звезды (1937), Трудового Красного Знамени (1940, 1957), Красного Знамени (1944), Ленина (1976).
В 1980 г. на доме, в котором жил режиссёр в 1970–1978 гг. (Москва, Котельническая набережная, 1/15, корпус «Б»), открыта двухчастная с профильным полуфигурным барельефом бронзовая мемориальная доска (скульптор Ю. В. Александров, архитектор Н. С. Добросердова).
Имя Романа Кармена носит одна из улиц Одессы.