Казачьи общества
Каза́чьи о́бщества, организационно-правовая форма юридического лица в Российской Федерации, в которой создаются некоммерческие организации граждан РФ, объединяющихся для сохранения самобытности казачества, а также в иных целях, предусмотренных законодательством.
Казачье общество – это внесённая в государственный реестр казачьих обществ корпоративная некоммерческая организация (некоммерческая корпорация), члены которой объединяются для сохранения традиционного образа жизни и культуры российского казачества, а также принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы в соответствии с законодательством [ст. 123.15 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ)]. Казачьи общества могут быть хуторскими, станичными, городскими, районными (юртовыми), окружными (отдельскими), войсковыми; некоторые из них входят в состав Всероссийского казачьего общества.
История возникновения казачьих обществ. Правовое регулирование
Первые казачьи общества возникли в начале 1990-х гг. Их создание связано с реализацией государственной политики по реабилитации казачества. Как правовая категория они впервые упомянуты в Указе Президента РФ от 15 июня 1992 г. № 632 «О мерах по реализации Закона РФ "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества» (далее – Указ Президента РФ). В первоначальной редакции в этом документе предусматривалось получение казачьими обществами статуса юридического лица, определялись отдельные особенности их правового положения (в части имущества, земельных отношений, порядка принятия и согласования уставов и др.). К числу особенностей Указ Президента РФ относил вопросы персонального состава: в казачьи общества могли объединяться граждане, относящие себя к прямым потомкам казаков, и иные граждане, в установленном порядке добровольно вступившие в казачество, а также их фиксированную численность. Вместе с тем в документе не было сказано, являются ли казачьи общества самостоятельной организационно-правовой формой (видом) юридического лица или их правовое положение охватывается уже имеющимися организационно-правовыми формами (видами) юридических лиц. Впоследствии они стали рассматриваться (и создаваться) как виды общественных объединений.
Дальнейшее развитие законодательства о казачестве и казачьих обществах неразрывно связано с государственной политикой в области казачества, в основу которой было положено представление о связи его с государственной службой. Как отмечалось в одном из первых концептуальных государственных документов по этому вопросу – Основных положениях концепции государственной политики по отношению к казачеству, одобренных Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1994 г. № 355 «О концепции государственной политики по отношению к казачеству», – «казачество большую часть своей истории было связано с государственной службой, и именно в период своей государственной службы казачество приобрело те черты, которые характеризуют его как специфическую часть российского народа. Сочетание службы государству и специфического военно-земледельческого уклада жизни явилось предпосылкой становления традиционных форм государственной службы казачества, доказавшей свою высокую эффективность на протяжении нескольких столетий».
В 1995 г. был принят документ, предусматривающий ведение специального государственного реестра казачьих обществ, – Указ Президента РФ от 9 августа 1995 г. № 835 «О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации». И тем не менее, несмотря на попытки сформулировать критерии особенности казачьих обществ как формы юридического лица, установление их правового положения в 1990-х гг. не было завершено.
Важный этап в развитии правового положения казачьих обществ приходится на середину – конец 2000-х гг.
Во-первых, был принят Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» (Закон о государственной службе российского казачества), в котором дано официальное определение казачьего общества как добровольного объединения граждан РФ в форме некоммерческой организации; были определены (впервые на уровне федерального закона) основные положения порядка ведения государственного реестра казачьих обществ; установлены основные положения порядка заключения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления муниципальных образований договоров (соглашений) с казачьими обществами для выполнения ими определённых функций публичного характера.
Во-вторых, была принята Концепция государственной политики РФ в отношении российского казачества от 3 июля 2008 г. (утверждена Президентом РФ), в которой подчёркивалась роль казачьих обществ в формировании основных принципов государственной политики в отношении российского казачества, таких как участие в разработке и реализации государственной политики в отношении российского казачества; взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с казачьими обществами; их подконтрольность органам государственной власти и органам местного самоуправления по вопросам государственной и иной службы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ, а также муниципальными правовыми актами. В числе приоритетов государственной политики эта Концепция называла привлечение членов казачьих обществ к выполнению обязанностей государственной и иной службы, их привлечение для решения ряда иных вопросов местного значения и публичного характера.
В-третьих, логичным продолжением правового регулирования деятельности казачьих обществ стало принятие Федерального закона от 3 июня 2009 г. № 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" и ст. 2 Федерального закона "О государственной службе российского казачества"», которым Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (Закон о некоммерческих организациях) был дополнен положениями о казачьем обществе как одной из самостоятельных форм некоммерческих организаций. Казачьи общества определялись как форма самоорганизации граждан РФ, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры (ст. 6.2). При этом подробно правовое положение казачьих обществ в Законе о некоммерческих организациях не было сформулировано, делалась отсылка к иному законодательству в части определения особенностей их правового положения, создания, реорганизации, ликвидации и управления.
Следующий этап развития правового регулирования казачьих обществ связан с реформой гражданского законодательства, проведённой на основании Концепции развития гражданского законодательства (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009). На основании этой Концепции был разработан и принят Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой ГК РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», которым была осуществлена реформа положений ГК РФ о юридических лицах. В результате этого казачьи общества, внесённые в государственный реестр казачьих обществ, получили актуальный правовой статус юридического лица с закреплением соответствующей организационно-правовой формы (ст. 50, 123.15 ГК РФ).
Правовое положение казачьих обществ
В систему юридических лиц, которые могут быть созданы в РФ, входят:
казачьи общества как вид некоммерческой организации (ст. 50 ГК РФ);
казачьи общества как корпорация (ст. 65.1, 123.1 ГК РФ);
казачьи общества как специальная форма некоммерческой организации, созданная в целях реализации государственной политики в отношении российского казачества (ст. 123.15 ГК РФ и Закон о государственной службе российского казачества).
Последняя особенность правового положения казачьего общества предопределяет структуру регулирования вопросов создания, прекращения, управления и деятельности казачьих обществ, которая закреплена в ст. 123.15 ГК РФ: в первую очередь применяются специальные нормы Закона о государственной службе российского казачества, затем, в той части, в которой отношения не урегулированы этим законом, – нормы ГК РФ (в редакции после изменений 2014), а далее нормы Закона о некоммерческих организациях.
Специфика казачьих обществ как организации, созданной в целях реализации государственной политики в отношении российского казачества, выражается и в наличии ряда документов стратегического характера, в которых среди прочего определяются подходы государства к участию казачьих обществ в различного рода публичных отношениях.
После 2008 г. было принято 2 таких стратегических документа государства: Стратегия развития государственной политики РФ в отношении российского казачества до 2020 г., утверждённая Президентом РФ 15 сентября 2012 г. № Пр-2789, и Стратегия государственной политики РФ в отношении российского казачества на 2021–2030 гг., утверждённая Указом Президента РФ от 9 августа 2020 г. № 505.
Казачье общество как юридическое лицо может быть создано путём учреждения; реорганизация юридического лица иной организационно-правовой формы в казачье общество в настоящее время не предусмотрена.
После государственной регистрации казачьего общества в качестве юридического лица оно проходит процедуру внесения сведений в государственный реестр казачьих обществ – специальный государственный информационный ресурс, содержащий сведения обо всех казачьих обществах. Внесению в государственный реестр казачьих обществ подлежат те из них, в которых фиксированная численность членов соответствует численности, установленной органом, уполномоченным в области ведения реестра по согласованию с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами [приказ Минюста России от 12 мая 2021 № 73 «О численности членов казачьих обществ, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, которая необходима для внесения казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» (приказ Минюста России от 12 мая 2021 № 73)].
Органом, уполномоченным вести указанный государственный реестр, является Министерство юстиции РФ (Указ Президента РФ от 21 сентября 2003 № 1096 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации»).
Порядок ведения реестра (в том числе порядок включения в реестр казачьего общества) регулируется административным регламентом Министерства юстиции РФ по предоставлению государственной услуги по внесению казачьих обществ в государственный реестр казачьих обществ в РФ (приказ Министерства юстиции РФ от 2 июля 2012 № 129) и приказом Министерства юстиции РФ от 13 октября 2011 г. № 355 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации».
Поскольку казачье общество является некоммерческой корпорацией, то в ней предполагается участие нескольких лиц. Максимальное количество участников не ограничено, минимальное – определяется приказом Министерства юстиции РФ от 12 мая 2021 г. № 73. Фиксированная численность, необходимая для целей включения казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ РФ:
не менее 10 членов – для хуторских казачьих обществ;
не менее 20 членов – для станичных и городских казачьих обществ;
не менее 150 членов – для районных (юртовых) казачьих обществ;
не менее 300 членов – для окружных (отдельских) казачьих обществ;
не менее 1,5 тыс. членов – для войсковых казачьих обществ;
не менее 20 членов – для хуторских казачьих обществ, действующих на территории субъектов РФ, расположенных в пределах Центрального и Южного федеральных округов;
не менее 100 членов – для районных (юртовых) казачьих обществ, действующих на территории субъектов РФ, расположенных в пределах Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов;
не менее 500 членов – для окружных (отдельских) казачьих обществ, действующих на территории субъектов РФ, расположенных в пределах Центрального и Южного федеральных округов;
не менее 40 тыс. членов – для Всероссийского казачьего общества.
ГК РФ, Закон о некоммерческих организациях, а также Закон о государственной службе российского казачества не предусматривают ограничений для участия граждан РФ в казачьих обществах. Нормой, определяющей круг потенциальных участников казачьего общества, является п. 3 Указа Президента РФ, в соответствии с которым в казачьи общества могут объединяться граждане, относящие себя к прямым потомкам казаков и выразившие желание совместно восстанавливать и развивать традиционные для казачества формы хозяйствования, возрождать и сохранять его культуру и быт, участвовать в несении государственной и иной службы; граждане, в установленном порядке добровольно вступившие в казачество.
Таким образом, формальных ограничений для вступления в казачьи общества у граждан РФ нет, однако те граждане, которые не являются прямыми потомками казаков, для вступления в их члены предварительно должны добровольно вступить в казачество. Члены районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ в обязательном порядке должны являться членами входящих в их состав хуторских, станичных, городских казачьих обществ (п. 3.7 Указа Президента РФ).
Участие гражданина РФ в казачьем обществе влечёт для него определенные ограничения. К примеру, в соответствии со ст. 4 Закона о государственной службе российского казачества члены казачьего общества, внесённого в государственный реестр казачьих обществ, принявшие на себя обязательства по несению государственной или иной службы, обязаны приостановить свое членство в политических партиях, иных общественных объединениях, преследующих политические цели, не вправе вступать в них и принимать участие в их деятельности. Члены казачьего общества не отвечают по его обязательствам.
Учредительные документы. Органы управления
Единственным учредительным документом является устав.
Специальных требований к содержанию устава нет; требования определяются общими положениями ст. 52 ГК РФ и ст. 14 Закона о некоммерческих организациях. При этом нормативные правовые акты (ст. 2 Закона о государственной службе российского казачества, пункты 3.2–3.6 Указа Президента РФ; Типовое положение о согласовании и утверждении уставов казачьих обществ, утверждённое приказом Федерального агентства по делам национальностей России от 6 апреля 2020 № 45) предусматривают процедуры предварительного согласования и утверждения уставов казачьих обществ различного уровня:
уставы хуторских, станичных, городских казачьих обществ, создаваемых (действующих) на территориях городских, сельских поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, согласовываются с атаманом районного (юртового) либо окружного (отдельского) казачьего общества [если эти общества осуществляют деятельность на территории субъекта РФ, на которой создаются (действуют) названные общества] и утверждаются главами городских, сельских поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения;
уставы хуторских, станичных, городских казачьих обществ, создаваемых (действующих) на территориях двух и более городских или сельских поселений, входящих в состав одного муниципального района, согласовываются с главами соответствующих городских, сельских поселений, а также с атаманом районного (юртового) либо окружного (отдельского) казачьего общества [если районное (юртовое) либо окружное (отдельское) общество осуществляет деятельность на территории субъекта РФ, на которой создаются (действуют) названные казачьи общества] и утверждаются главой муниципального района;
уставы хуторских, станичных, городских казачьих обществ, создаваемых (действующих) на территориях двух и более внутригородских районов, входящих в состав одного городского округа с внутригородским делением, на территориях двух и более внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, согласовываются с главами этих внутригородских районов или муниципальных образований, а также с атаманом районного (юртового) либо окружного (отдельского) казачьего общества [если районное (юртовое) либо окружное (отдельское) общество осуществляет деятельность на территории субъекта РФ, на которой создаются (действуют) названные общества] и утверждаются главой городского округа с внутригородским делением, высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) города федерального значения либо уполномоченным им должностным лицом;
уставы районных (юртовых) казачьих обществ, создаваемых (действующих) на территориях муниципальных районов, согласовываются с атаманом окружного (отдельского) казачьего общества [если оно осуществляет деятельность на территории субъекта РФ, на которой создаются (действуют) названные общества] и утверждаются главами муниципальных районов;
уставы районных (юртовых) казачьих обществ, создаваемых (действующих) на территориях двух и более муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований, городов федерального значения либо на территориях муниципальных районов и муниципальных округов, муниципальных районов и городских округов, согласовываются с главами соответствующих муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов и внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, а также с атаманом окружного (отдельского) казачьего общества [если оно осуществляет деятельность на территории субъекта РФ, на которой создаются (действуют) названные казачьи общества] и утверждаются высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ;
уставы окружных (отдельских) казачьих обществ, создаваемых (действующих) на территории субъекта РФ, согласовываются с атаманом войскового казачьего общества [если войсковое казачье общество осуществляет деятельность на территории субъекта РФ, на которой создаются (действуют) названные казачьи общества] и утверждаются высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ;
уставы окружных (отдельских) казачьих обществ, создаваемых (действующих) на территориях двух и более субъектов РФ, согласовываются с высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) соответствующих субъектов РФ, а также с атаманом войскового казачьего общества [если оно осуществляет деятельность на территориях субъектов РФ, на которых создаются (действуют) названные казачьи общества] и утверждаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти по взаимодействию с казачьим обществом;
уставы войсковых казачьих обществ, осуществляющих деятельность на территориях двух и более субъектов РФ либо на территории одного субъекта РФ, который образован в результате объединения двух и более субъектов РФ, согласовываются с высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) соответствующих субъектов РФ, а также с атаманом Всероссийского казачьего общества и утверждаются уполномоченным органом;
устав Всероссийского казачьего общества утверждается Президентом РФ.
Формирование имущественной основы деятельности казачьего общества осуществляется его членами, а также в результате деятельности общества. Имущество, переданное казачьему обществу его членами, а также имущество, приобретённое за счёт доходов от его деятельности, является собственностью общества.
Система управления казачьего общества детально специальными нормативными актами не определена и во многом остается на усмотрение самих членов общества, а также лиц, осуществляющих согласование и утверждение его устава.
Высшим органом управления общества является общее собрание членов общества, чаще всего именуемое в соответствии с историческими традициями «сход», «круг» и др.
Исследователи отмечают, что в казачьих обществах могут создаваться специальные консультативные органы, в задачи которых входит контроль решений общих собраний, а также решение ряда иных вопросов деятельности общества.
Значительную роль в управлении обществом играет атаман, отдельные особенности избрания (утверждения) которого определяются ст. 5 Закона о государственной службе российского казачества и Порядком утверждения атаманов хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) казачьих обществ, создаваемых (формируемых) либо действующих в пределах территории, на которой осуществляет свою деятельность иное казачье общество (приказ Федерального агентства по делам национальностей России от 31 января 2020 № 9). Особенности избрания таковы:
атаман хуторского, станичного, городского, районного (юртового) или окружного (отдельского) казачьего общества избирается высшим органом управления казачьего общества сроком на пять лет;
атаман войскового казачьего общества избирается высшим органом управления казачьего общества сроком на пять лет и утверждается Президентом РФ по представлению уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти по взаимодействию с казачьим обществом;
атаман Всероссийского казачьего общества назначается и освобождается от должности Президентом РФ по представлению уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти по взаимодействию с казачьим обществом;
атаманом казачьего общества может быть гражданин РФ – член хуторского, станичного или городского казачьего общества.
Кандидатом на должность атамана не может быть выдвинут член хуторского, станичного или городского казачьего общества:
имеющий неснятую или непогашенную судимость;
которому в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством предъявлено обвинение в совершении преступления;
подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных определёнными статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) (в течение срока, когда гражданин РФ считается подвергнутым административному наказанию);
признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
замещающий должность, на которую распространяются ограничения и запреты, установленные в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, если это повлечёт за собой конфликт интересов;
ранее освобождённый от должности атамана казачьего общества в случае непредставления атаманом войскового казачьего общества сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представивший заведомо недостоверные или неполные сведения.
Казачье общество по решению его членов может быть преобразовано в ассоциацию (союз) или автономную некоммерческую организацию. Иных положений о реорганизации законодательство не содержит. Прекращение деятельности общества осуществляется в общем порядке, установленном для прекращения юридических лиц, – путём ликвидации, исключения из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица, а также как следствие реорганизации.