Союз (некоммерческая корпорация)
Сою́з, организационно-правовая форма юридического лица, в которой создаются некоммерческие организации. Синонимом союза является понятие «ассоциация». В нормативных правовых актах используется сдвоенное понятие – «ассоциация (союз)» или «союз (ассоциация)».
Понятие, цели создания
В соответствии с законодательством союз – это корпоративная некоммерческая организация (некоммерческая корпорация), представляющая собой объединение юридических лиц и/или граждан, или (в установленных законом случаях) публично-правовых образований, или органов государственной власти, или муниципальных органов, основанное на добровольном или, в установленных законом случаях, на обязательном членстве, для достижения указанных в законе целей. Перечень таких целей является очень широким, в него, в частности, входят:
общие цели, которые заключаются в выражении, представлении и защите общих, в том числе профессиональных, интересов (исключая профессиональные объединения граждан, имеющие целью защиту трудовых прав и интересов своих членов или связанные с их участием в трудовых отношениях);
специальные цели, в том числе публичного характера: организация взаимодействия (советы муниципальных образований); координация деятельности [ассоциации (союзы) кооперативов, союзы специализированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (региональных операторов)]; межрегиональная интеграция и социально-экономическое развитие субъектов РФ (ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ); развитие предпринимательства, экономической и внешнеторговой деятельности (торгово-промышленные палаты); разработка и утверждение стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, контроль, рассмотрение жалоб на членов [саморегулируемые организации (СРО)] и др.;
общественно полезные цели;
иные цели, не противоречащие закону и носящие некоммерческий характер.
Правовое регулирование
После реформы 2014 г. Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) в части закрепления положений о юридических лицах специфика союзов состоит в том, что к ним стала относиться большая группа различных юридических лиц, которые ранее в некоторых случаях рассматривались как самостоятельные виды: некоммерческие партнёрства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты (подпункт 3 п. 3 ст. 50 ГК РФ). Такое понимание союза создаёт довольно сложную структуру правового регулирования, которое включает в себя:
общие положения о союзе (статьи 123.8–123.11 ГК РФ) и Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
специальные положения об отдельных видах союзов, регулируемые федеральными законами [например, Федеральный закон от 2 декабря 1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в части союзов кредитных организаций); Федеральный закон от 19 мая 1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в части союзов общественных объединений); Федеральный закон от 12 января 1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (в части союзов профсоюзов) и др.];
специальные положения, регулирующие особенности правового положения союзов, создаваемых муниципальными образованиями, органами государственной власти и муниципальными органами [например, Федеральный закон от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в части союзов, создаваемых муниципальными образованиями); Федеральный закон от 7 февраля 2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (в части ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации)];
специальные положения, регулирующие особенности правового положения объединений работодателей (Федеральный закон от 27 ноября 2002 № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей»);
специальные положения, регулирующие особенности правового положения торгово-промышленных палат (Закон РФ от 7 июля 1993 № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»);
специальные положения, регулирующие особенности правового положения СРО, осложняемого наличием нормативного правового акта общего характера – Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».
Одновременно имеется множество федеральных законов, определяющих специфику различных СРО, объединяющих юридические и/или физические лица по профессиональному признаку: [Градостроительный кодекс РФ; федеральные законы от 29 июля 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», от 26 октября 2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе», от 30 декабря 2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», от 23 ноября 2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 27 июля 2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», от 27 июля 2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», от 13 июля 2015 № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» и др.].
Ряд законодательно установленных положений о союзе (в части отношений, возникающих в связи с учреждением, деятельностью и ликвидацией) применяются к коллегиям адвокатов, если они не противоречат положениям Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (п. 18 ст. 22). При этом коллегии адвокатов союзами прямо не называются, а все адвокатские образования указаны в ст. 50 ГК РФ как самостоятельные организационно-правовые формы некоммерческих юридических лиц.
Учреждение, реорганизация
Союз может быть создан в результате учреждения, а также в результате реорганизации в форме преобразования юридического лица иной организационно-правовой формы или реорганизации существующих союзов в форме слияния, выделения и разделения. Наиболее распространённым способом создания союза является учреждение.
В части возможности реорганизации союза ГК РФ общих положений не содержит, и, таким образом, запрета на реорганизацию союза нет. Положения о реорганизации различных видов союзов формулируются в специальных законах, регулирующих особенности их правового положения.
Преобразование юридических лиц иных организационно-правовых форм в союз допускается в следующих случаях:
преобразование в союз потребительского кооператива. При этом для отдельных видов таких кооперативов такая возможность прямо исключена законом (п. 3 ст. 123.2 ГК РФ);
преобразования в союз общественной организации (п. 4 ст. 123.4 ГК РФ);
преобразования в союз казачьего общества (п. 2 ст. 123.15 ГК РФ);
преобразования в союз общины коренных малочисленных народов РФ (п. 3 ст. 123.16 ГК РФ).
Союз относится к числу юридических лиц, к которым действующее законодательство устанавливает требование о минимальном количестве учредителей: в соответствии с п. 1 ст. 123.9 ГК РФ при учреждении союза число учредителей не может быть менее двух. При этом законами, регулирующими особенности правового положения союза отдельных видов, могут быть установлены иные требования к минимальному числу учредителей, например:
общие требования для СРО заключаются в объединении в её составе в качестве её членов не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности (п. 1 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»). Однако специальные законы о различных СРО определяют иные количественные требования для её членов;
торгово-промышленная палата образуется по инициативе не менее 30 учредителей (п. 1 ст. 6 Закона РФ от 7 июля 1993 № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»);
ревизионный союз сельскохозяйственных кооперативов создаётся по инициативе не менее чем 25 кооперативов (п. 2 ст. 31 Федерального закона от 8 декабря 1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).
По общему правилу членство (участие) в союзе является добровольным, однако закон может устанавливать обязательность членства в отдельных видах союзов, в частности:
для торгово-промышленных палат субъектов РФ и торгово-промышленных палат муниципальных образований обязательно членство в Торгово-промышленной палате РФ, а также членство торгово-промышленных палат муниципальных образований в торгово-промышленной палате соответствующего субъекта РФ;
для отдельных СРО в установленных законом случаях, причём как для объединяющихся в них субъектов, так и для самих СРО (например, при обязательном членстве саморегулируемых организаций осуществляют свою деятельность национальные объединения СРО);
для кредитных кооперативов (за исключением кредитных кооперативов второго уровня);
для сельскохозяйственных кооперативов (обязательное членство в ревизионном союзе сельскохозяйственных кооперативов).
Члены союза, как и любой корпорации, обладают комплексом прав и обязанностей, связанных с участием в союзе: уплата предусмотренных уставом союза членских взносов, внесение дополнительных имущественных взносов в имущество союза по решению высшего органа. Союз является собственником имущества, в том числе внесённого его членами, которые взамен этого получают комплекс прав корпоративного характера, но с существенными особенностями: членство в союзе неотчуждаемо (п. 3 ст. 123.11 ГК РФ).
Член союза может в случаях и в порядке, установленных законом и/или уставом, выйти из союза, а также может быть исключён из него. Последствия прекращения членства в союзе в двух указанных случаях устанавливаются законом и/или его уставом (например, к числу таких последствий может относиться прекращение ранее осуществляемой деятельности, которая требовала обязательного участия в союзе).
Союз не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не предусмотрено законом; в свою очередь, члены союза не отвечают по его обязательствам, за исключением случаев, если законом или его уставом предусмотрена субсидиарная ответственность его членов.
Наименование союза должно содержать указание на основной предмет деятельности его членов, характер его деятельности, с включением слов «ассоциация» или «союз». Особенности наименования отдельных видов при этом определяются законами.
Учредительные документы, органы управления
Учредительным документом союза является устав, который должен содержать: сведения о его наименовании, месте нахождения, предмете и целях его деятельности, условия о порядке вступления (принятия) членов и выхода из состава союза, права и обязанности членов, сведения о составе и компетенции органов и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, сведения о филиалах и представительствах, сведения об источниках формирования имущества, о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации, порядок внесения изменений в устав, а также иные положения, предусмотренные законом. Помимо указанных общих требований применительно к содержанию уставов союзов отдельных видов специальные требования устанавливаются законами (для торгово-промышленных палат, объединений работодателей, СРО и др.).
Система управления союзом по общему правилу двухуровневая – она включает высший орган союза и единоличный исполнительный орган (председатель, президент и т. п.). ГК РФ предусматривает возможность образования постоянно действующих коллегиальных исполнительных органов (совет, правление, президиум и т. п.). К компетенции высшего органа союза относится принятие решений, указанных в п. 2 ст. 65.3 ГК РФ (общие положения для всех корпораций), а также принятие решений о порядке определения размера и способа уплаты членских взносов, о дополнительных имущественных взносах членов в его имущество и о размере их субсидиарной ответственности по обязательствам союза, если такая ответственность предусмотрена законом или уставом. Следует обратить внимание на то, что требования как к структуре, так и к компетенции органов союзов конкретных видов очень сильно разнятся и определяются названными выше специальными законами.
Прекращение деятельности
Прекращение деятельности союза осуществляется в общем порядке, установленном для юридических лиц: при реорганизации (в случаях, когда реорганизация допустима) в форме слияния, присоединения (для присоединяющегося союза), разделения, преобразования, а также в результате ликвидации (добровольной, принудительной, в процессе банкротства). В качестве общего правила предусмотрено, что союз может быть преобразован в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд (п. 4 ст. 123.8 ГК РФ).