Садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества
Садово́дческие и огоро́днические некомме́рческие това́рищества (СНТ и ОНТ), вид товарищества собственников недвижимости (ТСН). Создаются собственниками садовых или огородных земельных участков, а также лицами, желающими их приобрести, для совместного владения, пользования и распоряжения находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании имуществом общего пользования.
Историко-правовые аспекты становления садоводства и огородничества в России
Прямых «предшественников» СНТ и ОНТ (как специальных видов товарищества собственников недвижимости) в российском праве до 2014 г. найти сложно, хотя в отечественных условиях за долгий период развития в праве сложилось несколько понятий: дачно-строительный кооператив; коллективное огородничество и садоводство (в актах советского периода также встречается понятие «коллективное садоводство и виноградарство»); садоводческое товарищество (в том числе садоводческое товарищество рабочих и служащих); садово-огородное товарищество; садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан.
В основе понятия «дачно-строительный кооператив» лежит понятие «дача», которое, по мнению юриста А. Ю. Чикильдиной, «связано с генеральным межеванием в России, происходившим в XVIII–XIX вв. Важнейшим его назначением было точное определение границ земельных владений отдельных лиц, крестьянских общин, городов, церквей для разрешения частых земельных споров собственников земли» (Чикильдина. 2009. С. 115). Понятие «дача» (дачный посёлок) прочно прижилось в практике дореволюционной России. Оно рассматривалось и с точки зрения организации мест загородного отдыха, и с точки зрения решения жилищного вопроса. При этом наблюдались попытки создания соответствующих объединений российских подданных для строительства дачных посёлков (своего рода потребительских кооперативов), хотя отношение к ним именно как к кооперативам было неоднозначное. Так, историограф и практический деятель отечественной кооперации М. Л. Хейсин писал о «попытках… создать города-сады, вернее дачные посёлки, так как в сущности они не были таковыми, а представляли из себя организации для постройки и продажи отдельных домиков, дач в пригородных местностях» (Хейсин. 1926. С. 338). Для таких объединений никакого специального законодательства не было, что в целом отражало неразвитость регулирования жилищных товариществ (или товариществ для удовлетворения жилищной нужды), домостроительных (строительных) товариществ: целый ряд исследователей русской потребительской кооперации отмечали, что для таких товариществ не существовало даже какого-либо типового устава (Хейсин. 1915. С. 11; Колоножников. 1923. С. 61). Для подобного рода товариществ не нашлось места в весьма обширных материалах 1-го Всероссийского съезда кооперативных учреждений, состоявшегося в Москве в 1908 г. (упоминаний дачных или тому подобных объединений там вообще не обнаружено). Дачные объединения специально не упомянуты в перечне видов кооперативов и в первом в России общем законе о кооперативах – постановлении Временного правительства от 20 марта 1917 г. «О кооперативных товариществах и их союзах», хотя в нём появилось указание на кооперативные товарищества «для совместного приобретения и пользования землёй» и «для удовлетворения жилищной нужды» [для последних был создан примерный устав (Исаев. 2018. С. 146–160)]; кроме того, сам перечень видов был не закрыт («а равно и другие подобные товарищества и общества и товарищества и общества смешанного типа») (ст. 1).
Понятие «дача» и «дачный посёлок» продолжили использоваться и после революционных потрясений. В 1927 г. в советских актах (постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 14 июня 1927 «О дачных посёлках») появляется понятие «дачный посёлок», однако относить это понятие к какому-то объединению субъектов права сложно: п. 1 этого документа определяет такой посёлок как населённый пункт, расположенный вне городской черты и имеющий основным назначением обслуживание городов в качестве санаторных пунктов или мест летнего отдыха, если притом сельское хозяйство является основным занятием не более чем для 25 % взрослого населения. Понятие «дачный посёлок» активно использовалось и в дальнейшем, в частности в земельном законодательстве (Земельный кодекс РСФСР 1970, Земельный кодекс РСФСР 1991). В 1930–1940-х гг. появились отдельные документы, в которых упоминается понятие «дача» (также см.: Ефимова. 2019. С. 5–9). Оно использовалось (для указания одного из объектов личной собственности граждан) в ГК РСФСР 1964 г.: дача могла переходить в собственность по договору купли-продажи (ст. 239); упоминается в качестве отдельного объекта права собственности граждан (наряду с жилыми домами, квартирами, садовыми домами и другими объектами, ст. 51 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, утверждённых ВС СССР 31 мая 1991 № 2211-1). Это понятие, как пишет А. И. Бутовецкий, «прочно вошло в жизнь населения нашей страны», и при этом, по его же мнению, оно, при таком широком обыденном и нормативном использовании, в целом осталось в законодательстве нераскрытым (Бутовецкий. 2016. С. 21–22).
Понятие «дачно-строительный кооператив» появилось в результате развития отношений по строительству дач в советское время. Оно использовалось для обозначения добровольного объединения лиц, строящих дачи и эксплуатирующих их в качестве объектов загородного отдыха без государственного финансирования строительства (также см.: Сойфер. 2011. С. 570). Нормативные документы, регулирующие правовое положение и деятельность таких объединений принимались на всём протяжении советского периода развития нашей страны начиная с 1930-х гг. (например, см.: постановление ЦИК СССР № 112, СНК СССР № 1843 от 17 октября 1937 «О сохранении жилищного фонда и улучшении жилищного хозяйства в городах»; постановление СНК РСФСР от 31 октября 1939 № 634 «Об утверждении примерных уставов жилищно-строительного и дачно-строительного кооперативов»; постановление Совмина СССР от 20 марта 1958 № 320 «О жилищно-строительной и дачно-строительной кооперации»; постановление Совмина РСФСР от 24 сентября 1958 № 1125 «О жилищно-строительных и дачно-строительных кооперативах» и др.). Система регулирования таких объединений отличалась тем, что её основу долгое время составляли примерные уставы, в которых, собственно, и давалось понятие таких объединений и их видообразующие признаки (элементы). Так, примерным уставом дачно-строительного кооператива, утверждённого постановлением Совета Министров РСФСР от 24 сентября 1958 г. № 1125 «О жилищно-строительных и дачно-строительных кооперативах», было определено, что дачно-строительный кооператив учреждается с целью удовлетворения членов кооператива дачными помещениями путём возведения дачных строений на собственные средства кооператива, а также для последующей эксплуатации и управления этими дачами (п. 5). Для понимания правового положения таких объединений граждан важны выводы судебной практики, в соответствии с которыми при разрешении судами гражданско-правовых споров между гражданами и дачно-строительными кооперативами применялись разъяснения, данные в отношении жилищно-строительных кооперативов, если иное не было предусмотрено примерными уставами дачно-строительных кооперативов (п. 8 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 25 февраля 1967 № 3 «О некоторых вопросах применения законодательства при рассмотрении судами дел по спорам между гражданами и жилищно-строительными кооперативами»; п. 18 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 16 июня 1978 № 6 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел по спорам между гражданами и жилищно-строительными кооперативами»). На уровень закона регулирование дачно-строительных кооперативов вышло только в 1988 г. в связи с принятием Закона СССР от 26 мая 1988 г. № 8998-XI «О кооперации в СССР», где данные объединения граждан были указаны в качестве потребительских кооперативов (ст. 51), которые удовлетворяют потребности своих членов в дачах (ст. 3).
Понятия «коллективное огородничество и садоводство», «садоводческое товарищество» («садоводческое товарищество рабочих и служащих») начали активно использоваться в нормативных актах начиная с 1940-х гг. (постановление Совмина СССР от 24 февраля 1949 № 807 «О коллективном и индивидуальном огородничестве и садоводстве рабочих и служащих»; постановление Совмина РСФСР от 16 декабря 1955 № 1522 «О дальнейшем развитии садоводства и виноградарства рабочих и служащих»; постановление Совмина РСФСР, ВЦСПС от 18 марта 1966 № 261 «О коллективном садоводстве рабочих и служащих в РСФСР»; постановление Совмина СССР от 29 декабря 1984 № 1286 «Об упорядочении организации коллективного садоводства и огородничества» и другие акты). Их правовое положение долгое время определялось почти исключительно типовыми уставами (постановление Совмина РСФСР от 15 октября 1956 № 678 «Об утверждении типового Устава садоводческого товарищества рабочих и служащих»; постановление Совмина РСФСР от 11 ноября 1985 № 517 «Об утверждении Типового устава садоводческого товарищества»; постановление Совмина РСФСР от 31 марта 1988 № 112 «Об утверждении Типового устава садоводческого товарищества»). В типовом уставе 1956 г. основной задачей такого товарищества признавалось «всемерное развитие коллективного садоводства рабочих и служащих для удовлетворения их потребностей в плодах и ягодах, а также организация отдыха членов товарищества и их семей» (п. 1); типовой устав 1985 г. подробно цели товарищества не описывал, ограничиваясь общей формулой «для организации коллективного сада» (п. 1); при этом указанный документ содержал довольно много ограничений, к примеру, прямо указывалось, что «членство в садоводческом товариществе не может использоваться в целях наживы и стяжательства, строительства особняков» (п. 4). Типовой устав 1988 г. был чуть более либеральным, но также содержал определённые ограничения (например, ограничение по площади садовых домиков и др.). Закон СССР от 26 мая 1988 г. № 8998-XI «О кооперации в СССР» ввёл понятия «садоводческое товарищества», «садово-огородные товарищества» (ст. 52), обозначив их составной частью системы кооперации (они были признаны потребительскими кооперативами), предназначенной для отдыха трудящихся, укрепления их здоровья, приобщения к труду молодёжи, содействия своим членам в производстве продукции для личного потребления, а также для продажи.
Правовое регулирование
До распада СССР не было осуществлено никакой систематизации норм, регулирующих правовое положение и деятельность дачно-строительных кооперативов, садоводческих и садово-огородных товариществ, различного рода дачных объединений граждан. К этому вопросу отчасти вернулись только в середине 1990-х гг., когда Указом Президента РФ от 7 июня 1996 г. № 819 «О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств» была поставлена задача разработки и принятия проекта федерального закона «О коллективном садоводстве и огородничестве», с довольно широким предполагаемым предметом регулирования (документ утратил силу). В итоге был принят Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», в котором законодатель ввёл весьма «размытую» категорию «садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан» (документ утратил силу). Этот закон не внёс определённости в правовое положение различного рода объединений дачников и садоводов и подвергался значительной критике, причём не только на уровне представителей научного сообщества и практиков, но и на уровне документов концептуального характера. Так, в Концепции развития законодательства о юридических лицах относительно указанных объединений были обозначены тезисы о необходимости отмены указанного закона как не оправдавшего себя «в практическом применении»; об отсутствии «принципиальных формообразующих отличий» объединений, регулируемых указанным законом, от потребительских кооперативов. Соответствующие подходы составили основу для выводов и предложений, данных в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, где указывалось на «низкий юридико-технический уровень» и неэффективность «в своём практическом применении» указанного закона; на отсутствие у дачных объединений «принципиальных формообразующих отличий от потребительских кооперативов».
Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», принятым в развитие реформы гражданского законодательства, положения Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) о юридических лицах были реформированы. В результате часть юридических лиц, которые ранее относились к садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, были определены как виды потребительских кооперативов [«садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы» (ст. 50 ГК РФ)], а другая часть – объединения собственников дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков – стала относиться к новой организационно-правовой форме – товариществу собственников недвижимости (ст. 123.12 ГК РФ). Однако после принятия Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон о садоводстве и огородничестве), в соответствии с которым в том числе были внесены изменения в статьи 50 и 123.12 ГК РФ, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества были признаны видами товарищества собственников недвижимости.
Особенности правового положения
Правовое положение СНТ и ОНТ определяется Законом о садоводстве и огородничестве, а также Земельным кодексом РФ и Градостроительным кодексом РФ.
Специфика правового положения СНТ и ОНТ среди иных видов юридических лиц определяется:
субъектным составом: их членами (участниками) являются граждане – собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством;
предназначением земельных участков, находящихся в собственности граждан, а также выделяемых гражданам (предназначены для ведения гражданином садоводства или огородничества) и другими особенностями земельного и градостроительного законодательства [в том числе в части т. н. «дачной амнистии» (Ефимова. 2020. С. 3–10 и другие работы)];
целями создания: совместное владение, пользование и распоряжение в установленных законом пределах имуществом общего пользования, находящимся в общей долевой собственности граждан или в общем пользовании; создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества [обеспечение различными ресурсами (энергия, вода и др.), обращение с твёрдыми коммунальными отходами, благоустройство, охрана и обеспечение пожарной безопасности территории товарищества]; содействие гражданам в освоении земельных участков в границах территории; содействие членам СНТ и ОНТ во взаимодействии между собой и с третьими лицами, в том числе с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также защита их прав и законных интересов.
Специфика правового положения и создания СНТ и ОНТ, установленные Законом о садоводстве и огородничестве, выделяют их среди других ТСН.
Во-первых, если по способу создания СНТ и ОНТ схожи с другими ТСН (учреждение и реорганизация), то в отношении правового статуса учредителей, порядка и условий создания есть существенные отличия: СНТ и ОНТ могут быть созданы как собственниками недвижимости (земельных участков), так и любыми иными лицами, которым такие земельные участки лишь будут предоставлены впоследствии (ст. 9 Закона о садоводстве и огородничестве). Таким образом, если по общему правилу ТСН – это объединение собственников недвижимости, которых связывают отношения общей собственности, то СНТ и ОНТ могут быть в течение определённого времени лишь обычной корпорацией лиц, не имеющих ни недвижимости (земельных участков), ни тем более общей собственности, а лишь имеющих цель получить такую недвижимость из государственной (муниципальной) собственности и участвовать в таких отношениях. Во-вторых, ч. 6 ст. 10 Закона о садоводстве и огородничестве установлен минимальный порог числа учредителей СНТ и ОНТ – не менее семи. В-третьих, специальным образом регулируется порядок создания и оформления решений учредителей (ст. 10). В-четвёртых, ст. 4 Закона о садоводстве и огородничестве содержит императивное условие о том, что если СНТ или ОНТ создаётся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, то такие собственники могут создать лишь одно СНТ или ОНТ для управления имуществом общего пользования, расположенным в границах данной территории садоводства или огородничества.
Несмотря на значительную общность правового положения СНТ и ОНТ, между ними существует разница. СНТ – это объединение собственников садовых земельных участков, т. е. таких участков, которые предназначены для отдыха граждан и/или выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей. ОНТ – это объединение собственников огородных земельных участков, которые предназначены для отдыха граждан и/или выращивания гражданами сельскохозяйственных культур для собственных нужд с правом размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур. Таким образом, СНТ и ОНТ отличаются друг от друга возможностями собственников земельных участков, предполагая и разность интересов. Законодательство не предусматривает возможности «смешения» таких интересов и комбинированного объединения – собственников садовых и собственников огородных участков.
Учредительные документы, членство в СНТ и ОНТ
Единственным учредительным документом СНТ и ОНТ является устав. В отличие от общих правил для ТСН и регулирования товариществ собственников жилья, Закон о садоводстве и огородничестве содержит довольно подробный перечень условий, которые должны содержаться в уставе СНТ или ОНТ (ст. 8): наименование товарищества с указанием организационно-правовой формы; место нахождения; предмет и цели деятельности; порядок управления деятельностью, в том числе полномочия органов товарищества, порядок принятия ими решений; порядок приёма в члены СНТ или ОНТ, выхода и исключения из числа членов, в том числе установление более продолжительного (по сравнению с указанным в законе) срока неисполнения обязанности по уплате взносов для принятия решения об исключении; права, обязанности и ответственность членов; порядок внесения членских и целевых взносов; периодичность (не может быть чаще одного раза в месяц) и сроки их внесения; ответственность членов за нарушение обязательств по внесению взносов и т. д.
Членами СНТ и ОНТ могут быть исключительно физические лица, при этом количество членов не может быть менее семи, а нарушение этого правила влечёт риск принудительной ликвидации СНТ или ОНТ по решению суда.
Основными способами приобретения членства в СНТ и ОНТ являются:
участие лица в учреждении СНТ или ОНТ [со дня государственной регистрации СНТ или ОНТ граждане, принявшие решение об учреждении товарищества (учредители), являются его членами (ст. 10 Закона о садоводстве и огородничестве)];
заявление правообладателя садового или огородного земельного участка, расположенного в границах территории садоводства или огородничества, подаваемое в правление товарищества, – со дня принятия соответствующего решения общим собранием членов СНТ или ОНТ (ст. 12 Закона о садоводстве и огородничестве).
Членство в СНТ или ОНТ подтверждается либо выдачей членской книжки или другого заменяющего её документа в течение трёх месяцев со дня приёма в члены (ст. 12 Закона о садоводстве и огородничестве), либо внесением сведений в реестр членов товарищества (ст. 15 Закона о садоводстве и огородничестве).
Членство в СНТ и ОНТ прекращается вследствие выхода члена товарищества из СНТ или ОНТ на основании личного заявления (т. н. добровольное прекращение членства); при реорганизации, ликвидации товарищества; при исключении товарищества из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) как недействующего юридического лица; при исключении члена по решению общего собрания в связи с неуплатой взносов в течение более двух месяцев с момента возникновения этой обязанности, если более продолжительный срок не предусмотрен уставом товарищества (т. н. принудительное прекращение членства) – со дня принятия такого решения или с иной даты, определённой данным решением; при прекращении у члена товарищества прав на садовый или огородный земельный участок – в день наступления соответствующего факта; вследствие смерти члена СНТ или ОНТ – в день наступления соответствующего события.
Права членов товарищества
В соответствии со ст. 11 Закона о садоводстве и огородничестве члены товарищества имеют право участвовать в управлении делами СНТ или ОНТ; обжаловать решения органов управления товарищества, влекущие гражданско-правовые последствия; подавать в органы управления заявления (обращения, жалобы); получать от органов управления СНТ или ОНТ информацию о деятельности товарищества и ознакомляться с бухгалтерской (финансовой) отчётностью и иной документацией (причём данное право не является абсолютным: член товарищества реализует его, если соответствующие случаи и порядок предусмотрены Законом о садоводстве и огородничестве или уставом); добровольно прекратить членство в СНТ или ОНТ и др.
Обязанности членов товарищества
Наряду с обязанностями, предусмотренными гражданским законодательством для членов некоммерческой корпоративной организации, члены СНТ или ОНТ также обязаны не нарушать права других членов товарищества и лиц, осуществляющих ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в СНТ или ОНТ; исполнять решения, принятые председателем и правлением товарищества в рамках своих полномочий; предоставлять достоверные сведения, необходимые для ведения реестра членов товарищества и своевременно информировать об их изменении; своевременно уплачивать взносы (членские и целевые); соблюдать иные обязанности, связанные с осуществлением деятельности в границах территории садоводства или огородничества, установленные законодательством РФ и уставом товарищества.
Органы управления товарищества
Органами управления СНТ или ОНТ являются общее собрание членов товарищества; единоличный исполнительный орган (председатель); постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (правление); ревизионная комиссия (ревизор).
Общее собрание членов товарищества
Общее собрание членов является высшим органом управления товарищества. Очередные общие собрания собираются не реже одного раза в год, также собрания могут созываться по мере необходимости по требованию правления, ревизионной комиссии (ревизора), членов товарищества в количестве более чем 1/5 членов. К исключительной компетенции общего собрания относится принятие решений по вопросам:
изменения устава;
избрания органов управления (председателя, членов правления), ревизионной комиссии (ревизора), определения условий оплаты их труда, досрочного прекращения их полномочий;
приобретения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
создания (строительства, реконструкции) или приобретения имущества общего пользования, в том числе земельных участков общего назначения, и о порядке его использования;
передачи недвижимого имущества общего пользования в общую долевую собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, в государственную собственность субъекта РФ или в собственность муниципального образования, в границах которых расположена территория садоводства или огородничества;
приёма граждан в члены и их исключения из членов СНТ и ОНТ, определения порядка рассмотрения заявлений граждан о приёме в члены СНТ и ОНТ;
и другим (ст. 17 Закона о садоводстве и огородничестве).
Правление. Председатель. Ревизионная комиссия
Правление является исполнительным органом, подотчётным общему собранию членов товарищества. К полномочиям правления относятся выполнение решений общего собрания; руководство текущей деятельностью; принятие решения о проведении общего собрания, внеочередного общего собрания; принятие решений о заключении договоров с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, благоустройство и охрану территории товарищества, обеспечение пожарной безопасности, заключение договоров с оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами; ведение учёта и отчётности товарищества, подготовка годового отчёта и представление его на утверждение общему собранию; контроль за своевременным внесением взносов, обращение в суд за взысканием задолженности по уплате взносов в судебном порядке и др. (ст. 18 Закона о садоводстве и огородничестве).
Председатель товарищества является членом правления и его председателем, действует без доверенности от имени товарищества, имеет право подписи под финансовыми документами, представляет товарищество в отношениях с государственными органами и иными лицами (ст. 19 Закона о садоводстве и огородничестве). Для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью СНТ и ОНТ, в том числе за деятельностью его председателя и правления, создаётся ревизионная комиссия (назначается ревизор).
Реорганизация и ликвидация товарищества
СНТ или ОНТ может быть реорганизовано. Закон о садоводстве и огородничестве специально предусматривает реорганизацию в форме преобразования в потребительский кооператив в том случае, если члены товарищества примут решение об изменении вида деятельности на производство, переработку и сбыт продукции растениеводства или иную деятельность, не связанную с ведением садоводства и огородничества (ч. 1 ст. 27).
Статья 27 Закона о садоводстве и огородничестве предусматривает также возможность изменения вида СНТ (но не ОНТ) в обычное ТСН, если территория садоводства расположена в границах населённого пункта; на всех садовых земельных участках, расположенных в границах территории садоводства, размещены жилые дома. Такое изменение вида не признаётся реорганизацией.
Прекращение товарищества помимо реорганизации осуществляется в форме ликвидации, а также исключения из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица.