Общественно полезный фонд
Обще́ственно поле́зный фонд, организационно-правовая форма юридического лица в российском праве; унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учреждённая гражданами и/или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.
Общая характеристика
Общественно полезные фонды (далее – фонды) служат основной правовой формой в российском праве для создания структур, направленных на реализацию определённых учредителем общественно полезных целей посредством использования переданного в фонд имущества. Данный институт обеспечивает возможность частным лицам по своей инициативе организовывать и финансировать долгосрочные проекты, направленные на содействие общему благу согласно их представлениям.
Как социокультурное явление общественно полезные фонды имеют богатую историю, возникнув значительно раньше появления многих государств и правовых систем. Европейским прообразом фондов считаются различные благотворительные учреждения (госпитали, приюты и т. д.) Римской империи периода домината: такие учреждения в источниках римского права постклассического периода собирательно часто обозначались как piae causae, venerabilis domus или venerabilis loci.
Фонд является юридическим лицом и собственником переданного ему имущества. Существование общественно полезных фондов не ограничивается каким-либо сроком, что принято и в развитых зарубежных правопорядках. Это позволяет посредством данной конструкции обеспечить реализацию определённого учредителем долгосрочного (или бессрочного) некоммерческого проекта, выходящего за пределы жизни учредителя – физического лица. Более того, законодательно ограничена возможность ликвидации фондов, которая может быть произведена только на основании решения суда и только в случаях, предусмотренных законом.
В фонде отсутствуют участники, а учредители фонда в целом отстраняются от управления фондом, хотя и могут быть наделены в уставе отдельными полномочиями, в частности по изменению целей фонда. Конструкция фонда позволяет ограничить органы управления фонда в возможности подмены воли учредителя (см. статью Фонд).
В российском праве предусмотрено исключительно создание прижизненных общественно полезных фондов, в то время как в зарубежных правопорядках аналогичные фонды могут создаваться как при жизни учредителя (inter vivos), так и после его смерти, т. е. посредством завещания (mortis causa).
Форма фонда как юридического лица существует также в зарубежных континентальных правопорядках (например, fond – в Дании, fondation reconnue d'utilité publique – во Франции, fondazione – в Италии, fundación – в Испании, stichting – в Нидерландах, Stiftung – в Австрии, ФРГ, Швейцарии и др.); такая форма либо исключительно предназначена для реализации общественно полезных целей (как, например, во Франции и Испании), либо может иметь общественно полезную цель наряду с иными целями (как, например, в Германии и Нидерландах). В странах общего права (common law) организационно-правовая форма фонда как таковая отсутствует, однако функционал фонда повторяют другие конструкции англо-американского права (trust, company, non-profit corporation) в совокупности с понятием «charity».
Общественно полезные цели
Общественно полезные цели охватывают такие области, как благотворительность, наука, исследования, образование, воспитание, обучение, искусство, религия, охрана памятников культуры и культурных ценностей, охрана окружающей среды, спорт и т. д. От реализации таких целей пользу получает общество в целом, иными словами, общественно полезные цели направлены к благу индивидуально не определённого открытого круга лиц. Также общественно полезные цели могут не предполагать наличия каких-либо конкретных лиц-выгодоприобретателей, получающих предоставления от фонда (дестинаторов): деятельность фонда может заключаться, например, в охране животного мира или сохранении культурного объекта.
Общественная полезность не предполагает какую-либо оценку собственно «полезности» целей фонда регистрирующими органами при его создании. Институт фонда ориентирован на содействие индивидуализму личности и сохраняет место как для футуристических, так и для анахронических идей учредителя. Цели фонда не должны согласовываться с воззрениями современности: отсутствие предубеждений относительно целесообразности, разумности или значимости целей не могут рассматриваться как необходимые условия дозволения выбранных учредителем целей.
Российское право позволяет уполномочить учредителей или высший коллегиальный орган фонда изменить устав фонда, включая его цели. Такое полномочие представляет собой корпоративный элемент, несвойственный конструкции и назначению правосубъектного фонда, однако придаёт некоторую гибкость данной структуре. В частности, учредители могут быть заинтересованы в сохранении возможности свободней адаптировать фонд к изменяющимся внешним обстоятельствам.
Имущество фонда
Классический фонд подразумевает наделение его учредителем определённым имуществом, без которого фонд фактически не может быть автономным, однако в российской практике к настоящему времени намного большее распространение получили фонды, ориентированные на публичный сбор средств в рамках благотворительности.
В российском праве фонды появились в 1995 г., с введением в действие первой части Гражданского кодекса РФ. Данный период характеризовался зарождением рыночной экономики и становлением нового общественно-политического уклада при переходе от социалистической системы. Классический функционал фондов, заключающийся в обособлении некоторого имущества и его посвящении определённой цели, в таком историческом контексте не мог быть востребован, поэтому конструкция фонда стала преимущественно использоваться в сферах, связанных с аккумулированием (публичным сбором) и перераспределением средств, как правило, в благотворительных целях, что стало даже восприниматься как отличительная особенность организационно-правовой формы фонда.
Тем не менее аккумулирование и перераспределение капитала в общественно полезных целях осуществляется в рамках благотворительной деятельности, что может быть организовано как посредством благотворительного фонда, так и посредством корпоративной благотворительной общественной организации. Фонд является удобной для этой цели конструкцией, но не единственно возможной.
В российском праве в то же время фонд может быть ликвидирован на основании решения суда, если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна.
В отличие от российского права, в развитых зарубежных правопорядках (например, германском, австрийском) распространено требование к минимальному размеру имущества фонда, которое может как выражаться в виде конкретной минимальной общей стоимости имущества, так и иметь оценочный характер: согласно германской доктрине, из понятия фонда следует, что объём передаваемого фонду имущества должен обеспечивать длительную и постоянную реализацию целей фонда.
Российское право не предполагает обязательное деление имущества фонда на не подлежащий расходованию основной капитал и доходы от его управления, используемые непосредственно для реализации целей, как это принято в классических континентальных правопорядках. Подобная структура имущества в настоящее время обязательна в рамках отношений, связанных с формированием целевых капиталов некоммерческих организаций.
Фонд не ограничен в типах имущества, которое может быть передано ему в собственность. В исторической сравнительно-правовой перспективе выделялись два фактических типа фондов: фонды-учреждения, которые наделяются имуществом, эксплуатация которого и составляет целевую деятельность (в зарубежных правопорядках в данной форме создавались и создаются музеи, больницы, школы, театры, приюты и т. д.), и фонды капиталов, имущество которых составляют преимущественно денежные средства, доход от управления которыми расходуется на целевую деятельность (хрестоматийным примером служат стипендиальные фонды). В настоящее время данная дихотомия заменяется делением фондов на «операционные», которые сами посредством использования всего своего имущества осуществляют некоторую деятельность, не сводимую к адресной помощи, и «грантовые», которые финансируют деятельность других лиц согласно своим целям.
Наряду с управлением собственным имуществом фонды вправе осуществлять приносящую доход деятельность, соответствующую своим целям и содействующую их достижению. Такая деятельность служит дополнительным источником имущества фонда, направляемого на реализацию его целей.
Организационная структура фонда
Учредительным документом фонда является устав, в котором закрепляется, в частности, состав его органов как юридического лица. Закон предписывает наличие трёх обязательных органов фонда: высшего коллегиального органа, единоличного исполнительного органа и попечительского совета. Факультативно устав может предусматривать создание коллегиального исполнительного органа и иного коллегиального органа.
Высший коллегиальный орган наделён достаточно широкой компетенцией, которая может включать даже полномочие по изменению целей фонда. Это противоречит свойственному правосубъектным фондам запрету корпоративного элемента и позволяет создать фонд, сущностно подобный корпорации.
Единоличный исполнительный орган является волеизъявляющим органом, уполномоченным выступать от имени фонда. Попечительский совет осуществляет надзор за деятельностью фонда.