Негативный отбор
Негати́вный отбо́р (неблагоприятный отбор) (англ. adverse selection), один из эффектов асимметрии информации. Он представляет собой разновидность доконтрактного оппортунизма и заключается в выделении в качестве потенциальных партнёров по контракту тех экономических субъектов, выбор которых является наименее предпочтительным для рассматриваемого экономического субъекта. Негативный отбор возникает вследствие наличия возможности у собственника информации использовать её с целью личной выгоды до заключения сделки и реализации этой возможности.
Для ряда рынков ситуация, когда продавцы и покупатели располагают разным объёмом информации о характеристиках товара или важных для сделки параметрах, является типичной и неустранимой. Её черты могут быть обнаружены не только на рынке благ, но и, к примеру, на рынке страховых услуг и рынке труда.
Исследование рынков с асимметричной информацией о качестве товара началось в 1970 г. с выходом статьи американского экономиста Джорджа Акерлофа «Рынок «лимонов»: неопределённость качества и рыночный механизм», в которой проблемы информационной асимметрии были показаны на примере рынка подержанных автомобилей. При этом выбор рынка автомобилей был продиктован в большей степени соображениями конкретности и лучшего понимания проблемы, чем реалистичности рассматриваемой ситуации.
Исходной для модели рынка «лимонов» является ситуация, когда на рынке подержанных автомобилей в равном количестве продаются два вида машин – автомобили высокого качества и автомобили низкого качества, или «лимоны», как их называют на американском сленге. При этом покупатель имеет информацию лишь о визуальных характеристиках – модели, возрасте и пробеге автомобиля, – но не знает ничего о его реальном техническом состоянии. Даже если допустить, что покупатель случайно окажется хорошим механиком, о большинстве технических характеристик машины он сможет судить только во время её эксплуатации. Поэтому в любом случае у потенциального покупателя будут оставаться сомнения относительно качества автомобиля, а продавец будет обладать полным представлением об истинном техническом состоянии машины.
Поскольку высококачественный автомобиль – «слива» – способен принести его владельцу большую полезность, чем низкокачественный, потенциальные покупатели подержанных автомобилей будут готовы заплатить за него больше, чем за «лимон». Но проблема в том, что покупатель не может отличить высококачественный автомобиль от «лимона». Поэтому исходя из предпосылки о равном количестве автомобилей каждой градации качества цена рыночного спроса на автомобиль будет равна среднему арифметическому цен спроса на автомобили высокого и низкого качества. Соответственно кривая рыночного спроса (Qd50%сл/50%л) будет лежать строго между кривыми спроса на «сливы» (Qdсл) и «лимоны» (Qdл) (рис. 1).
Однако средняя цена спроса не устроит некоторых продавцов (а именно половину от первоначального количества) высококачественных автомобилей, готовых продать свой товар только дороже, и они покинут рынок. Как следствие, доля высококачественных автомобилей на рынке сократится до 25 %, а доля низкокачественных автомобилей возрастёт до 75 %. В дальнейшем снизившаяся цена спроса вновь вынудит часть владельцев высококачественных автомобилей отказаться от их продажи, рыночная доля высококачественных автомобилей ещё уменьшится. В результате многократного повторения этого процесса ситуация может приблизиться к экстремальной, когда высококачественные автомобили окажутся полностью вытесненными с рынка. В этом случае кривая рыночного спроса совпадет с кривой спроса на «лимоны»: Qdл = Qd0%сл/100%л. Поскольку продавцы имеют возможность чётко разграничить автомобили в соответствии с градациями качества, устанавливаются разные функции предложения: QSсл – для «слив» и QSл – для «лимонов» (рис. 2а). Причем кривая предложения «слив» будет лежать выше кривой предложения «лимонов», т. к. владельцы высококачественных автомобилей будут согласны продать свои машины по более высоким ценам, чем хозяева низкокачественных автомобилей.
Тогда кривая рыночного предложения (QS) будет представлять собой горизонтальную сумму кривых предложения автомобилей соответствующих градаций качества (рис. 2б). Для случая, показанного на рис. 2, при рыночной цене Р > Р2 на рынке будут предлагаться к продаже и «сливы», и «лимоны»; при рыночной цене Р1 < P< Р2 продать свои автомобили согласятся только владельцы «лимонов»; соответственно, если рыночная цена опустится ниже Р1, то величина предложения подержанных автомобилей будет равна нулю. Параметры равновесия, которое сформируется на рынке, зависят от степени различия между градациями качества. Она может быть как сравнительно небольшой, так и значительной.
Если дифференциация качества между «сливами» и «лимонами» относительно невелика, то рыночный спрос может продолжительное время соответствовать кривой Qd50%сл/50%л. В этом случае рыночное равновесие установится в точке пересечения кривых рыночного спроса Qd50%сл/50%л и рыночного предложения QS (рис. 3). В точке равновесия Е будет выполняться равенство: Qe= Qсл+ Qл.
При значительном различии между градациями качества «сливы» будут вытеснены с рынка и кривая рыночного спроса совпадёт с кривой спроса на «лимоны». Тогда рыночное равновесие установится в точке пересечения кривой рыночного спроса (Qd = Qdл) и кривой рыночного предложения (Qs) таким образом, что равновесное количество продаж будет представлено только «лимонами»: Qe = Qл (рис. 4а).
В случае высокой дифференциации качества между «сливами» и «лимонами» возможна также ситуация, когда низкокачественные автомобили оказываются настолько плохими, что при любой величине их предложения сделки между продавцами и покупателями не состоятся вовсе (рис. 4б).
Таким образом, асимметрия информации о качестве товара способна разрушить рынок, тогда как если бы информация о качестве подержанных автомобилей была полной, то потребители имели бы возможность сделать выбор: одни предпочли бы заплатить дороже за более высокое качество, а другие выбрали бы менее качественные и более дешёвые машины.Негативный отбор возможен и тогда, когда покупатель владеет более полной информацией об объекте сделки, чем продавец.
Пусть речь идет о страховой компании, предлагающей автовладельцам, живущим в небольшом городке, страховку от автомобильной аварии. Предположим, что страховая фирма и автовладельцы нейтрально относятся к риску и трансакционные издержки по заключению страховых соглашений равны нулю. Проведённое компанией исследование показало, что средняя вероятность наступления страхового случая равна E. Однако для части автовладельцев вероятность попасть в аварию (ɛ) оказывается ниже средней (ɛ < E), поскольку они хорошо знают и выполняют правила дорожного движения и тщательно следят за техническим состоянием автомобиля. Для других водителей, напротив, вероятность оказаться в аварийной ситуации выше средней (ɛ > E), т. к. они любят быструю езду, пренебрегают правилами дорожного движения и не следят за техническим состоянием своих машин. Поскольку страховая компания не может чётко разделить своих клиентов по градациям вероятности попадания в аварию, установление размера страховой выплаты и цены страхового полиса исходя из средней вероятности наступления страхового случая E вытеснит из числа страхующих свои автомобили тех водителей, у которых вероятность попасть в аварию окажется ниже той, на которую стала ориентироваться страховая компания. Как только менеджеры страховой компании поймут, что страховые случаи наступают с большей вероятностью, чем та, из которой они исходили, они увеличат страховую премию и поднимут цену полиса. Однако далее процесс вытеснения «хороших» водителей «плохими» продолжится. Очевидно, что для прибыли страховой компании эта ситуация будет представлять серьёзную угрозу.
Различные варианты равновесия на конкурентном рынке страхования в условиях негативного отбора представлены в статье американских экономистов Майкла Ротшильда (род. 1942) и Джозефа Ю. Стиглица «Равновесие на конкурентном рынке страхования: очерк по экономической теории несовершенной информации».
Порождаемый асимметрией информации негативный отбор возможен и на рынках факторов производства, в частности на рынке труда.
Фирмы как покупатели рабочей силы мало знают о деловых качествах работников как продавцов рабочей силы. Каковы в действительности знания, умения и навыки тех, кого они принимают на работу, фирмам удаётся выяснить только по истечении некоторого периода трудовой деятельности [см. статью Квалификация (в экономике)]. В момент же заключения трудового договора «хорошие» и «плохие» работники с точки зрения фирм могут не отличаться друг от друга. Однако сами продавцы рабочей силы хорошо представляют границы своих физических возможностей, знаний и трудолюбия. Среди них встречаются трудолюбивые высококвалифицированные работники и согласные на низкую заработную плату нерадивые малоквалифицированные работники, а значит, возможен негативный отбор.
Таким образом, результатом процесса вытеснения становится отбор по худшему признаку. Причём результат не зависит от того, какая сторона рыночных отношений обладает полной информацией – продавец или покупатель. Вследствие негативного отбора снижается общественное благосостояние, поскольку ущерб терпят и продавцы «хороших» товаров, вытесняемые с рынка, и продавцы «плохих» товаров под угрозой исчезновения рынка, и покупатели, не имеющие возможности осуществить рациональный выбор и теряющие шанс совершить покупку.
Способами «смягчения» негативного отбора служат сигнализирование и скрининг. Сигнализирование – это наличие или распространение общедоступных сведений, позволяющих судить о качестве объекта рыночной сделки. Скрининг – метод, который применяет неинформированная сторона для стимулирования самоотбора представителей информированной стороны в соответствии с её ненаблюдаемыми характеристиками. Для этого информированной стороне предлагается т. н. меню контрактов, построенное таким образом, что для каждой группы «свой» контракт привлекательнее «чужого» (см. также статью Теория образовательных сигналов).
Например, на рынке труда сигналом о качестве потенциального работника может служить уровень образования, что подробно рассмотрено в статье американского экономиста Майкла Спенса «Сигнализирование на рынке труда».
В 2001 г. Джордж Акерлоф, Джозеф Ю. Стиглиц и М. Спенс были удостоены Нобелевской премии по экономике «за анализ рынков с асимметричной информацией».
Однако, несмотря на сигнализирование и скрининг, эмпирические исследования подтверждают тот факт, что в условиях неблагоприятного отбора, вызванного асимметрией информации, число заключаемых сделок оказывается меньшим, чем при симметричном распределении информации, а общественная эффективность не достигается.