Мини-сериал
Ми́ни-сериа́л (англ. mini-series; короткий сериал, сериал-событие, ограниченный сериал, мини-серия, многосерийный телевизионный фильм, многосерийный телефильм), формат телесериала, для которого характерно развитие законченного сюжета на протяжении небольшого количества эпизодов. Продолжительность мини-сериала может варьироваться от нескольких эпизодов до десятка и более, при этом их хронометраж, как правило, длиннее, чем в других сериальных форматах. Стандартная продолжительность эпизода современного мини-сериала составляет около 1 ч.
Подходы к определению
Термин «мини-сериал», появившийся в США в середине 1950-х гг., стал общеупотребительным. При этом в национальных телеиндустриях разных стран имеются родственные или аналогичные понятия. Так, в Советском Союзе картины, удовлетворяющие определению мини-сериала, принято было называть многосерийными фильмами. Близкими по значению являются немецкие термины Fernrsehfilm и TV-Mehrteiler и французское понятие téléfilm en plusieurs parties, также широко употреблявшиеся во 2-й половине 20 в. (во Франции мини-сериал иногда называли телевизионным фельетоном – feuilleton télévisé). В Великобритании мини-сериалы традиционно именовались serials; этот термин используют и поныне наряду с термином mini-series.
В американской традиции, ставшей в 20 в. интернациональной, термин «мини-сериал» соседствует, зачастую пересекаясь, с другими терминами, такими как «сериал-событие» (англ. event series) и «ограниченный сериал» (англ. limited series). Формула «сериал-событие» использовалась в маркетинговых целях и призвана была подчеркнуть значимость продукта в сравнении с другими мини-сериалами (Hiltbrand. 2015; Lynch. 2014). У понятия «ограниченный сериал» более конкретное наполнение: исторически оно связано с проектами, которые могут растянуться на целый телевизионный сезон и порой имеют открытую концовку.
На протяжении долгого времени основным критерием определения мини-сериала была его продолжительность. В 2014 г. Голливудская ассоциация иностранной прессы (Hollywood Foreign Press Association, HFPA) изменила правила вручения премии «Золотой глобус», удалив из них термин «мини-сериал» и заменив его на термин «ограниченный сериал»; такие произведения должны отвечать двум условиям: укладываться в один сезон и иметь завершённый сюжет и не повторяющийся в других сезонах список персонажей (Gray. 2014). По критериям, введённым в 2015 г. Американской телевизионной академией (англ. Academy of Television Arts & Sciences, или Television Academy), которая присуждает премии «Эмми», ограниченным признаётся любой сериал, имеющий два и более эпизода общей продолжительностью от 150 мин и обладающий законченным сюжетом с неповторяющимся списком персонажей (Albiniak. 2015). Согласно обоим определениям, к категории ограниченных можно относить и «длинные» сериалы-антологии, в которых отдельный сюжет ограничен пределами сезона (например, «Американская история ужасов»).
Мини-сериалы и кино
Хотя мини-сериал является разновидностью сериала, некоторые черты отличают его от остальных сериальных форматов и сближают с фильмом (или телефильмом). Так, набор жанров мини-сериала практически идентичен спектру направлений кинематографа и не предполагает специфически сериальных жанров и форматов, например процедурала, драмеди или ситкома.
Сюжет мини-сериала, как правило, представляет собой законченное произведение и по структуре близок к сюжету полнометражного фильма. В нём практически всегда можно выделить центральную сюжетную линию и определить начало, развитие и конец истории (Berg. 2017). Наличие законченного сюжета создаёт пространство для развития арок персонажей, что сложнее реализовать в традиционных вертикальных и некоторых горизонтальных сериалах (теленовеллах и мыльных операх). Зачастую сюжет мини-сериала представляет собой адаптацию существующего литературного произведения; больший в сравнении с кинематографическим медиумом объём экранного времени позволяет адаптировать к формату крупные произведения без значительных потерь. Кроме того, обычно в мини-сериалах не бывает специфически сериальных сюжетных решений, например клиффхэнгеров.
Структурное сходство с полнометражным кино сближает процесс создания мини-сериала с кинопроизводством. Если съёмка продолжительных горизонтальных сериалов продолжается уже после начала их демонстрации (в случае драматических сериалов последующие сезоны снимаются во время или после показа предыдущих, а в случае теленовелл и мыльных опер продакшен незначительно опережает трансляцию), то производство и постпродакшен мини-сериалов завершаются к моменту начала их показа. До распространения качественного телевидения бюджет мини-сериалов обычно превосходил стоимость производства традиционных сериалов, что позволяло расширять каст и набор сеттингов, использовать более сложные технические средства и решения.
История формата
Мини-сериалы возникли сравнительно поздно (их появление датируют 1960-ми гг.), однако некоторые произведения первых лет развития телевидения демонстрируют близость этому формату. В частности, первым мини-сериалом некоторые критики называют 3-серийную комедию «Любовное гнёздышко» («Love Nest»), показанную по американскому телеканалу NBC в 1936 г. Хотя отдельные эпизоды сериала были значительно разнесены во времени, в них развивался единый сюжет (Terrace. 2021. P. 123). В 1941 г. американский канал CBS экранизировал английскую сказку «Джек и бобовый стебель» («Jack and the Beanstalk»), изложив её сюжет в трёх эпизодах. В 1945 г. NBC показал 4-серийную драму «Доктор Смерть» («Dr. Death»).
Становление формата пришлось на 1950-е гг. и было связано в первую очередь с деятельностью британской компании BBC. Некоторые произведения, демонстрировавшиеся каналом в начале десятилетия, можно отнести к мини-сериалам: 6-серийная адаптация романа Э. Троллопа «Смотритель» («The Warden»), а также экранизации романов «Гордость и предубеждение» Дж. Остин («Pride and Prejudice», 1952) и «Джейн Эйр» Ш. Бронте («Jane Eyre», 1956). При производстве первых мини-сериалов BBC активно использовала опыт создания радиоспектаклей, адаптировавших произведения классической литературы. Вскоре после первой адаптации, в 1953 г., BBC показала первый мини-сериал, снятый по оригинальному сюжету, – «Эксперимент Куотермасса» («The Quatermass Experiment»), за которым последовали сиквелы: «Куотермасс 2» («Quatermass II», 1955) и «Куотермасс и колодец» («Quatermass and the Pit», 1958). Среди мини-сериалов 1950-х гг., снятых в других странах, – 25-серийная детективная драма «Воскресный дневник моего дома» (わが家の日曜日記), показанная японским телеканалом NTV в 1953–1954 гг., и 5-серийный вестерн «Дэви Крокетт» («Davy Crockett»), который выходил на американском телеканале ABC в 1954–1955 гг.
В 1960-е гг. география производства мини-сериалов расширялась. К этому десятилетию относятся первые советские многосерийные телефильмы: 4-серийные военно-исторические драмы «Вызываем огонь на себя» (1964), «Операция "Трест"» и «Щит и меч» (оба – 1967), 3-серийный шпионский фильм «Майор "Вихрь"» и 2-серийный детектив «Тревожные ночи в Самаре» (1967). Во Франции вышли многочисленные телеадаптации литературных произведений: экранизации «Шевалье де Мезон-Руж» А. Дюма-отца («Le Chevalier de Maison-Rouge», 1963), приключенческого цикла «Чёрные одежды» П. Феваля («Les Habits noirs», 1967). В Германии экранизировали «Остров сокровищ» Р. Л. Стивенсона («Die Schatzinsel», 1966–1967). Первым арабоязычным мини-сериалом считается 10-серийный хоррор «Горький мёд» («Al Assal Al Murr»), который был снят в Египте в 1966 г.
Большим зрительским успехом пользовался 26-серийный мини-сериал BBC «Сага о Форсайтах» («The Forsyte Saga», 1967), ставший первым зарубежным сериалом, показанным в СССР (в 1971). Его популярность в США связывают с развитием формата мини-сериала в 1970-е гг. и «золотым веком» американских эпических мини-сериалов 2-й половины 1970-х – 1980-х гг. (De Vito. 2010. P. 1; Rymsza-Pawlowska. 2014). Начало эпохе положила 2-серийная историческая драма «Королевская скамья VII» («QB VII», 1974), за которой последовали 9-серийная адаптация романа И. Шоу «Богач, бедняк» («Rich Man, Poor Man», 1976) и 8-серийный мини-сериал «Корни» («Roots», 1977), собравший аудиторию в 130 млн зрителей. Аудитория показанной в 1983 г. 7-серийной исторической драмы «Ветры войны» («The Winds of War»), по утверждениям канала ABC, побила этот рекорд и составила 140 млн человек. Успешность формата во многом объяснялась его экономикой: мини-сериалы позволяли более эффективно, нежели традиционные сериалы, сегментировать аудиторию и при этом быстро переключаться между зрительскими когортами. Благодаря этому в мини-сериалы вкладывались значительные средства, а разрыв в стоимости эпизодов мини-сериала и других сериальных форматов увеличивался.
Усложнение и совершенствование мини-сериалов в 1970–1980-е гг. было характерно не только для США. В этот период интерес к формату начали проявлять признанные мастера кинематографа. Так, И. Бергман снял для шведского телеканала TV2 6-серийную мелодраму «Сцены из супружеской жизни» («Scener ur ett äktenskap», 1973), Р. В. Фасбиндер в 1980 г. экранизировал криминальный роман А. Дёблина «Берлин, Александерплац» («Berlin Alexanderplatz»), а Дж. Монтальдо в 1982 г. принял участие в создании 8-серийной исторической драмы «Марко Поло» («Marco Polo»).
В СССР этот формат, изначально близкий к кинематографу (Аркус. 2002), на протяжении 1970–1980-х гг. активно развивался, захватывая всё новые жанры. Возможность снимать масштабные кинополотна позволила воплощать на экране исторические эпосы и семейные саги. Большого размаха жанр достиг в позднесоветский период, в частности в 7-серийной саге «Тени исчезают в полдень» (1970–1971) по одноимённому роману А. С. Иванова, в 13-серийной экранизации трилогии А. Н. Толстого «Хождение по мукам» или в 14-серийном фильме «Жизнь Клима Самгина» (1986) по роману М. Горького. Популярность снискали такие различные по жанру произведения, как 12-серийная военная драма «Семнадцать мгновений весны», комедийная мелодрама «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» или детектив «Место встречи изменить нельзя» (1979).
Производство мини-сериалов не ограничивалось кино- и телевизионной индустриями США, Европы и Советского Союза. Собственные локальные традиции формировались в Латинской Америке и в Азии. Так, в 1982 г. был показан первый бразильский мини-сериал «Лампиан и Мария Бонита» («Lampião e Maria Bonita»), а в 1984 г. на экраны вышла 52-серийная мелодрама «Маркиза ди Сантус» («Marquesa de Santos»), определившая главную особенность бразильских мини-сериалов – их продолжительность (количество серий в них может достигать 60). В 1987 г. на экраны вышел первый южнокорейский мини-сериал – 8-серийная драма «Феникс» (불새). Продолжалось производство мини-сериалов и в других странах мира.
В 1990-е гг. на фоне становления качественного телевидения и масштабных экспериментов с длительными драматическими сериалами популярность мини-сериалов в США снижалась. Вслед за бюджетами сокращалась и продолжительность, иногда составлявшая 2–3 эпизода общим хронометражом 4–6 часов (Roman. 2005. P. 267), как например в 2-серийных фильмах «Мерлин» («Merlin», 1998), «Путешествия Гулливера» («Gulliver’s Travels», 1996) и «Клеопатра» («Cleopatra», 1999). Популярными у публики оставались и более длительные произведения: например, экранизацию «Гордости и предубеждения» Дж. Остин («Pride and Prejudice», 1995) производства BBC посмотрели 10 млн зрителей, а аудитория постапокалиптической драмы «Противостояние» («The Stand», 1994), снятой телеканалом ABC, составила 19 млн человек.
Сериальный взрыв
Новый бум развития мини-сериалов пришёлся на начало 21 в. (т. н. сериальный взрыв) и во многом был связан с адаптацией формата кабельными телеканалами, прежде всего американским сервисом HBO. Как и в случае с традиционными сериалами, кабельное вещание открывало широкий простор для художественных экспериментов. Результатом этого стало введение в формат мини-сериала рискованных сеттингов и тем. Например, социальная драма «На углу» («The Corner», 2000) рассказывает о жизни социальных низов Балтимора; в центре сюжета одноимённой адаптации романа Дж. Кейна «Милдред Пирс» («Mildred Pierce», 2011) – жизнь матери-одиночки в эпоху Великой депрессии; сериал «Поколение убийц» («Generation Kill», 2008) на материале Иракской войны критически переосмысляет жанр военной драмы. Продолжали выходить и более традиционные по содержанию картины: военные драмы «Братья по оружию» и «Тихий океан» («The Pacific», 2010), байопик «Джон Адамс» («John Adams», 2008), историческая драма «Конец парада» («Parade’s End», 2012). Популярность формату мини-сериала также вернул выход успешных антологий – «Настоящий детектив», «Фарго» («Fargo», 2014–2020), «Сумеречная зона».
В 2010-е гг. к производству мини-сериалов подключились стриминговые платформы и многие образцы жанра утвердились в качестве важных явлений массовой культуры. Среди множества успешных мини-сериалов последних лет: «Молодой Папа», «Призрак дома на холме» («The Haunting of Hill House», 2018), «Чернобыль», «Ход королевы» («Queen’s Gambit», 2020), «Игра в кальмара» («Squid Game», с 2021). Примечательным явлением стал выход мини-сериалов, встроенных в крупные медиафраншизы. Так, в 2022 г. стриминговый сервис Disney+ выпустил 6-серийную космическую оперу «Оби-Ван Кеноби» («Obi-Wan Kenobi») в рамках вселенной «Звёздных войн», а в 2023 г. – кинокомикс «Секретное вторжение» («Secret Invasion», 6 эпизодов), помещённый в киновселенную Marvel; 9-серийная супергеройская драма «Хранители» («Watchmen», 2019) от HBO входит в киновселенную DC.
В постсоветской России траектория развития формата оказалась сходной, хотя и определялась другими факторами. После падения кинопроизводства в 1990-е гг. мини-сериалы – вновь преимущественно в форме адаптаций литературных произведений – стали создаваться в 2000-е гг.: «Идиот» (2003), «Мастер и Маргарита» (2005), «Доктор Живаго» (2006), «Отцы и дети» (2008). Ввиду отсутствия крупных кабельных компаний заказчиками мини-сериалов были, как правило, широковещательные телеканалы. С развитием отечественных стриминговых сервисов стали появляться оригинальные мини-сериалы, снятые веб-платформами. Для них характерно разнообразие тем и жанров, а также нацеленность на более специфическую аудиторию. Среди наиболее заметных оригинальных мини-сериалов российского производства: «Чики» (2020), «Псих» (2020), «Водоворот» (2020), «Топи» (2021), «Пропавшая» (2021).