«Молодой Папа» (сериал)
«Молодо́й Па́па» (англ. «The Young Pope») драматический телесериал итальянского режиссёра П. Соррентино. Совместное производство Италии, Франции и Испании, вышел в 2016 г. Десять эпизодов шоу были показаны телеканалами Sky Atlantic (Италия), HBO (США) и Canal+ (Франция). В центре сюжета – судьба вступившего на папский престол 47-летнего американского архиепископа Ленни Белардо – Пия XIII (Дж. Лоу) и сопровождающие его папство интриги Ватикана. Сюжет и большинство героев телесериала вымышленные. В 2017 г. сериал дважды номинирован на премию «Эмми». В 2020 г. вышло продолжение под названием «Новый Папа» («The New Pope»), в котором к основному актёрскому составу присоединился Дж. Малкович.
История создания
Директор итальянской продюсерской компании Wildside Л. Мьели обратился к П. Соррентино с идеей сериала о падре Пио – популярном итальянском монахе, канонизированном Иоанном Павлом II в 2002 г. Вместо этого режиссёр предложил снять сериал о Ватикане. Как говорит Соррентино, он не хотел уходить в крайности и создавать консервативную картину о Ватикане или нечто скандальное: он стремился соблюсти золотую середину, поместив в центр сюжета папу и его окружение. Сценарий сериала «Молодой Папа» Соррентино помогали писать сценаристы П. Фиоре и У. Контарелло; в написании двух эпизодов участвовали сценаристы Т. Гризони и С. Рулли. Режиссёр также привлёк к работе оператора Л. Бигацци, который снимал для Соррентино другие фильмы и сериалы: «Великая красота» («La grande bellezza», 2013), «Молодость» («Youth», 2015), «Новый Папа» («The New Pope», 2020) и др.
«Молодой Папа» – англоязычный международный проект, на создание которого Соррентино было выделено 40 млн евро (около 42,3 млн долл.). У съёмочной группы не было доступа к съёмкам в самом Ватикане, за исключением внешних снимков фасада базилики Святого Петра, поэтому Сикстинскую капеллу реконструировали на римской киностудии «Чинечитта» (итал. Cinecittà). Съёмочная группа снимала в Ботаническом саду Рима и на вилле Медичи. Были также использованы другие виллы в окрестностях Рима для сцен, происходящих в Кастель-Гандольфо – летней резиденции папы за пределами Рима.
В созданном образе Ленни Белардо есть автобиографические черты самого режиссёра. Белардо – сирота, которого родители-хиппи оставили на воспитание монахиням в приюте, а Соррентино потерял обоих родителей, когда был подростком: они погибли из-за утечки газа в загородном доме в Италии. Образование будущий режиссёр получил в католической школе. А. Меллони, историк Церкви и консультант сериала «Молодой Папа», рассказывал: «Когда проект стартовал в конце 2012 г. во время папства Бенедикта XVI, он [Соррентино] думал о совершенно другом типе папы. Его идея заключалась в том, чтобы сделать его контркультурным, создать образ папы, очень далёкого от настоящего. Когда был избран Франциск, он изменил образ Ленни и сделал его особо консервативным» (перевод наш. – К. С.; Donadio. 2017).
Сюжет
Основное действие шоу разворачивается в современном Ватикане и начинается с избрания папой Римским 47-летнего американского архиепископа Ленни Белардо, выбравшего себе имя Пий XIII. Несмотря на то что основным претендентом на Святой престол был наставник Ленни – Майкл Спенсер (Дж. Кромвелл), авторитетная часть элиты Ватикана во главе с его государственным секретарём Анджело Войелло (С. Орландо) сделала ставку на молодого и считавшегося покорным Ленни Белардо. Однако молодой Пий XIII оказался своевольным и эксцентричным, начав правление с радикальных для Церкви воинственно-консервативных реформ, а также с полного отказа от публичности.
Ленни Белардо встречает трудности на своём пути: шантаж со стороны Анджело Войелло, критика в СМИ, сложные отношения с властью и паствой, обвинения некоторых членов католической церкви в педофилии, а также кризис веры и сомнения, на фоне которых разворачивается вопрос, является ли Ленни Белардо святым. Пий XIII – противоречивая личность: демонстрируя явно консервативную позицию, он хорошо разбирается в популярной культуре, а его любимый напиток – вишнёвая кока-кола. Папа Пий XIII говорит о себе: «Я противоречие. Как Господь – один в трёх лицах, и трое в одном лице. Как Мария – дева и мать. Как человек – добрый и злой». Тем не менее молодой Белардо не лишён сентиментальности и по мере развития событий пересматривает некоторые свои взгляды. В сериале затрагиваются темы власти, одиночества, веры, прощения, любви, чуда и т. д.
Продолжение сериала
10 января 2020 г. состоялась премьера телесериала (состоящего из 9 эпизодов) «Новый Папа» («The New Pope»), который стал продолжением и 2-м сезоном сериала «Молодой Папа». Сохраняя прежний состав актёров, на роль нового папы – Иоанна Павла III (он же Джон Брэннокс) – был приглашён актёр Дж. Малкович. Новый сезон по-прежнему сохраняет провокационность и концентрируется вокруг католической церкви. По сюжету после того, как молодой папа Пий XIII впал в кому, появляется необходимость выбрать нового. Вместе с тем Церковь, находясь в кризисе, сталкивается с очередными опасностями (терроризм) и коррупционными скандалами.
Оба проекта были положительно восприняты аудиторией и кинокритиками. Рейтинг сериала «Молодой Папа», согласно интернет-сервису «Кинопоиск», составляет 8,2 (данные от апреля 2023); IMDb 8,3 (данные от апреля 2023), а сериала «Новый Папа»: «Кинопоиск» 7,9 (данные от апреля 2023); IMDb 8,1 (данные от апреля 2023). Стиль П. Соррентино описывают как магический реализм и визуальный максимализм. Режиссёр соединил в своей работе сакральное и светское, старое и новое – в качестве примера можно привести сцену облачения папы Римского под песню группы LMFAO «Sexy and I Know It» («Я сексуальный, и я знаю это»).
Критика
Критики подчёркивают, что Соррентино построил сказочный сюрреалистический мир, полный незабываемых образов: монахини, играющие в футбол, кардиналы, пользующиеся iPad, кенгуру в саду, молодой и красивый папа Пий XIII, который курит одну за другой сигареты и носит модные солнцезащитные очки. Однако некоторые комментаторы из-за ярких, сюрреалистичных и, с точки зрения рецензентов, неуместных сцен называют сериал «Молодой Папа» скорее нелепым, но при этом очень красивым (Poniewozik. 2017).
В книге «Кино Паоло Соррентино: верность стилю», перейдя к анализу картины «Молодой Папа», Р. Килборн отмечает, что общая тенденция кинематографа Соррентино – это движение от транснационального арт-кино среднего уровня к постсекулярной мелодраме в телесериалах, а сам сериал «Молодой Папа» – трансмедиация трёх элементов: сюрреалистической картины Р. Магрита «Предательство образов» (1928–1929), повести Т. Манна «Смерть в Венеции» («Der Tod in Venedig», 1913) и одноимённой экранизации Л. Висконти 1971 г. (Kilbourn. 2020. Ch. 8).