Качественное телевидение
Ка́чественное телеви́дение (англ. quality TV, quality television), концепция медиапроизводства, подразумевающая создание высокобюджетной аудиовизуальной продукции с тщательно продуманным сценарием, участием высокооплачиваемых актёров и сложным производственным процессом, приближающимися к стандартам, принятым в киноиндустрии. Термин описывает прежде всего игровые сериалы и в этом значении сближается с понятием «сложная сериальность».
Изначально понятие, предложенное американским медиатеоретиком Р. Дж. Томпсоном, носило оценочный характер. В частности, в 1996 г. Томпсон выделил 12 критериев качественного телевидения, широко используемых критиками (Thompson. 1996):
Качественное телевидение – не обычное телевидение: оно ломает устоявшиеся жанровые и стилистические рамки.
Обычно качественное телевидение создаётся специалистами, получившими признание в других, более престижных сферах – например в кинематографе.
Аудитория качественного телевидения отличается от аудитории традиционного ТВ: это в большей степени молодые, образованные городские жители.
Продукция, относящаяся к качественному телевидению, часто оказывается убыточной или приносит невысокую прибыль.
Для качественного телевидения характерен большой актёрский состав.
Для игровых сериалов характерны продолжающийся сюжет или отсылки к прошлым сериям.
Качественное телевидение создаёт новые жанры, смешивая между собой старые.
Сюжеты, лежащие в основе сериалов качественного телевидения, обычно сложнее и создаются профессиональными сценаристами.
Сериалы, относящиеся к качественному телевидению, не стесняются отсылок к телевидению.
Обычно в основе сюжета лежит противоречивая тема.
Качественное телевидение стремится к реализму.
Качественное телевидение обращает на себя внимание критиков и получает престижные награды.
История развития качественного телевидения
Становление качественного телевидения в США датируют 1980-ми гг. Первым общепризнанным образцом качественной телепродукции считается полицейский процедурал «Блюз Хилл-Стрит» («Hill Street Blues»), выходивший в прайм-тайм на телеканале NBC в 1981–1987 гг. Среди других важнейших сериалов 1980-х гг.: медицинская драма «Сент-Элсвер» («St. Elsewhere», 1982–1988), драма «Тридцать с чем-то» («Thirtysomething», 1987–1991), юридическая драма «Закон Лос-Анджелеса» («L.A. Law», 1986–1994), криминальная драма «Умник» («Wiseguy», 1987–1990) и драмеди «Детективное агентство "Лунный свет"» («Moonlighting», 1985–1989). В дальнейшем это направление начали развивать кабельные сети, имевшие возможность экспериментировать с жанрами и форматами. Наиболее ярким примером качественной кабельной телепродукции выступают первые два сезона сериала «Твин Пикс» («Twin Peaks», режиссёр Д. Линч), выходившие на канале ABC в 1990–1991 гг.
В 1990-е гг. качественные сериалы захватывали всё новые жанры: наряду с такими классическими процедуралами, как «Полиция Нью-Йорка» («NYPD Blue», 1993–2005), выходили молодёжные фэнтези, например «Баффи – истребительница вампиров» («Buffy the Vampire Slayer» (1997–2003) и её спин-офф «Ангел» («Angel», 1999–2004, оба – режиссёр Дж. Уидон), медицинская драма «Скорая помощь» («ER», 1994–2009) и политическая драма «Западное крыло» («The West Wing», 1999–2006). В конце десятилетия были запущены проекты, получившие мировое признание, – криминальная драма «Клан Сопрано» («The Sopranos», 1999–2007) и романтическая комедия «Секс в большом городе» («Sex and the City», 1998–2004).
В 2000–2010-е гг. тенденция к усложнению нарратива и визуального языка телесериалов продолжилась. Культовый статус обрели такие работы, как «Прослушка» («The Wire», 2002–2008), «Во все тяжкие» («Breaking Bad», 2008–2013) и его спин-офф – «Лучше звоните Солу» («Better Call Saul», 2015–2022), историческая драма «Аббатство Даунтон» («Downton Abbey», 2010–2015) и «Игра престолов» («Game of Thrones», 2011–2019).
По мере развития стриминговых платформ и их конвергенции с традиционными кабельными сетями постепенно стирались различия между оригинальной продукцией веб-сервисов и сериалами таких компаний, как HBO. По сложности сюжета и уровню исполнения многие веб-сериалы [«Карточный домик» («House of cards», 2013–2018), «Игра в кальмара» [«Squid Game», с 2021), «Очень странные дела» («Stranger Things», с 2016), «Рассказ служанки» («The Handmaid's Tale», с 2017) и др.] не уступают в качестве контенту широковещательных и кабельных сетей, что позволило некоторым исследователям распространить понятие качественного телевидения и на этот медиум (Castellano. 2021).
Качественное телевидение за пределами США
Процессы, происходившие на американском телевизионном рынке, оказали влияние на национальные индустрии многих стран, вынужденные конкурировать с американской телепродукцией. Одним из важных центров производства качественного телевидения стала Великобритания; многие произведённые здесь сериалы [«Шерлок» («Sherlock», 2010–2017), «Чёрное зеркало» («Black Mirror», с 2011), «Корона» («The Crown», с 2016) и др.] получили международную известность. К качественному телевидению относятся такие французские сериалы, как детектив «Спираль» («Engrenages», 2005–2020), шпионский триллер «Бюро» («Le Bureau des Légendes», 2015–2020) и историческая драма «Версаль» («Versailles», 2015–2018). Схожие по качеству телесериалы выпускаются в Германии: военно-историческая драма «Наши матери, наши отцы» («Unsere Mütter, unsere Väter», 2013) или научно-фантастическая драма «Тьма» («Dark», 2017–2020). Образцы качественного телевидения производятся и на небольших медиарынках, например в Израиле [военно-историческая драма «Военнопленные» («חטופים», режиссёр Г. Рафф), подростковая драма «Эйфория» («אופוריה», режиссёр Д. Левин)] (Верхоглядов. 2022) или Испании [криминальный боевик «Бумажный дом» («La casa de papel», 2017–2021)] и др.
В России условия для выпуска качественной телепродукции сложились к началу 2000-х гг. В этот период выходили историческая мелодрама «Граница. Таёжный роман» (2000, режиссёр А. Н. Митта), криминальная драма «Бригада» (2002, режиссёр А. Л. Сидоров) и экранизация романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (2005, режиссёр В. В. Бортко). В 2010–2020-е гг. количество сериалов, которые можно отнести к этой категории, увеличивается. На крупных федеральных каналах демонстрировались, к примеру, процедурал «Метод» (2015–2021, режиссёры Ю. А. Быков и А. С. Войтинский), детектив «Мажор» [с 2014, режиссёр К. В. Просянников (Статский) и др.], фэнтезийная комедия «Вампиры средней полосы» (с 2021, режиссёры А. Маслов и Д. Грибанов), мистический триллер «Топи» (2021, режиссёр В. В. Мирзоев).
Влияние качественного телевидения на медиапотребление
Развитие качественного телевидения было сопряжено с целым рядом технологических факторов. Важнейшие перемены, позволившие некоторым критикам говорить о наступлении новой эры телевидения (Schlütz. 2016. P. 99), произошли в середине 1990-х гг. В частности, цифровизация и появление новых медиумов привели к тому, что телесериалы стали распространяться не только через телеэфир, но и на других носителях, главным образом на DVD, что повысило рентабельность качественных и нишевых шоу, стимулировало каналы производить их и привело к росту выделяемых на проекты бюджетов. Эта тенденция только усилилась с развитием потребительской электроники в 2000-е гг.: распространением широкоформатных телевизоров, способных принимать сигнал в формате HD, и появлением аудиосистем, по качеству звучания сопоставимых с кинотеатральными (McCabe. 2007. P. 8).
Распространение интернет-сервисов привело к существенным переменам в медиапотреблении: люди стали чаще смотреть большое кино дома, на том же экране, что и телешоу. Создатели качественного телевидения, зачастую имеющие опыт работы в кинематографе, стали активно заимствовать методы и технологии, отработанные в кино (к примеру, компьютерные спецэффекты), при создании сериалов. В результате по сложности исполнения, применяемым эффектам и стоимости производства наиболее масштабные качественные сериалы приблизились к кинематографическим блокбастерам: так, 6-й сезон «Игры престолов» обошёлся компани HBO в 100 млн долл. (около 10 млн долл. за эпизод) (Hedash. 2022).
Важным фактором в успехе качественных телепроектов стала их легитимизация среди критиков: с начала 2000-х гг. успешные сериалы стали привлекать внимание не только медиакритиков, но и исследователей из других дисциплин, прежде всего философов (на русском языке см., например: Теория большого сериального взрыва. 2013; Павлов. 2019). Рост качества и престижности телепотребления привёл к широкому распространению запойного просмотра, или бинджвотчинга, особенно в случае сериалов с горизонтальным сюжетом. Как следствие, сериалы часто лишаются таких традиционных атрибутов, как клиффхэнгеры, поскольку создателям больше не нужно удерживать зрительский интерес на протяжении недели между выходом новых серий.