Киновселенная Marvel
Киновселе́нная Marvel [англ. Marvel Cinematic Universe (MCU) – кинематографическая вселенная Marvel (КВМ)], американская медиафраншиза. Запущена в 2008 г. и включает в себя кинофильмы и телесериалы, объединённые общим сюжетом и посвящённые приключениям супергероев издательства Marvel Comics. Разработкой и производством франшизы занимается кинокомпания Marvel Studios во главе с продюсером К. Файги. Самая кассовая кинофраншиза и одна из самых кассовых медиафраншиз в истории. Оказала значительное влияние на современный кинематограф и изменила общественное отношение к супергеройскому жанру. Многие фильмы КВМ становились лидерами по кассовым сборам в североамериканском и мировом прокате, номинировались на престижные премии и сформировали вокруг себя многочисленную аудиторию поклонников. На начало 2024 г. насчитывала свыше 50 произведений: 33 полнометражных фильма, больше 20 сериалов, в том числе анимационных, и короткометражные фильмы.
Предыстория создания киновселенной
Первой экранизацией комиксов о супергероях, населяющих вселенную издательства Marvel Comics, стал киносериал «Капитан Америка» («Captain America», 1944, режиссёры Э. Клифтон и Дж. Инглиш), после чего более 20 лет никто не обращался к этой теме. В 1966 г. вышел первый анимационный сериал по мотивам комиксов издательства – «Супергерои Marvel» («The Marvel Super Heroes»), а с середины 1970-х гг. начали появляться игровые телефильмы и сериалы, в том числе «Удивительный Человек-паук» («The Amazing Spider-Man», 1977–1979) и «Невероятный Халк» («The Incredible Hulk», 1977–1982). Редактор и сценарист Marvel Comics Стэн Ли, в 1972 г. назначенный издателем, вёл активные переговоры об адаптациях тех или иных серий. Первым полнометражным художественным фильмом по мотивам комиксов Marvel, выпущенным в кинотеатральный прокат, стал «Говард-утка» («Howard the Duck», 1986, режиссёр У. Хайк). Картина провалилась в прокате и получила негативные отзывы от кинокритиков (Павлов. 2022. С. 150–154). Хотя после этого Marvel продолжило переговоры о полнометражных экранизациях, эти проекты по разным причинам не получали поддержки.
В 1993 г. в издательстве Marvel Comics было сформировано подразделение Marvel Films под руководством продюсера А. Арада. Задачей подразделения было продюсирование анимационных сериалов по мотивам комиксов и поиск киностудий, заинтересованных в игровых экранизациях. В том же году Арад достиг соглашения со студией 20th Century Fox о правах на экранизацию комиксов «Люди Икс». В 1996 г. подразделение Marvel Films было преобразовано в компанию Marvel Studios, которая занималась допроизводственной подготовкой фильмов (препродакшеном), выбирая кандидатов в режиссёры, курируя наброски сценариев и подбор актёров, чтобы предлагать потенциальным партнёрам готовые проекты. В течение 1990-х гг. Marvel продали различным киностудиям права на множество своих персонажей, причём некоторые контракты были заключены на невыгодных для издательства условиях. Это объясняется тем, что в конце 20 в. голливудские продюсеры не рассматривали супергеройские сюжеты как перспективное направление, а североамериканский рынок комиксов переживал кризис.
Первым результатом деятельности Marvel Studios в 1998 г. стал мистический боевик «Блэйд» («Blade», режиссёр С. Норрингтон), за которым последовали кинокомиксы «Люди Икс» («X-Men», 2000, режиссёр Б. Сингер) и «Человек-паук» («Spider-Man», 2002, режиссёр С. Рэйми). Эти картины, а также их продолжения показали высокие кассовые сборы, были благожелательно приняты критиками и вызвали одобрение в среде фанатов благодаря аккуратному воспроизведению оригинальных образов и сюжетов. Успех новых франшиз постепенно менял отношение голливудских мейджоров к супергеройскому жанру. Marvel продало ещё несколько лицензий, и производство экранизаций было поставлено на поток: начиная с 2002 г. в мировой прокат ежегодно выходил как минимум один фильм по комиксам издательства.
На фоне роста популярности кинокомиксов руководство Marvel Studios пришло к осознанию, что нерационально распоряжается своей интеллектуальной собственностью. Отсутствие контроля со стороны держателя прав над производством фильмов приводило к тому, что режиссёры и сценаристы экранизаций слишком вольно обращались с оригинальным материалом, на главные роли брали не соответствующих комиксовым образам актёров, и итоговые картины оказывались гораздо слабее фильмов «Люди Икс» и «Человек-паук». Главным предметом недовольства боссов студии было то, что условия лицензионных договоров оставляли правообладателю лишь малую долю доходов от проката картин. В 2003 г. продюсер Д. Мейзел предложил Араду и топ-менеджерам Marvel перейти к самостоятельному кинопроизводству. Мейзел был назначен президентом Marvel Studios, и компания приступила к разработке собственных экранизаций и поиску финансирования (Masters. 2016).
Запуск киновселенной
На момент назначения Д. Мейзела права на самых популярных персонажей Marvel Comics принадлежали другим киностудиям: Люди Икс и Фантастическая Четвёрка отошли к 20th Century Fox, Человек-паук – к Sony, Халк – к Universal. Однако не все киностудии, ранее купившие права на экранизации комиксов, успели запустить проекты с участием принадлежавших им персонажей в производство или выпустить картины к моменту истечения лицензии. В начале 2000-х гг. права на некоторых второстепенных персонажей начали возвращаться к Marvel и Мейзел предложил выбрать героев для первых проектов студии Marvel из числа неизвестных широкой публике персонажей. Он убедил руководство Marvel взять кредит на 525 млн долл. на производство 10 фильмов в течение 7 лет; в случае провала плана студия вновь теряла права на героев этих экранизаций. Руководство студии согласилось, поскольку по этой схеме не рисковало собственными средствами компании, а персонажей не считало ценным активом.
В 2005 г. руководство компании Marvel Studios анонсировало список первых 10 экранизаций, в который вошли «Капитан Америка», «Мстители», «Ник Фьюри», «Чёрная Пантера», «Человек-муравей», «Плащ и Кинжал», «Доктор Стрэндж», «Соколиный глаз», Power Pack и «Шан-Чи». В том же году в связи с истечением срока действия лицензионного договора от киностудии New Line Cinema к Marvel вернулись права на супергероя Железного Человека. Хотя персонаж не был широко известен за пределами круга читателей комиксов, Marvel на основании проведённых маркетинговых исследований решила сделать его приоритетным проектом.
В 2006 г. студия пришла к соглашению с компанией Universal о новой совместной экранизации комиксов о Халке. В том же году в Marvel Studios уточнили производственный план: первыми героями новых фильмов студии должны были стать Железный Человек, Халк, Капитан Америка, Тор, Ник Фьюри и Человек-муравей. А. Арад покинул пост председателя киностудии в связи с творческими разногласиями, его место занял Мейзел, а в 2007 г. президентом студии стал К. Файги, ранее отвечавший за взаимодействие Marvel с другими кинокомпаниями и выступавший посредником в спорах о сценарии, кастинге и дизайне. Файги и Мейзел были активными сторонниками идеи воссоздать в кино целостную вселенную комиксов Marvel, чтобы персонажи разных фильмов взаимодействовали друг с другом и сосуществовали в едином пространстве, а список героев первых экранизаций совпадал с составом супергеройской команды Мстители. Отвечая на вопросы фанатов комиксов на фестивале Комик-Кон в 2006 г., Файги намекнул, что студия рассматривает возможность собрать своих ключевых героев в одном кадре.
Первые проекты
Первым собственным фильмом Marvel Studios стал «Железный Человек» («Iron Man», режиссёр Дж. Фавро), выпущенный в 2008 г. В мировом прокате картина собрала 585 млн долл. при бюджете 140 млн долл., благодаря чему компания досрочно выплатила кредит, взятый на запуск собственной линейки кинофильмов (Robinson. 2023. P. 145). Помимо кассового успеха, фильм получил положительные отзывы от кинокритиков и был хорошо принят массовой аудиторией, в том числе поклонниками комиксов, которые оценили бережное отношение создателей к оригинальным сюжетам. В специальной сцене после титров появлялся суперагент Ник Фьюри, который намекал Железному Человеку, что в мире есть и другие супергерои, и произносил название проекта «Мстители». Убедившись в успехе фильма «Железный Человек», студия Marvel официально анонсировала фильм «Мстители», где должны были объединиться герои первых картин франшизы.
За картиной «Железный Человек» последовали: «Невероятный Халк» («The Incredible Hulk», 2008, режиссёр Л. Леттерье), «Железный Человек 2» («Iron Man 2», 2010, режиссёр Дж. Фавро), «Тор» («Thor», 2011, режиссёр К. Брана) и «Первый мститель» («Captain America: The First Avenger», 2011, режиссёр Дж. Джонстон). У фильмов были высокие кассовые показатели, их хорошо принимала публика, а кинопресса в целом относилась к ним положительно, хотя и упрекала продюсеров в том, что отдельные картины воспринимались как промежуточные эпизоды метасюжета о Мстителях. В этот период также начали формироваться ключевые черты фильмов Marvel Studios: обилие комедийных элементов (гэгов) наряду с экшен-сценами и приключениями; узнаваемые и культовые актёры на второстепенных ролях и более молодые, часто неизвестные исполнители главных ролей; сцена после титров, намекающая на дальнейшее развитие общего сюжета (обычно таких сцен две – перед основными титрами и после них); прямые или косвенные упоминания событий других фильмов киновселенной.
В 2009 г. компания Marvel Studios была приобретена корпорацией The Walt Disney Company, которая по истечении предыдущих договорённостей приступила к самостоятельному финансированию и распространению фильмов киностудии. В 2010 г. Файги впервые использовал в интервью выражение «киновселенная Marvel» применительно к совокупности продюсируемых им проектов (Douglas. 2010). В 2011 г. он же употребил термин «фаза» при описании отдельных сегментов киновселенной Marvel (Szalai. 2011). Под фазой он подразумевал совокупность фильмов Marvel Studios, вышедших в определённый период, снятых разными режиссёрами и посвящённых разным персонажам, но при этом образующих единый этап в развитии вселенной. У фаз нет строгой смысловой или сюжетной направленности, но их выделение позволяет лучше ориентироваться в хронологии событий, графике выхода картин и используется в маркетинговых целях.
В 2012 г. состоялась премьера первого фильма Marvel Studios, выпущенного под эгидой The Walt Disney Company. Им стала фантастическая лента «Мстители» («The Avengers», режиссёр Дж. Уидон) – кульминация первой, стартовой фазы КВМ, в которой сошлись персонажи всех фильмов, выпущенных студией за прошедший период. «Мстители» стали сенсацией мирового проката, собрав 1,5 млрд долл. по всему миру, доказали эффективность модели единой вселенной и утвердили Marvel Studios в числе ключевых игроков современного кинорынка. Таким образом, 1-я фаза КВМ пришлась на 2008–2012 гг. и включала в себя фильмы «Железный Человек», «Невероятный Халк», «Железный Человек 2», «Тор», «Первый мститель» и «Мстители».
Вторая фаза КВМ началась в 2013 г. с фильма «Железный Человек 3» («Iron Man 3», режиссёр Ш. Блэк) и завершилась в 2015 г. картиной «Человек-муравей» («Ant-Man», режиссёр П. Рид). В неё также вошли фильмы «Тор 2: Царство тьмы» («Thor: The Dark World», 2013, режиссёр А. Тейлор), «Первый мститель: Другая война» («Captain America: The Winter Soldier», 2014, режиссёры Э. и Дж. Руссо), «Стражи Галактики» («Guardians of the Galaxy», 2014, режиссёр Дж. Ганн) и «Мстители: Эра Альтрона» («Avengers: Age of Ultron», 2015, режиссёр Дж. Уидон).
Запуск Marvel Television и перемены в руководстве студии
В 2010 г. компания Marvel Entertainment объявила о создании специализированного телевизионного подразделения – Marvel Television, своеобразного аналога Marvel Studios, ориентированного на производство сериалов для телеканалов и онлайн-кинотеатров. Подразделение возглавил сценарист и продюсер Дж. Лоэб, который подчинялся генеральному директору Marvel А. Перлмуттеру, тогда как К. Файги не имел прямого влияния на работу телестудии. Первоначально Marvel Television анонсировала, что сериалы собственного производства студии будут являться частью КВМ. Это подтвердилось с запуском первого проекта под названием «Агенты Щ.И.Т.» («Agents of S.H.I.E.L.D.», 2013–2020). Главным героем сериала стал специальный агент Фил Колсон – второстепенный персонаж фильмов 1-й фазы; в ранних сезонах сериала иногда появлялись другие персонажи фильмов, а события полнометражных картин влияли на сюжет сериала. Со временем сюжетных перекличек между сериалом и фильмами почти не осталось – фильмы не упоминали события сериала, сериал почти перестал касаться основных событий КВМ.
Похожая ситуация сложилась с сериалом «Агент Картер» («Agent Carter», 2015–2016), в котором были задействованы актёры из фильма «Первый мститель». Лишь в 2019 г. персонаж по имени Джарвис, фигурировавший в сериале «Агент Картер», появился в фильме «Мстители: Финал» («Avengers: Endgame», режиссёры Э. и Дж. Руссо), став первым примером подобного перехода. Дальнейшие проекты Marvel Television были поверхностно связаны с лором основной киновселенной, что стало предметом критики со стороны журналистов и зрителей: персонажи и события сериалов не находили никакого отражения в фильмах, а упоминания Мстителей и других героев КВМ в сериалах стали крайне редкими. Руководители Marvel Studios не комментировали вопрос взаимосвязи КВМ с продукцией Marvel Television, тогда как телестудия демонстрировала интерес к углублению взаимосвязи сериального и кинематографического медиумов.
В 2015 г. Marvel Studios вошла в состав Walt Disney Studios, что отразилось на всей цепочке управления студией: Файги из подчинения Перлмуттеру перешёл под начало председателя Walt Disney Studios – А. Хорна, чему предшествовали многочисленные конфликты первых двоих. Перлмуттер, в частности, блокировал разработку фильмов о женщинах-супергероях и супергероях-афроамериканцах, не видя в них коммерческого потенциала (Robinson. 2017). В ве́дении Перлмуттера осталось подразделение Marvel Television, которое просуществовало до 2019 г.
Третья фаза и финал «Саги бесконечности»
Третья фаза КВМ пришлась на 2016–2019 гг. и объединила 11 фильмов: «Первый мститель: Противостояние» («Captain America: Civil War», 2016, режиссёры Э. и Дж. Руссо), «Доктор Стрэндж» («Doctor Strange», 2016, режиссёр С. Дерриксон), «Стражи Галактики. Часть 2» («Guardians of the Galaxy Vol. 2», 2017, режиссёр Дж. Ганн), «Человек-паук: Возвращение домой» («Spider-Man: Homecoming», 2017, режиссёр Дж. Уоттс), «Тор: Рагнарёк» («Thor: Ragnarok», 2017, режиссёр Т. Вайтити), «Чёрная Пантера» («Black Panther», 2018, режиссёр Р. Куглер), «Мстители: Война бесконечности» («Avengers: Infinity War», 2018, режиссёры Э. и Дж. Руссо), «Человек-муравей и Оса» («Ant-Man and the Wasp», 2018, режиссёр П. Рид), «Капитан Марвел» («Captain Marvel», 2019, режиссёры А. Боден и Р. Флек), «Мстители: Финал» и «Человек-паук: Вдали от дома» («Spider-Man: Far From Home», 2019, режиссёр Дж. Уоттс).
Эта фаза была обозначена как финальная часть серии фильмов «Саги бесконечности» («The Eternity Saga»), в которую также вошли 1-я и 2-я фазы. Центральным сюжетом цикла стало формирование команды Мстителей и её противостояние инопланетному полководцу Таносу, собирающему Камни бесконечности – могущественные артефакты, наделяющие носителя безграничной властью над реальностью. Кульминацией 3-й фазы и всей саги стали фильмы «Мстители: Война бесконечности» и «Мстители: Финал», которые рекламировались как завершение большинства сюжетных линий, стартовавших в КВМ начиная с 2008 г. Благодаря рекламной кампании, в ходе которой детали будущих проектов держались в строгом секрете, интерес широкой публики к фильмам достиг пика и обе части вошли в список самых кассовых картин за всю историю мирового кинопроката. Кульминационный характер фильмов подчёркивало и то, что у нескольких актёров, много лет исполнявших главные роли в киновселенной, истекали контракты и их персонажи покидали сюжет навсегда – одни вследствие гибели, другие просто уходили на покой. Далее киновселенная должна была развивать истории персонажей, введённых во 2-й фазе и позднее.
За время 3-й фазы произошло ещё несколько ключевых событий. Во-первых, Marvel Studios удалось достичь партнёрского соглашения с кинокомпанией Sony Pictures Entertainment, обладавшей правами на экранизацию комиксов о Человеке-пауке. По этому соглашению, Marvel сама снимала фильмы про супергероя и отвечала за весь производственный процесс, а Sony занималась прокатом и продвижением и получала основную часть кассовых сборов. Кроме того, Marvel могла использовать Человека-паука в собственных командных проектах (например, в фильмах про Мстителей), в которых Человек-паук ранее не фигурировал. Во-вторых, в 2017 г. был запущен процесс поглощения корпорацией The Walt Disney Company активов компании 21st Century Fox, в том числе киностудии 20th Century Fox, обладавшей правами на таких персонажей, как Люди Икс, Дэдпул и Фантастическая Четвёрка. Тем самым права на героев вернулись в Marvel Studios, которая до этого не могла использовать или упоминать их в своих проектах. Таким образом, к концу 2010-х гг. Marvel Studios могла распоряжаться практически полным каталогом персонажей комиксов издательства. Наконец, в 2017 г. началась подготовительная работа к запуску онлайн-кинотеатра Disney+, намеченному на 2019 г. Marvel Studios становилась поставщиком оригинального контента – фильмов и сериалов – для платформы. Осенью 2019 г. подразделение Marvel Television было передано под управление К. Файги; Дж. Лоэб покинул компанию, и в декабре того же года было объявлено о расформировании подразделения.
Четвёртая фаза, сотрудничество с Disney+ и эффекты пандемии
Летом 2019 г. К. Файги анонсировал 4-ю фазу киновселенной Marvel. В отличие от предыдущих аналогичных презентаций, в этот раз Файги впервые дополнил представляемый проект сериальной продукцией Disney+, подчеркнув, что с этого момента сериалы становятся неотъемлемой частью киноканона. К своим ролям в сериалах вернулись актёры из фильмов, что подчёркивало более высокое качество продукции в сравнении проектами Marvel Television. Кроме того, был анонсирован первый анимационный сериал, входящий в КВМ, – антология «Что, если…?» («What If…?», с 2021). Согласно первоначальным объявлениям, 4-я фаза должна была начаться в мае 2020 г. с фильма «Чёрная Вдова» («Black Widow», режиссёр К. Шортланд), однако премьеру пришлось перенести из-за вспышки коронавируса COVID-19 и последовавшей за этим пандемии. На время карантина кинотеатры в большинстве стран мира были закрыты. Производство фильмов также было приостановлено, в результате чего в 2020 г. не вышло ни одного проекта, связанного с КВМ, а расписание релизов 4-й фазы пришлось менять. Другим ключевым событием для киновселенной стала неожиданная смерть в августе 2020 г. Ч. Боузмана – исполнителя роли Чёрной Пантеры. Боузман 4 года боролся с раком толстой кишки, скрывая своё состояние от окружающих; о болезни не знала и съёмочная группа запланированного сиквела фильма «Чёрная Пантера», который уже был в стадии написания сценария.
Когда мировой кинопрокат начал восстанавливать работу после пандемии, сформировалось итоговое расписание 4-й фазы. Она длилась два года (с 2021 по 2022) и включала сериалы «Ванда/Вижн» («WandaVision», 2021), «Сокол и Зимний Солдат» («The Falcon and the Winter Soldier», 2021), «Локи» («Loki», 2021–2023; 1-й сезон) и «Что, если…?» (1-й сезон), «Соколиный Глаз» («Hawkeye», 2021), «Лунный рыцарь» («Moon Knight», с 2022), «Мисс Марвел» («Ms. Marvel», 2022), анимационный «Я есть Грут» («I Am Groot», 2022–2023; 1-й сезон), «Женщина-Халк: Адвокат» («She-Hulk: Attorney at Law», 2022), телефильмы (спецвыпуски) «Ночной оборотень» («Werewolf by Night», 2022, режиссёр М. Джаккино) и «Стражи Галактики: Праздничный спецвыпуск» («The Guardians of the Galaxy Holiday Special», 2022, режиссёр Дж. Ганн), полнометражные фильмы «Чёрная Вдова», «Шан-Чи и легенда десяти колец» («Shang-Chi and the Legend of the Ten Rings», 2021, режиссёр Д. Д. Креттон), «Вечные» («Eternals», 2021, режиссёр Хлоя Чжао), «Человек-паук: Нет пути домой» («Spider-Man: No Way Home», 2021, режиссёр Дж. Уоттс), «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» («Doctor Strange in the Multiverse of Madness», 2022, режиссёр С. Рэйми), «Тор: Любовь и гром» («Thor: Love and Thunder», 2022, режиссёр Т. Вайтити). Финальным фильмом фазы стала картина «Чёрная Пантера: Ваканда навеки» («Black Panther: Wakanda Forever», 2022, режиссёр Р. Куглер), сценарий которой был переписан после смерти Боузмана.
Четвёртая фаза стала первой частью нового глобального метасюжета, получившего название «Сага мультивселенной» («The Multiverse Saga»), в который также вошли 5–6-я фазы. События саги разворачиваются вокруг контактов героев и злодеев с параллельными мирами, встреч с собственными двойниками, столкновений вселенных и финального конфликта с могущественным злодеем по имени Канг Завоеватель в исполнении Дж. Мейджорса. Также в этот период в фильмах и сериалах КВМ появились персонажи проектов Marvel Television, например Сорвиголова и его антагонист – Уилсон Фиск.
Если во время 2–3-й фазы фильмы КВМ имели стабильно высокие сборы в прокате и по большей части получали положительные оценки кинокритиков, то начиная с 4-й фазы ситуация изменилась. Показатели кассовых сборов стали снижаться, профильная пресса перешла к гораздо более жёсткой тональности в оценке новых проектов Marvel. Среди возможных причин ухудшения положения аналитики называли возможную усталость массового зрителя от супергеройского жанра, затянувшийся процесс восстановления мирового кинопроката после пандемии COVID-19, умножение числа сюжетных линий за счёт сериалов и новых персонажей, вводимых во вселенную быстро, без должной проработки ориджина и арок героев, тогда как хорошо знакомые и полюбившиеся поклонникам персонажи начали покидать франшизу.
Пятая фаза, кризисный период и перспективы КВМ
Пятая фаза КВМ стартовала в 2023 г. и должна была завершиться в 2024 г., но из-за ревизий производственного графика растянулась до 2025 г. Перестановки и заминки в производстве были вызваны такими факторами, как продолжающиеся последствия пандемии COVID-19; забастовка Гильдии сценаристов и актёров США в 2023 г., участники которой не могли заниматься продвижением своих проектов; недовольство сотрудников, ответственных за визуальные эффекты, своими условиями работы, в частности переработками из-за сверхжёстких дедлайнов и запросов студии; увольнение одного из ключевых руководителей киностудии – Виктории Алонсо – вследствие разногласий со студией Disney (Siegel. 2023).
В эту фазу вошли фильмы «Человек-муравей и Оса: Квантомания» («Ant-Man and the Wasp: Quantumania», 2023, режиссёр П. Рид), «Стражи Галактики. Часть 3» («Guardians of the Galaxy Vol. 3», 2023, режиссёр Дж. Ганн), «Капитан Марвел 2» («The Marvels», 2023, режиссёр Н. ДаКоста), мини-сериал «Секретное вторжение» («Secret Invasion», 2023) и 2-е сезоны сериалов «Локи» и «Что, если…?». Также к 5-й фазе относятся запланированные на 2024–2025 гг. проекты: фильмы «Дэдпул и Росомаха» («Deadpool & Wolverine», режиссёр Ш. Леви) и «Капитан Америка: Дивный новый мир» («Captain America: Brave New World», режиссёр Дж. Она), сериалы «Эхо» («Echo»), «Агата: Дневники Даркхолда» («Agatha: Darkhold Diaries»), «Железное Сердце» («Ironheart»), «Сорвиголова: Рождённый заново» («Daredevil: Born Again»), анимационные сериалы «Зомби Marvel» («Marvel Zombies»), «Человек-паук: Первый год» («Your Friendly Neighborhood Spider-Man») и «Глаза Ваканды» («Eyes of Wakanda»).
Летом 2022 г. К. Файги раскрыл первые подробности 6-й фазы, которая запланирована на 2025–2027 гг. (изначально 2024–2027). В её рамках анонсированы фильмы «Фантастическая Четвёрка» («Fantastic Four», режиссёр М. Шекман), «Громовержцы» («Thunderbolts», режиссёр Дж. Шрейер) и «Блэйд» («Blade», режиссёр Я. Деманж; выход всех трёх запланирован на 2025), а также две новые части серии фильмов о команде Мстителей – «Мстители 5» («Avengers 5», 2026; рабочее название) и «Мстители: Секретные войны» («Avengers: Secret Wars», 2027).
Особенностью 5–6-й фазы стала постепенная интеграция персонажей, права на которых ранее принадлежали другим студиям: Фантастической Четвёрки, Блэйда, Дэдпула (запланированный «Дэдпул 3» одновременно продолжает серию фильмов, начатую студией 20th Century Fox и вводит персонажа в КВМ) и различных участников команды Люди Икс. В начале 2024 г. в официальный порядок просмотра фильмов и сериалов КВМ на сервисе Disney+ были добавлены шесть проектов эпохи Marvel Television, что ознаменовало их окончательное включение в состав киновселенной. Речь идёт о таких сериалах, выходивших на платформе Netflix, как «Сорвиголова» («Daredevil», 2015–2018), «Джессика Джонс» («Jessica Jones», 2015–2019), «Люк Кейдж» («Luke Cage», 2016–2018), «Железный Кулак» («Iron Fist», 2017–2018), «Каратель» («The Punisher», 2017–2019) и кроссовер «Защитники» («Defenders», 2017) (Graves. 2024).
Существенной проблемой для Marvel Studios стала ситуация, сложившаяся вокруг актёра Дж. Мейджорса, на персонаже которого строились многие будущие проекты КВМ. В марте 2023 г. Мейджорс был арестован по подозрению в домашнем насилии, а в декабре суд присяжных признал его виновным и потребовал приговорить к одному году лишения свободы (вместо этого актёру назначали курс психотерапии и запретили приближаться к бывшей девушке). Сразу после оглашения решения присяжных Marvel Studios сообщила о расторжении контракта с Мейджорсом (Couch. 2023). В результате руководство студии было вынуждено заменить исполнителя одной из ключевых ролей (рекаст) либо полностью заменить антагониста «Саги мультивселенной», что потребовало переработки всех проектов, находившихся в стадии производства или разработки.
За время 5-й фазы критическое отношение к КВМ со стороны профильной прессы и зрителей обострилось, а кассовые сборы фильмов «Человек-муравей и Оса: Квантомания» и «Капитан Марвел 2» оцениваются как неудачные (Siegel. 2023). На фоне продолжающихся разговоров о кризисе супергеройского жанра в киностудии задумались о более жёстком контроле качества проектов: фильм «Капитан Америка: Дивный новый мир» был отправлен на масштабные пересъёмки по итогам тестовых показов, руководство Disney объявило, что количество сериалов на платформе Disney+, входящих в КВМ, сократится. Был пересмотрен системный подход к производству сериалов (Kit. 2023).
Значение киновселенной Marvel
Киновселенная Marvel – самая кассовая франшиза в истории мирового кино, обошедшая по общим сборам такие серии, как «Звёздные войны», «Гарри Поттер», «Форсаж» и «Властелин колец» (Movie Franchises). Суммарные сборы всех фильмов КВМ превышают 29 млрд долл. Фильмы серии более 200 раз номинировались на профессиональные премии: в частности, четырежды получали премию «Оскар» и один раз – премию «Золотой глобус». Для корпорации The Walt Disney Company приобретение компании Marvel, наряду с поглощением киностудий Pixar, Lucasfilm и 20th Century Fox, стало ключевым шагом на пути к лидерству на американском кинорынке (Distributors Movie Breakdown 1995–2023).
Киновселенная Marvel стала началом карьеры либо изменением в карьере многих задействованных в ней киноактёров, таких как Р. Дауни-младший, К. Эванс, К. Хэмсворт, Т. Хиддлстон, Э. Мэки и др. КВМ повлияла и на карьеру нескольких режиссёров, которые работали над фильмами серии, сделав их имена известными, – Дж. Ганна, Т. Вайтити, братьев Руссо. Одна из постоянных практик Marvel Studios – доверять свои высокобюджетные постановки режиссёрам с небольшим опытом, в потенциале которых уверено руководство студии.
Фильмы КВМ в совокупности с некоторыми более ранними экранизациями комиксов Marvel и фильмами про Бэтмена режиссёра К. Нолана изменили общественное отношение к жанру супергеройских приключений, продемонстрировав его гибкость, универсальность и возможную художественную глубину. Помимо развлекательной составляющей, многие фильмы КВМ подспудно обращаются к фундаментальным социальным, психологическим и культурным вопросам. Вместе с тем распространена и точка зрения о том, что КВМ не имеет отношения к киноискусству и является воплощением бизнес-подхода в искусстве, – такое мнение озвучивали многие заслуженные представители киноиндустрии, в том числе режиссёры М. Скорсезе и Ф. Ф. Коппола (Nolan. 2021).
Принцип построения единой кинематографической вселенной привёл к многочисленным попыткам повторить подобное в кино (Расширенная вселенная DC, Тёмная вселенная студии Universal, Вселенная Человека-паука от Sony, Кинематографическая вселенная LEGO) и на телевидении (Вселенная Стрелы телеканала CW).
Киновселенная Marvel – ключевое явление для понимания истории кинематографа, шоу-бизнеса и массовой культуры 1-й четверти 21 в.