Драмеди
Дра́меди (англ. dramedy, от drama и comedy; комедийная драма), жанр развлекательных телевизионных сериалов, зародившийся на американском телевидении в 1980-х гг. Родоначальником жанра считаются шоу «Детективное агентство "Лунный свет"» («Moonlighting», 1985−1989), «Дни и ночи Молли Додд» («The Days and Nights of Molly Dodd», 1987−1991) и др. «Детективное агентство "Лунный свет"» вошло в историю как сериал, который номинировали на премию Гильдии режиссёров и в драматической, и в комедийной категориях. Расцвет жанра пришёлся на 2000-е гг., когда на экранах состоялась премьера сериалов «Отчаянные домохозяйки», «Дурнушка Бетти» («Ugly Betty», 2006−2010) и «Мёртвые до востребования» («Pushing Daisies», 2007−2009).
Для драмеди характерны отсутствие закадрового смеха, серьёзность центральной темы (война, смерть, старение, безработица), а также глубина характеров. В отличие от ситкомов, драмеди отходят от стереотипного изображения персонажей и закольцованности сюжетов. Действие в такого рода шоу может развиваться от серии к серии, а количество шуток минимизируется. Вместе с тем авторы жанра часто прибегают к приёмам гротеска, сатиры, чёрного юмора и т. д. При этом юмор становится не центральным, а вспомогательным элементом драматургии. Серии могут длиться от 20 мин («Дни и ночи Молли Додд») до часа [«Девственница Джейн» («Jane the Virgin», 2014−2019)].
В течение долгого времени на американском телевидении превалировало чёткое разделение проектов по жанрам – ситком, мыльная опера и т. д. Со временем эта грань стала размываться. В 1987 г. на канале NBC состоялась премьера сериала «Дни и ночи Молли Додд». Шоу было снято одной камерой, но без закадрового смеха, характерного для ситкомов, что позволило журналистам и критикам воспринимать сериал не как ситком, а как новую форму телевизионной комедии. Немногим позже 2 крупнейших телеканала повторили эти решения: CBS выпустил «Место Фрэнка» («Frank's Place», 1987−1988), а ABC − «Хуперман» («Hooperman», 1987−1989). Эти шоу, а также «Детективное агентство "Лунный свет"» и «Быстрое течение» («Riptide», 1984−1986), которые обладали схожими жанровыми чертами, стали называть драмеди. От классических ситуационных комедий эти сериалы отличали приземлённый стиль, реалистичный звук и сфокусированность сюжета на развитии характеров главных героев (Sewell. 2010. Р. 236).
Рост популярности драмеди связывают с появлением феномена авторских проектов на телевидении. Продюсеры, которые до того выступали единоличными инициаторами контента, начали давать больше свободы сценаристам. В этом контексте умные и проработанные шоу противопоставлялись ситуационным комедиям, не требующим большого интеллектуального вовлечения. Уже в 1980-е гг. сериал «Место Фрэнка» отличался от других сериалов своим мультикультурным составом актёров.
Драмеди изменили представление о том, как могут выглядеть телевизионные комедии. Если ситкомы нередко снимались при живой аудитории в специальных павильонах, что диктовало сразу несколько формальных особенностей (от освещения и монтажа до декораций), то авторы драмеди отказывались от театральности жанра. Шоу не показывали в прямом эфире, а шутки и гэги не сопровождал закадровый смех. Техника съёмки стала сложнее: создатели начали чаще использовать быстрые склейки и другие приёмы, которые сложно было реализовать в рамках студийных ситкомов. Иногда драмеди обходились без закадровой музыки – раньше она позволяла задавать комедийный тон и делать акценты на особо значимых моментах. Неестественные речевые интонации и паузы исчезли из жанра из-за стремления к реалистичности: это сблизило драмеди с полнометражным кино.
Драмеди противопоставлялись ситкомам и в плане драматургии. Если в ситуационных комедиях каждая серия была сфокусирована на отдельном сюжете (в начале эпизода возникал конфликт, который должен был разрешиться в финале), то в сценариях нового жанра сюжетные арки могли развиваться на протяжении всего сезона. Характеры становились сложнее и могли трансформироваться в процессе истории. Особое внимание драмеди уделяли проблемам, которых в ситкомах в силу их ориентированности на широкую аудиторию не могло быть. В таких сериалах речь шла о расизме, насилии, войне и т. д. Создатели драмеди не отказались от юмора (физической комедии, буффонады), но акцентировали внимание прежде всего на сюжете и конфликтах.
Реакция на появление жанра была неоднозначной. Одни авторы связывали зарождение драмеди с началом золотого века телевидения и говорили, что такие сериалы знаменуют взросление культуры (Sewell. 2010. Р. 236). Другие критиковали драмеди за мультижанровость. Так, президент NBC Entertainment Б. Тартикофф заявил, что сценаристы драмеди «не очень смешные комедийные авторы и не очень хорошие драматурги» (перевод наш. – В.Ш.; Sewell. 2010. Р. 247). Это развило дискурс о самостоятельности жанра.
Тематика драмеди максимально обширна. Сериалы касаются таких вопросов, как критика тюремной системы [«Оранжевый − хит сезона» («Orange Is the New Black», 2013−2019)], законодательства [«Грязные мокрые деньги» («Dirty Sexy Money», 2007−2009)], лукизма [«До смерти красива» («Drop Dead Diva», 2009−2014)] и т. д. Действие драмеди может происходить в сеттинге школьных комедий [«Половое воспитание» («Sex Education», с 2019)] и других поджанров.
Современные драмеди всё больше расширяют спектр тем, представленных в жанре. Во многом это является следствием запуска стримингов, которые позволяют создавать шоу, ориентированные не только на широкую публику. Наблюдается акцент на женской субъективности, часто проявляющийся в отношении тела и сексуальности («Девочки») (Havas. 2020. P. 80). Выступая преемниками традиций «Секса в большом городе», новые шоу рассказывают о героинях из среднего класса и их бытовых проблемах [«Соединённые Штаты Тары» («United States of Tara», 2009−2011)]. Появляются сериалы, осмысляющие афроамериканскую культуру («Атланта»), а также проекты, акцентирующие внимание на психотерапии и ментальных травмах героев [«Шучу» («Kidding», 2018−2020)]. Ныне жанр доказывает свою актуальность, постоянно задействуя в сценариях злободневные темы и проблемы.
На российском ТВ жанр стал активно развиваться в 2000-е гг., причём чаще всего на экраны выходили адаптации латиноамериканских сериалов. Среди самых популярных − «Маргоша» (2009−2011), «Не родись красивой» (2005−2006) и др. В России жанр драмеди часто пересекался с жанром мелодрамы, а на первый план выходили романтические коллизии вокруг героев. Всё изменилось с приходом стримингов и появлением авторских шоу. Например, в сериалах «Домашний арест» (2018) и «Последний министр» (с 2020) критикуются коррупция и властные структуры.
В сериале «Чики» (2020) поднимается проблема полового неравенства и сексизма, в «Happy End» (2021) − вебкам-бизнеса и культурной эксплуатации. Создатели драмеди одними из первых в массовой российской культуре начали высказываться на темы, которые до этого не имели популярности среди широкой аудитории.