Ситком
Ситко́м (англ. sitcom; ситуационная комедия, комедия положений, situation comedy), жанр комедийных сериалов, основанный преимущественно на использовании приёмов комедии положений. Зародился в Америке в 1920-х гг. на радио, затем получил распространение на телевидении. Термин «ситуационная комедия» впервые появился в прессе в контексте дискуссии о телесериале «Я люблю Люси» («I Love Lucy», 1951–1957) в 1953 г. Аббревиатура «ситком» была впервые использована в журнале Life в 1964 г., в анонсе сериала «Шоу Бинга Кросби» («The Bing Crosby Show», 1964–1965), а её дальнейшее распространение обусловлено маркетинговыми целями продвижения продуктов (The sitcom reader ... 2016. P. 1–2). Обозначение «ситком» можно часто встретить в журнальных телепрограммах, начальных титрах шоу (опенингах), а также на мерчендайзинге, например на обложках DVD-дисков.
Для ситкомов характерны такие жанровые особенности, как съёмка в студии (часто при живой аудитории), наличие закадрового смеха и аплодисментов, обилие шуток. Хронометраж каждого эпизода обычно от 20 до 30 мин, эпизоды телевизионных ситкомов прерываются на рекламные паузы. К особенностям нарратива относится стабильность основных героев и сеттинга (локаций и контекста), стереотипные характеры и паттерны поведения героев, отсутствие драматургической связи между эпизодами. Драматургия каждой серии строится схожим образом: по сюжету возникает конфликт, который разрешается к финалу в позитивном ключе.
Ключевые технические особенности
Высокий уровень заимствований из театра и радио повлиял на способ съёмки сериалов, что оказало влияние на эволюцию жанра. Стиль съёмки был обусловлен попытками приспособить особенности театра под телевизионный формат. Из-за этого на съёмках (и на прямых эфирах шоу, что было распространено в ранний период существования ситкомов) часто присутствовала живая аудитория, которая реагировала на происходящее на сцене. Присутствие зрителей в студии влияло на актёрскую игру: она была намеренно наигранной, театральной (ненатуральные движения, громкие голоса), с неестественными паузами, чтобы зрители могли эмоционально реагировать на происходящее, чаще всего смехом.
Реакция зрителей имеет для ситкомов особое значение. Если при съёмках на площадке не присутствовали зрители, в записи шоу вставлялся громкий, усиленный закадровый смех для маркировки комичного момента и для мотивации телезрителя к смеху. Иногда запись смеха накладывалась на оригинальную звуковую дорожку со смехом «живой» аудитории.
Некоторые ситкомы разыгрывались перед живой аудиторией без записи, другие транслировались в прямом эфире или записывались на плёнку. При этом использовались различные техники съёмки. Запись ситкома обычно производилась на 3 камеры, во-первых, из-за коммерческой выгоды, а во-вторых, из-за специфики студии: чаще всего камеры располагались со стороны «четвёртой стены» (аудитории), одна из них записывала диалог на общем плане, а 2 другие брали крупный план собеседников. Такой способ съёмки позволял актёрам играть непосредственно для публики, а также давал возможность запечатлеть не только диалог, но и реакцию персонажей, что усиливало комический эффект. Снятые планы склеивались в технике «быстрого монтажа». Сегодня ситкомы не обязательно следуют этим правилам: создатели активно экспериментируют с техникой съёмки, локациями и монтажом.
К другим стилистическим особенностям ситкома относится музыкальное сопровождение. В сериях часто возникают короткие музыкальные вставки, которые увеличивают эмоциональный накал эпизода. Кроме того, небольшие проигрыши вклеиваются в ситкомы для обозначения перехода между сценами.
История
Ранние ситкомы активно заимствовали приёмы и техники из водевилей, номеров мюзик-холлов и сольных выступлений актёров комического амплуа. Первоначально некоторые ситкомы даже не записывались на камеру, а просто разыгрывались для аудитории. Со временем в радиошоу комическое стало основываться как на шутках, так и на героях и сюжете. С увеличением значения телевидения в обществе обнаружился коммерческий потенциал ситкомов, и их стали адаптировать под телевизионный формат. Программы стали снимать с участием известных радиоактеров. Поэтому первые телевизионные ситкомы были адаптациями радиошоу или театральных постановок.
К одним из первых радиоситкомов, которые были адаптированы для телевидения, относится шоу «Эмос и Энди» («Amos ’n’ Andy», 1928–1960), основанное на другом радиошоу – «Сэм и Генри» («Sam ‘n’ Henry», 1926–1928), выпущенном в 1926 г. на радиостанции WGN в Чикаго. Первым оригинальным телевизионным ситкомом является шоу «Мэри Кей и Джонни» («Mary Kay and Johnny», 1947–1950), которое также выходило на радио с 1947 г.
Первым ситкомом, который был произведён с учётом особенностей телевидения как медиа, стало шоу «Я люблю Люси» (Беленький. 2013. С. 117–118). У этого ситкома были очень высокие рейтинги на протяжении нескольких сезонов, а также оно получило большое количество наград, в том числе 5 статуэток престижной премии «Эмми». С конца 1950-х гг. на телевидении стали массово производить оригинальные шоу. В результате распространения телевизионных адаптаций популярность радиоситкомов уменьшилась, но формат полностью не исчез из эфира. Иногда радиоситкомы шли параллельно с телевизионными [«Моя маленькая Марджи» («My Little Margie», 1952–1955)].
После США и Великобритании, примерно с 1970-х гг., в других странах (Австралии, Канаде, Индии, Сингапуре, Пуэрто-Рико и других регионах) стали не только транслировать американские и британские шоу, но и производить оригинальные ситкомы.
Поджанры
С развитием ситкомов на телевидении жанр разделился на поджанры. Молодёжные ситкомы, в центре сюжета которых – герои дети или подростки: «Панки Брюстер» («Punky Brewster», 1984–1988), «Ханна Монтана» («Hannah Montana», 2006–2011), «АйКарли» («iCarly», 2007–2012); афроситкомы с преимущественно чернокожим актёрским составом: «Шоу Эмоса и Энди» («The Amos ‘n’ Andy Show», 1951–1953), «Аминь» («Amen», 1986–1991), «Черноватый» («Black-ish», 2014–2022); ситкомы, действие которых происходит в рабочем пространстве: «Офис» («The Office», 2005–2013), «Клиника» («Scrubs», 2001–2010); семейные ситкомы.
Семейные ситкомы представляют семьи разных типов. В центре сюжета ранних ситкомов, как правило, благополучная белая нуклеарная семья среднего класса, проживающая в пригороде: «Предоставьте это Биверу» («Leave it to Beaver», 1957–1963), «Семейка Брейди» («The Brady Bunch», 1969–1974). Популярные ситкомы изменили ситуацию и стали показывать альтернативные семьи: с матерью-одиночкой [«Мерфи Браун» («Murphy Brown», 1988–2018)]; отцом-одиночкой [«Полный дом» («Full House», 1987–1995)]; неблагополучные семьи (disfunctional family) [«Все в семье» («All in Family», 1971–1979), «Мод» («Maude», 1972–1978)], афроамериканские семьи [«Шоу Косби» («The Cosby Show», 1984–1992)] и др. (Shooting the family ... 2005. P. 80–81). Как правило, действие семейных ситкомов ограничено домашней локацией.
Особый поджанр ситкомов – анимационные, созданные как для детей и всей семьи [«Флинтстоуны» («The Flintstones», 1960–1966); «Джетсоны» («The Jetsons», 1962–1963, 1985, 1987); «Губка Боб Квадратные Штаны» («SpongeBob SquarePants», c 1999)], так и для взрослых [«Подождите, пока ваш отец не вернётся домой» («Wait Till Your Father Gets Home», 1972–1974); «Симпсоны» («The Simpsons», с 1989); «Южный парк» («South Park», с 1997); «Гриффины» («Family Guy», с 1999)]. Взрослые ситкомы отличаются от детских наличием обсценной лексики, обсуждением серьёзных социальных, политических и культурных проблем, специфическим юмором (во взрослых ситкомах чаще встречается чёрный юмор, сарказм, ирония).
Ситкомы на российском телевидении
Сериалы советского периода скорее заимствовали элементы скетч-шоу, а не ситкомов – например, «Кабачок "13 стульев"» (1966–1980) (Беленький. 2013. С. 124). Однако эти шоу можно считать предшественниками ситкома.
Первым оригинальным ситкомом отечественного производства стал семейный сериал «Клубничка» (1997). Шоу вышло в 1997 г. на канале РТР, в рамках проекта был снят один сезон. По форме ситком не отличался от западных предшественников. Сериал нельзя назвать успешным как с коммерческой точки зрения, так и в контексте популярности у аудитории (Беленький. 2013. С. 128–129; Heller. 2013. P. 61). Однако сегодня существует сайт, посвящённый этому ситкому, на котором продаются DVD-диски, что говорит о существовании поклонников шоу.
Большой популярностью у российской аудитории пользовались адаптации западных ситкомов, например «Моя прекрасная няня» (2004–2009), «Счастливы вместе» (2006–2013), «Воронины» (2009–2019), «Кто в доме хозяин» (2006–2008), а также западные сериалы: «Друзья» («Friends», 1994–2004), «Симпсоны» и пр.
В 2000-х и 2010-х гг. на российском телевидении стали чаще появляться оригинальные сериалы, например «Папины дочки» (2007–2013), «Зайцев+1» (2011–2014), «Кухня» (2012–2016), «Физрук» (2014–2017) и др.
Особенности жанра
У ситкома есть характеристики, которые не обусловлены спецификой телевизионного вещания. Главная драматургическая особенность заключается в том, что в каждом эпизоде появляется угроза (конфликты разного рода) привычным обстоятельствам нормальной жизни персонажей, которую они успешно разрешают к финалу серии. Серия ситкома всегда имеет счастливый конец.
Главная особенность ситкома – это юмор. Комическое в шоу часто строится на конфликте действий и слов персонажей. Также комический эффект может достигаться через несовпадение дискурсов нескольких героев, что вызывает взаимное непонимание или ошибки в интерпретации. К иным юмористическим особенностями ситкома относятся чрезмерное и наигранное действие (физическая комедия, буффонада), наигранное «нежестокое» насилие (пощёчины, драки), нелепые жесты, обилие шуток, неестественная речевая интонация. Юмор в ситкоме часто отражает современные социальные, политические, культурные проблемы и процессы.
Описанные жанровые особенности стали предметом критики. Некоторые исследователи определяют ситком как стабильный формульный жанр (Curtis. 1982; Hartley. 2001). Отсутствие оригинальности и неизменность характеристик позволили критикам отнести ситкомы к низкой культуре (Mills. 2009. P. 27). Но, несмотря на «низкое» положение, ситкомы стали легитимным предметом анализа в академических кругах: например, анимационный ситком «Симпсоны» неоднократно анализировался в различных гуманитарных и социальных науках.
Эволюция ситкома
Из-за эволюции жанра, развития телевидения и появления стриминговых платформ многие конвенции жанра упраздняются и модифицируются. Появляются ситкомы на стыке жанров. Из-за этого современные сериалы не могут быть категоризированы только с опорой на характеристики классических ситуационных комедий.
Существует множество шоу-гибридов с реалити-шоу [«Семейка Осборнов» («The Osbournes», 2002–2005), «Умерь свой энтузиазм» («Curb Your Enthusiasm», с 2000)], ток-шоу [«Вечернее шоу с Дэвидом Леттерманом» («Late Show with David Letterman», 1993–2015), «Кумары из дома № 42» («The Kumars at № 42», 2001–2006)], документальные ситкомы (docu-sitcoms) – гибриды ситкома и документальной мыльной оперы [«Автошкола» («Driving School», 1997)] и др.
В силу размываемости жанровых границ в середине 2000-х гг. распространилась точка зрения о том, что ситкомы мертвы. Этому явлению был посвящён документальный телевизионный фильм «Кто убил ситком?» («Who Killed the Sitcom?», 2006).
Мнение о смерти ситкома может быть интерпретировано с разных позиций. Во-первых, жанр мог умереть из-за низкой коммерческой выгоды для телеиндустрии. Во-вторых, в связи со спадом интереса у аудитории. В-третьих, с точки зрения его «креативности», т. е. способности производить смысл и отвечать на текущие проблемы и, таким образом, определять настоящую эпоху. Современные ситкомы становится всё труднее воспринимать как определяющие феномены популярной культуры.
Наконец, дистрибьюция контента через Интернет стала вызовом для телевизионных ситкомов, так как производство и рынок должны были адаптироваться к новым реалиям медиапотребления (Mills. 2009. P. 125). В то же время Интернет позволил создавать ситкомы для онлайн-платформ и распространять контент в этой среде [например, на стриминговых сервисах Netflix – «Ник вам покажет» («No Good Nick», 2019), «Принц Пеории» («Prince of Peoria», 2018–2019) и др.].
В эпоху качественного ТВ ситкомы продолжают транслироваться и на телевидении, и на стриминговых платформах; производятся оригинальные шоу, которые во многом соответствуют структуре классического ситкома.