Судебная драма
Суде́бная дра́ма (англ. courtroom drama, юридическая драма, англ. legal drama), жанр кино и телевидения. К нему относятся фильмы и сериалы, в которых повествование строится на взаимодействии адвокатов, их клиентов, прокуроров, свидетелей, присяжных и судей, а сюжетная линия опирается на юридическую практику и систему правосудия в целом. Судебная драма может комбинироваться с другими жанрами: полицейской, производственной, криминальной, военной, медицинской драмой, а также может включать в себя элементы триллера, мелодрамы, комедии и др. К жанру судебной драмы не принадлежат телевизионные передачи, имитирующие судебный процесс.
В качестве эталонных судебных драм выделяют, например, американские картины: «12 разгневанных мужчин», «Вердикт» («The Verdict», 1982, режиссёр С. Люмет), «Крамер против Крамера», «Филадельфия» («Philadelphia», 1993, режиссёр Дж. Демми), «Суд над Чикагской семёркой» («The Trial of the Chicago 7», 2020, режиссёр Э. Соркин). Лидером по производству судебных драм и юридических триллеров являются США. Как подчёркивает киновед Т. Литч, несмотря на то, что в общественном сознании юристов повсеместно критикуют, они обладают беспрецедентной популярностью в американской культуре (Leitch. 2004. P. 241), это подтверждается многочисленными фильмами и телевизионными сериалами.
Американский институт киноискусства определил судебную драму как «жанр фильма, в котором система правосудия играет решающую роль в повествовании». Трудно выявить более конкретные критерии для того, чтобы определить, относится ли та или иная лента к данному жанру.
Киновед Р. Леви в книге «Кинематографический зал суда. История юридического кино» указывает, что «юридическое кино, в отличие от других быстро узнаваемых жанров, не так легко идентифицировать. На самом деле нет какой-либо общей характеристики, никакого объединяющего правила, свойственных любой киноленте, которую, вероятно, следует рассматривать как "юридический фильм"». Леви подчёркивает, что термин «судебная драма» слишком ограничивает всё разнообразие фильмов, включающих правовую систему и её участников. Приводя в качестве примера фильм «Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе» («JFK», 1991, режиссёр О. Стоун), Леви отмечает, что даже наличие суда и процесса в фильме не является критерием юридического кино (Levi. 2005. P. xiv). Вопрос о критериях остаётся дискуссионным, т. к. именно исключённая из списка юридических фильмов вышеупомянутая лента о Кеннеди регулярно упоминается в рекомендованных к просмотру списках правовых кинофильмов. Почти нигде в списках не фигурирует фильм «Честная куртизанка» («Dangerous Beauty», 1998, режиссёр М. Херсковиц), хотя в нём присутствует инквизиционный процесс.
Если взять за основу наличие в фильме судебного заседания, адвокатов и судьи, из числа образцов жанра исключается эталонная судебная драма «12 разгневанных мужчин» (1956), в которой присутствуют лишь присяжные заседатели. Если в качестве критерия установить наличие в фильме здания суда и процесса, то из жанра выпадает фильм «Фирма» («The Firm», 1993, режиссёр С. Поллак), в котором нет ни одной сцены в суде. Адвокатская палата Америки (Американская ассоциация юристов, American Bar Association) относит к лучшим юридическим фильмам ленту «Бумажная погоня» («The Paper Chase», 1973, режиссёр Дж. Бриджес), в которой речь идёт о студентах юридического факультета и которая никак не связана с судебной тяжбой или поиском справедливости.
Судебная драма может рассказывать о различных аспектах юридической практики. Уголовный процесс показан в фильме «Время убивать» («A Time to Kill», 1996, режиссёр Дж. Шумахер), гражданский процесс – «Гражданский иск» («A Civil Action», 1998, режиссёр С. Заиллян), бракоразводный процесс и спор о детях – «Крамер против Крамера», «Дело Исайи» («Losing Isaiah», 1995, режиссёр С. Джилленхол), «Я – Сэм» («I Am Sam», 2001, режиссёр Дж. Нелсон), дело по иску о незаконном увольнении – «Филадельфия», международное судопроизводство – «Нюрнбергский процесс» («Judgment at Nuremberg», 1961, режиссёр С. Крамер).
Судебная драма может повествовать о процессе с точки зрения адвоката («Вердикт»), прокурора [«Перелом» («Fracture», 2007, режиссёр Г. Хоблит)], судьи [«Удивительная миссис Мэй» («The Children Act», 2017, режиссёр Р. Эйр)], присяжных («12 разгневанных мужчин»), «Присяжная» («The Juror», 1996, режиссёр Б. Гибсон), сторон по делу (истцы, ответчики, пострадавшие, подсудимые) и свидетелей. Например, в фильме «Спящие» («Sleepers», 1996, режиссёр Б. Левинсон) представлена нетипичная комбинация главных действующих лиц: подсудимые по делу, свидетель и прокурор. Наиболее распространённый вариант взаимодействия сторон – адвокат и его клиент: фильмы «Первобытный страх» («Primal Fear», 1996, режиссёр Г. Хоблит), «Клиент» («The Client», 1994, режиссёр Дж. Шумахер).
Основная сюжетная линия судебной драмы может фокусироваться не на определённом процессе и его участниках, а на конкретной юридической фирме [сериал «Форс-мажоры» («Suits», 2011–2019)], адвокате [«Фирма», «Майкл Клейтон» («Michael Clayton», 2007, режиссёр Т. Гилрой), сериал «Лучше звоните Солу»] или судье [сериал «Всем встать» («All Rise», с 2019)].
В фильме, имеющем черты судебной драмы, могут присутствовать элементы иных категорий драмы: криминальной драмы – «Время убивать», полицейской драмы, медицинской драмы – «Вердикт», политической драмы – «Линкольн» («Lincoln», 2012, режиссёр С. Спилберг), социальной драмы, производственной драмы, военной драмы – «Несколько хороших парней» («A Few Good Men», 1992, режиссёр Р. Рейнер), «Правила боя» («Rules of Engagement», 2000, режиссёр У. Фридкин), шпионской драмы – «Шпионский мост» («Bridge of Spies», 2015, режиссёр С. Спилберг), журналистского расследования – «В центре внимания» («Spotlight», 2015, режиссёр Т. Маккарти), семейной драмы – «Судья» («The Judge», 2014, режиссёр Д. Добкин).
Черты судебной драмы могут обнаруживаться в фильмах других жанров; среди таких лент: комедия – «Мой кузен Винни» («My Cousin Vinny», 1992, режиссёр Дж. Линн), романтическая комедия – «Блондинка в законе» («Legally Blonde», 2001, режиссёр Р. Лукетик), музыкальный фильм – «Чикаго» («Chicago», 2002, режиссёр Р. Маршалл), исторический фильм – «Суд над Чикагской семёркой», хоррор – «Шесть демонов Эмили Роуз» («The Exorcism of Emily Rose», 2005, режиссёр С. Дерриксон), семейный фильм – «Чудо на 34-й улице» («Miracle on 34th Street», 1947, режиссёр Дж. Ситон) и его одноимённый ремейк (1994, режиссёр Л. Мейфилд), вестерн – «Жизнь и времена судьи Роя Бина» («The Life and Times of Judge Roy Bean», 1972, режиссёр Дж. Хьюстон). К судебной драме также применим кросс-жанр «процедурной драмы» (Procedural).
Судебные драмы особенно распространены и популярны в США, многие фильмы посвящены знаменитым судьям, важнейшим решениям Верховного суда США или затрагивают Конституцию США и поправки к ней. Фильм «По половому признаку» («On the Basis of Sex», 2018, режиссёр М. Лидер) рассказывает о судье Верховного суда США Р. Гинзбург (1933–2020) и деле «Моритц против комиссара» (Moritz v. Commissioner) о признании налогового закона дискриминационным по половому признаку. Р. Гинзбург также посвящён документальный фильм «РБГ» («RBG», 2018, режиссёры Дж. Коэн, Б. Уэст).
В биографическом фильме «Линкольн» (2012) показан процесс подготовки и принятия 13-й поправки к Конституции США, отменяющей рабство. 1-я поправка к Конституции США, гарантирующая свободу слова, фигурирует в таких фильмах, как «Народ против Ларри Флинта» («The People vs. Larry Flynt», 1996, режиссёр М. Форман) и «Секретное досье» («The Post», 2017, режиссёр С. Спилберг) – в обоих случаях речь идёт о реальных делах, рассматриваемых в Верховном суде США.
Судебные драмы затрагивают следующие темы: судебные ошибки и несовершенства судебной системы – «Жизнь Дэвида Гейла» («The Life of David Gale», 2002, режиссёр А. Паркер), «Приговор» («Conviction», 2010, режиссёр Т. Гоулдуин), «Идеальный пациент» («Quick», 2019, режиссёр М. Хофстрём), экологические преступления – «Гражданский иск», «Эрин Броквич» («Erin Brockovich», 2000, режиссёр С. Содерберг), расовая дискриминация – «Лавинг» («Loving», 2016, режиссёр Дж. Николс), «Офицер и шпион» («J'accuse», 2019, режиссёр Р. Полански), гендерное неравенство – «По половому признаку», сексуальные преступления – «Обвиняемые» («The Accused», 1988, режиссёр Дж. Каплан), «Северная страна» («North Country», 2005, режиссёр Н. Каро), религия и образование – «Пожнёшь бурю» («Inherit the Wind», 1960, режиссёр С. Крамер), эвтаназия – «Чья это жизнь, в конце концов?» («Whose Life Is It Anyway?», 1981, режиссёр Дж. Бадем), миграция – «Святая Джуди» («Saint Judy», 2018, режиссёр Ш. Ханиш).
Многие судебные драмы в сервисах и интернет-источниках идентифицируются как «криминальная драма», «триллер» или просто «драма». Например, на сайте IMDb нет отдельного жанра «судебная драма» или «юридическая драма», поэтому соответствующие фильмы можно обнаружить только по ключевым словам.
Согласно Американскому институту киноискусства, лучшими образцами жанра являются картины: «Убить пересмешника» («To Kill a Mockingbird», 1962, режиссёр Р. Маллиган), «12 разгневанных мужчин», «Крамер против Крамера», «Вердикт», «Несколько хороших парней», «Свидетель обвинения» («Witness for the Prosecution», 1957, режиссёр Б. Уайлдер), «Анатомия убийства» («Anatomy of a Murder», 1959, режиссёр О. Премингер), «Хладнокровное убийство» («In Cold Blood», 1967, режиссёр Р. Брукс), «Крик во тьме» («A Cry in The Dark», 1988, режиссёр Ф. Скепси), «Нюрнбергский процесс» (AFI's 10 TOP 10).
Помимо кинематографа судебная драма представлена как жанр литературы, театральных пьес и аудиоспектаклей. Чаще всего к художественной литературе применяется термин «юридический триллер». Многие судебные драмы являются экранизациями книг. Одним из самых знаменитых и экранизируемых авторов юридических триллеров является Дж. Гришем: «Пора убивать» («A Time to Kill», 1989) – фильм «Время убивать» («A Time to Kill», 1996, режиссёр Дж. Шумахер); «Фирма» («The Firm», 1991) – одноимённый фильм 1993 г.; «Дело о пеликанах» («The Pelican Brief», 1992) – одноимённый фильм 1993 г., режиссёр А. Дж. Пакула; «Клиент» («The Client», 1994) – одноимённый фильм 1994 г.; «Камера» («The Chamber», 1994) – одноимённый фильм 1996 г., режиссёр Дж. Фоули; «Золотой дождь» («The Rainmaker», 1995) – фильм «Благодетель» («The Rainmaker», 1997, режиссёр Ф. Ф. Коппола), «Вердикт» («The Runaway Jury», 1996) – фильм «Вердикт за деньги» («The Runaway Jury», 2003, режиссёр Г. Флейдер).
Также экранизированы романы С. Туроу «Презумпция невиновности» («Presumed Innocent», 1987; одноимённый фильм 1990, режиссёр А. Дж. Пакула), Х. Ли «Убить пересмешника» («To Kill a Mockingbird», 1960; одноимённый фильм 1962, режиссёр Р. Маллиган), Дж. Волкера (псевдоним Роберт Травер) «Анатомия убийства» («Anatomy of a Murder», 1958; одноимённый фильм 1959, режиссёр О. Премингер); М. Коннелли «Линкольн для адвоката» («The Lincoln Lawyer», 2005; одноимённый фильм 2011, режиссёр Б. Фурман), У. Ландея «Защищая Джейкоба» («Defending Jacob», 2012; одноимённый мини-сериал 2020, режиссёр М. Тильдум).