Кокорева Елизавета Валерьевна
Ко́корева Елизаве́та Вале́рьевна (род. 17.9.2000, Москва), российская артистка балета.
Из семьи артиста балета, балетмейстера Валерия Борисовича Кокорева (1954).
Поступив в 2011 г. в Московскую государственную академию хореографии (МГАХ; педагоги Т. А. Гальцева, Т. М. Негребецкая), участвовала в концертах на сцене Большого театра (ГАБТ), посвящённых открытию после реконструкции Исторической сцены (2011), памяти Е. С. Максимовой «И всё, что сделано тобой...» (2014, Катя-девочка); исполняла партии в спектаклях Большого театра «Баядерка» Л. Минкуса (2014, Ману; балетмейстер А. Н. Фадеечев), «Сильфида» Г. Лёвеншелля (2016, Маленькая девочка; балетмейстер Й. Кобборг), в спектакле МГАХ «Тщетная предосторожность» П. Л. Гертеля (2017, Лиза; хореография Ю. Н. Григоровича). В концертах МГАХ на сцене ГАБТа танцевала Pas de Trois из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского (хореография В. И. Вайнонена) и номер «Океан и жемчужины» на музыку А. Ф. Арендса из балета «Конёк-Горбунок» Ч. Пуньи (2016; хореография А. А. Горского), Дуэт в балете «Вариации на тему рококо» на музыку Чайковского (2018; балетмейстер А. Г. Мирошниченко). В год 200-летия со дня рождения М. И. Петипа в гала-концерте «Приношение Петипа» на сцене Московского музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко с участием студентов МГАХ, школы Парижской оперы и артистов Театра имени Станиславского исполнила па-де-де из балета «Корсар» А. Адана (балетмейстер Ю. П. Бурлака).
В годы учёбы была стипендиатом фонда Гришко (2011–2014), фонда Галины Улановой (2016–2018), лауреатом Общероссийского конкурса Министерства культуры РФ «Молодые дарования России» (2016, 2018), 13-го Международного конкурса артистов балета и хореографов в Москве (2017, младшая группа, категория «дуэты», 1-я премия и приз Международной федерации балетных конкурсов «Лучшему дуэту» конкурса), Международного конкурса балета «Гран-при Сибири», проводившегося в рамках 5-го Международного форума «Балет. XXI век» (2018, Красноярск, 1-я премия), 4-го Всероссийского конкурса молодых исполнителей «Русский балет» (2019, Москва, 1-я премия).
В 2019 г., выступив на выпускном концерте в па-де-де из балета «Дон Кихот» Минкуса (хореография Горского и Петипа), была принята в труппу ГАБТа (с 2021 – солистка, с 2022 – ведущая солистка, с 2023 – прима-балерина). Репетировала под руководством Н. В. Павловой, ныне – под руководством М. Е. Аллаш.
Театральный репертуар Кокоревой отражает её стремительный профессиональный рост, а также разносторонность возможностей. Будучи официально зачисленной в кордебалет ГАБТа, дебютировала в массовых сценах балета «Сильфида» Г. Лёвеншелля (постановка Кобборга). Однако сразу же получила первые афишные партии: Служанка («Укрощение строптивой» на музыку Д. Д. Шостаковича, балетмейстер Ж.-К. Майо), Четыре лебедя («Лебединое озеро» Чайковского, хореография Григоровича), Две сильфиды («Сильфида» Лёвеншелля, постановка Кобборга), партия в балете «Рубины» на музыку И. Ф. Стравинского (2-я часть триптиха «Драгоценности», хореография Дж. Баланчина; все – ввод в 2019). Выигрышные природные данные, сценическое обаяние и технический уровень позволили начинающей артистке вскоре пополнить репертуар ответственными сольными партиями: Сверстница Принца («Лебединое озеро» Чайковского) и вариация в Гран-па («Раймонда» А. К. Глазунова, оба балета – хореография Григоровича), Балерина («Нуреев» И. А. Демуцкого, балетмейстер Ю. М. Посохов, режиссёр К. С. Серебренников), вставное па-де-де 1-го акта («Жизель» Адана, балетмейстер А. О. Ратманский), Четыре дриады («Дон Кихот» Минкуса, постановка Фадеечева), Пастушка («Спартак» А. И. Хачатуряна), Фрейлина («Спящая красавица» Чайковского), Гран-па и Джампе («Баядерка» Минкуса; все – хореография Григоровича), Солистка («Артефакт-сюита» на музыку Э. Кроссман-Хехт и И. С. Баха, хореография У. Форсайта; все – 2019), Подруга Ширин («Легенда о любви» А. Меликова, хореография Григоровича, ввод в 2020). Первая главная партия – Мари в балете «Щелкунчик» Чайковского (хореография Григоровича).
Основу репертуара Кокоревой-солистки составляли партии, требующие виртуозности и академизма: Китайская и Испанская куклы («Щелкунчик» Чайковского), Принцесса Флорина и Фея Резвости («Спящая красавица» Чайковского), 1-я вариация в картине «Тени» («Баядерка» Минкуса; все – хореография Григоровича), L'Aurore/ Заря («Коппелия» Л. Делиба, балетмейстер С. Г. Вихарев), Галя («Светлый ручей» Шостаковича, балетмейстер Ратманский; все – ввод в 2020), Амур («Пламя Парижа» Б. В. Асафьева, балетмейстер Ратманский), Pas de Trois («Изумруды» на музыку Г. Форе из балета «Драгоценности», хореография Баланчина), Две пары («Артефакт-сюита» на музыку Кроссман-Хехт и Баха, хореография Форсайта), 2-я вариация в картине «Грёзы Раймонды» («Раймонда» Глазунова, хореография Григоровича), 1-я вариация в Гран-па («Дон Кихот» Минкуса, постановка Фадеечева; все – ввод в 2021), 1-я вариация в Pas d’action (ввод в 2021) и Гвадалквивир (ввод в 2022; обе партии – в балете «Дочь фараона» Ч. Пуньи, балетмейстер П. Лакотт), Испанская невеста (ввод в 2022, «Лебединое озеро» Чайковского, хореография Григоровича).
С беспрецедентной в современном балете скоростью пополняет балеринский репертуар: Китри («Дон Кихот» Минкуса), Дуэт («Рубины» на музыку Стравинского; обе партии исполнены в 2020), Сванильда («Коппелия» Делиба), Солистка 3-й части («Симфония до мажор» на музыку Ж. Бизе, хореография Баланчина; обе – 2021), Солистка («Угасание» на музыку Э. Гранадоса, балетмейстер Д. Милев), Сильфида («Сильфида» Лёвеншелля), Рамзея («Дочь фараона» Пуньи), Утрата («Зимняя сказка» Дж. Тэлбота, балетмейстер К. Уилдон; диплом международного приза Benois de la Danse, 2023), Фригия («Спартак» Хачатуряна), Дуэт («Сделано в Большом» А. А. Королёва, балетмейстер А. А. Пимонов; все – 2022), Гамзатти («Баядерка» Минкуса, хореография Григоровича), Жанна («Пламя Парижа» Асафьева), Аспиччия («Дочь фараона» Пуньи) и Анжела («Марко Спада» Д.-Ф.-Э. Обера; оба – балетмейстер Лакотт; все – 2023).
Первая исполнительница партий: Солистка («Девятый вал» на музыку М. И. Глинки и Н. А. Римского-Корсакова в программе «Четыре персонажа в поисках сюжета», балетмейстер Б. Ариас, 2020), Солистка («Орландо» на музыку Э. Элгара, Ф. Гласса, Л. Ауэрбах и Е. Кац-Чернин, балетмейстер К. Шпук, 2021), Вариация на музыку А. Бармина для балета «Пахита» Э.-М. Дельдевеза (№ 7) (Большое классическое па из балета «Пахита» Минкуса и др., балетмейстер Бурлака, 2022), Лиза («Пиковая дама» Чайковского – Ю. В. Красавина, балетмейстер Посохов, 2023), Джульетта («Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева, хореография Л. М. Лавровского, возобновление М. Л. Лавровского, 2024).
Концертный репертуар включает также номера и миниатюры Grand Pas Classique на музыку Обера (хореография В. Гзовского), «Баллада» на музыку Ф. Шопена (балетмейстер В. В. Васильев), фрагмент из балета «Паганини» на музыку С. В. Рахманинова (Муза; хореография Л. М. Лавровского).
Особый успех сопровождал дебют Кокоревой в партии Нины Заречной («Чайка» Демуцкого, балетмейстер Посохов, режиссёр А. А. Молочников, 2021), где она проявила себя как танцовщица, органично чувствующая себя в современной хореографии, и актриса, способная к перевоплощению. Значительными событиями для Кокоревой оказались встречи с авторской хореографией Григоровича в балете «Легенда о любви» Меликова (Ширин, ввод в 2022) и шедевре романтизма – балете «Жизель» Адана (Жизель, ввод в 2023). Обеим героиням балерина, не нарушая академический канон, смогла придать современное звучание.
Как приглашённая солистка выступала в Большом театре Республики Беларусь, исполнив партию Китри («Дон Кихот» Минкуса, постановка В. Н. Елизарьева, 2023).
Участвовала в проекте «Postscript 3.0» продюсерской компании MuzArts, исполнив партию Франчески да Римини («Франческа да Римини» на музыку Чайковского, балетмейстер Посохов, 2024).
Участница 20-го Международного фестиваля классического балета имени Аллы Шелест в Самаре (2020, гала-концерт), 21-го Международного фестиваля балета Dance Open в Санкт-Петербурге (2022, па-де-де из балета «Фестиваль цветов в Дженцано» Э. М. Э. Хельстеда и Х. С. Паулли, хореография А. Бурнонвиля), 1-го Международного фестиваля классического искусства «Каспийские сезоны» в Астрахани (2023, гала-концерт), 36-го Международного фестиваля классического балета имени Рудольфа Нуриева в Казани (2023, Китри – «Дон Кихот» Минкуса).
Вошла в число первых лауреатов премии Художественного театра (2023), за что была удостоена бенефиса на Новой сцене МХТ имени А. П. Чехова. Член рейтинга «30 до 30» журнала Forbes в номинации «искусство» (2023).