Берсенев Иван Николаевич
Берсе́нев Ива́н Никола́евич (псевдоним; настоящая фамилия Павлищев) [11(23).4.1889, Москва – 25.12.1951, там же; похоронен на Новодевичьем кладбище], российский актёр, режиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1933), народный артист РСФСР (1945), народный артист СССР (1948).
Обучаясь в Киевском университете в 1905–1907 гг., посещал драматическую школу Е. А. Лепковского. В 1907 г. в киевской антрепризе Н. Н. Соловцова работал под руководством К. А. Марджанишвили: в его постановке пьесы А. П. Чехова «Три сестры» в 1907 г. исполнил свою первую роль – подпоручика Родэ. Оставив университет, играл в провинции. Обладая выразительным голосом и яркой внешностью, выступал в основном в амплуа героя: Жадов, Митя («Доходное место», «Бедность не порок» А. Н. Островского), Иоганнес («Одинокие» Г. Гауптмана), Малькольм («Макбет» У. Шекспира) и др.
С 1911 г. в Московском Художественном театре, где под влиянием Вл. И. Немировича-Данченко раскрылся как характерный актёр: Фортинбрас («Гамлет» Шекспира), Судебный следователь («Живой труп» Л. Н. Толстого, обе постановки – 1911), Пётр Верховенский («Николай Ставрогин» по роману «Бесы» Ф. М. Достоевского, 1913), Загорецкий («Горе от ума» А. С. Грибоедова, 1914), Петя Трофимов («Вишнёвый сад» Чехова, ввод в 1917), Глумов («На всякого мудреца довольно простоты» Островского, 1918).
«Учеником Немировича-Данченко Б<ерсенев> был и как организатор театрального дела; в послеоктябрьскую пору принял на себя разрешение ряда конфликтных внутренних ситуаций. По его инициативе после голодной московской зимы 1918/19 г. были затеяны летние гастроли группы актёров МХТ; во время спектаклей в Харькове город был занят войсками Деникина, и начались странствия так называемой "качаловской группы" [Качаловская группа] сначала по югу России, потом в Грузии и за границей. В сложных обстоятельствах Б<ерсенев> проявил административные и режиссёрские способности» (Соловьёва. 1998. С. 24).
В 1924–1936 гг. актёр Второго Московского Художественного академического театра (с 1928 одновременно заместитель директора, с 1933 художественный руководитель). Роли: Борис Годунов («Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого, 1927), Минутка («Расточитель» Н. С. Лескова, 1924), Иудушка Головлёв («Тень освободителя» по М. Е. Салтыкову-Щедрину, 1931), Лаэрт («Гамлет» Шекспира, 1924) и др. С 1925 г. одновременно с актёрской работой занимался режиссурой. Первая значительная постановка – «Чудак» А. Н. Афиногенова (1929; совместно с А. И. Чебаном; исполнил роль Горского). Среди других постановок: «В 1825 году» Н. А. Венкстерн (совместно с Б. М. Сушкевичем, 1925), «Униженные и оскорблённые» по Ф. М. Достоевскому (совместно с С. Г. Бирман, 1932), «Часовщик и курица» И. А. Кочерги (совместно с Бирман, 1934), «Мольба о жизни» Ж. Деваля (1935, совместно с Б. Н. Нордом; исполнил роль Пьера Массубра).
В 1936–1938 гг. в Театре имени МОСПС (ныне Государственный академический театр имени Моссовета): «Салют, Испания!» Афиногенова (1936, режиссёр, исполнил роль лётчика Хосе), «Каменный гость» А. С. Пушкина (1937, исполнил роль Дон Гуана).
С 1938 г. художественный руководитель и ведущий актёр Московского театра имени Ленинского комсомола (ныне «Ленком Марка Захарова»). Поставил: «Миноносец "Гневный"» В. Кнехта (совместно с В. Р. Соловьёвым, 1938), «Мой сын» Ш. Гергея и О. С. Литовского (1939), «Моль» Н. Ф. Погодина (1940), «Парень из нашего города» (1941) и «Так и будет» (1944; исполнил роль Савельева) К. М. Симонова, «Новый порядок» по пьесам «Христиан Бетц» Ф. Вольфа, «Тсс… Тише» Б. Брехта, «Кусок мяса» Венкстерн (1941), «Фронт» А. Е. Корнейчука (1942), «Юность отцов» Б. Л. Горбатова (1943), «Большие надежды» В. А. Каверина (1943), «Поединок» братьев Тур и Л. Р. Шейнина (1944), «Наш общий друг» Венкстерн по одноимённому роману Ч. Диккенса (1946), «Жаркое лето» Ф. Т. Кравченко (1947), «Губернатор провинции» братьев Тур и Шейнина (1947), «Цель жизни» братьев Тур совместно с В. Д. Брагиным (1948), «Особняк в переулке» братьев Тур (1949), «Восходит солнце» С. Вургуна совместно с Бирман (1951), «Париж, улица Сталинграда» Д. А. Уманского совместно с С. Л. Штейном (1951). Среди ролей: Протасов («Живой труп» Л. Н. Толстого, 1938), Гельмер [«Нора» Г. Ибсена, совместная постановка с С. В. Гиацинтовой (жена Берсенева), 1939], Камилло («Валенсианская вдова» Лопе де Веги, совместная постановка с Гиацинтовой, 1940), Сирано де Бержерак («Сирано де Бержерак» Э. Ростана, 1943).
В кино дебютировал как актёр в 1913 г. в фильме «Заря русской революции». Снимался в картинах «Слёзы» (1914), «Екатерина Ивановна» (1915), «Мать» (1919), «Великий гражданин» (1937–1939) и др.
С 1937 г. преподавал в Государственном институте театрального искусства имени А. В. Луначарского (ныне Российский институт театрального искусства – ГИТИС; профессор с 1939).
Награждён орденами «Знак Почёта» (1938), Трудового Красного Знамени (1947), Ленина (1948).