Адоскин Анатолий Михайлович
Адо́скин Анато́лий Миха́йлович (23.11.1927, Москва – 20.3.2019, там же), российский актёр, народный артист РФ (1996).
В 1948 г., по окончании учёбы в Драматической студии под руководством Ю. А. Завадского при Московском театре имени Моссовета, приглашён в труппу театра (работал здесь в 1948–1961, 1968–2019). Среди ролей: Гасконь («Забавный случай» К. Гольдони), Валька («Девочки» В. Ф. Пановой), Американский офицер («Мадлен Годар» А. В. Спешнева), Миша («Сомов и другие» М. Горького), Петя («Наша дочь» Л. А. Кулиджанова и Я. А. Сегеля), Родриго, Слендер, Освальд («Отелло», «Виндзорские насмешницы», «Король Лир» У. Шекспира), Карпов («Тревожная ночь» Г. Д. Мдивани), Неизвестный, Дирижёр («Маскарад» М. Ю. Лермонтова).
С 1961 г. работал в театре «Современник». Участвовал в спектаклях «Продолжение легенды» А. В. Кузнецова, «Голый король» Е. Л. Шварца, «Четвёртый» К. М. Симонова, «Назначение» А. М. Володина (все в постановке О. Н. Ефремова).
В 1965–1968 гг. актёр Московского театра имени Ленинского комсомола (ныне «Ленком Марка Захарова»): Весёлый гражданин («104 страницы про любовь» Э. С. Радзинского), Архивариус («Каждому своё» С. И. Алёшина), Брат «Верность» («Мольер» М. А. Булгакова; все в постановке А. В. Эфроса), Алёша Переверзев («До свидания, мальчики!» по Б. И. Балтеру), сержант Ферчайдл («Что тот солдат, что этот» Б. Брехта) и др.
После возвращения в Театр имени Моссовета играл в основном роли второго плана: Лебезятников («Петербургские сновидения» по Ф. М. Достоевскому), Пастор Зоммервильд («Глазами клоуна» по Г. Бёллю), Адвокат («Живой труп» Л. Н. Толстого), Понтий Пилат («Иисус Христос – суперзвезда» Э. Ллойда Уэббера), Омэ («Мадам Бовари» по Г. Флоберу), принц Арагонский («Венецианский купец» Шекспира), Епископ Бейсингсток [«Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» по мотивам повести Р. Л. Стивенсона и мюзикла Ф. Уайлдхорна и Л. Брикасса (Брикусса) «Джекил и Хайд»], Кардинал Борромео («Обручённые» по роману А. Мандзони), Адам Васильевич («Casting/Кастинг» Ю. И. Ерёмина), Сорин («Чайка» А. П. Чехова).
В 2002 г. исполнил главную роль (Льюис) в спектакле «Комики» Н. Саймона. Последняя роль – дон Луис («Дон Жуан. Версия» по мотивам произведений А. С. Пушкина, Э. Т. А. Гофмана, К. Д. Бальмонта, В. А. Моцарта, 2012).
Преподавал в Школе-студии МХАТ.
В кино с середины 1950-х гг. Начиная с первой роли (Валька Жуков – «Два капитана», 1955) играл интеллигентных чудаков-идеалистов с широко распахнутыми глазами, наивным взором, преисполненным оптимизма и любви к жизни во всех проявлениях («Наши соседи», 1957; «Любовью надо дорожить», 1959; «Человек ниоткуда» и «Девчата», 1961; «Семь стариков и одна девушка», 1968). Эти качества проявлялись даже в ролях отрицательных героев, которые в исполнении актёра теряли негативные черты (Немецкий офицер – «Часы остановились в полночь», 1958; Контрреволюционер – «Операция "Трест"», 1967, телевизионный; Француз-гувернёр – «Детство. Отрочество. Юность», 1973, телевизионный).
Начиная с роли лакея Наума («Преждевременный человек», 1971) экранный образ А. М. Адоскина углублялся, обретая иронически-отстранённый характер. Отныне его герои походили на «инопланетян», людей не от мира сего, пребывающих в своеобразном трансе и, кажется, знающих о жизни что-то большее – в том числе и в силу своей абсолютной самодостаточности («Каждый вечер после работы», 1973; «Про дракона на балконе, про ребят и самокат», 1976; «Человек, которому везло», 1978; «Цезарь и Клеопатра», 1979, телевизионный; «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», 1985; «Возвращение Будды», 1994).
Из поздних работ в кино наиболее убедительными стали образы чуть загадочных партийных идеологов-«демиургов», в которых угадываются черты М. А. Суслова («Оберег», 1991; «Послушай, не идёт ли дождь…», 1999).
Актёр запоминался в каждой, даже самой незначительной роли во многом благодаря оригинальной манере игры: А. М. Адоскин существовал на экране как будто бы вне партнёра, вне диалога с ним. Наибольшего успеха достигал там, где выходил в пространство монолога, как, например, в роли Дяди Лёни в телевизионном фильме «Поздний ребёнок» (1970) или в авторских литературно-исторических телевизионных моноспектаклях (1975–1996: «Что мой Кюхля...», «Мой первый друг (Пущин)», «О, Дельвиг мой», «Мой милый Саша (Одоевский)», «В. А. Жуковский», «Жил поэт Баратынский», «Последний день Лицея», «Чудотворец Батюшков», «О, дайте, дайте мне Раневскую!» и др.), где раскрывался как историк-исследователь. В своём монологическом мире Адоскин создал обобщающий образ такой интеллектуальной и духовной концентрации, что всем творчеством воплотил своеобразную концепцию о возможном преломлении странности в надмирность, чудачества в Абсолют, при этом никогда не теряя ироничности. Одной из наиболее значительных его последних работ в кино стала роль пациента психбольницы по прозвищу Бог в фильме «Дом дураков» (2002).
Награждён орденом Почёта (2008).