Духовская Вера Иосифовна
Духовска́я Ве́ра Ио́сифовна (Осиповна) [22.10(4.11).1903, Mосква – 1982 (точная дата не установлена), там же; похоронена на Введенском кладбище], российская певица (сопрано), педагог.
Биография и творчество
Дочь профессора химии. С юности занималась пением под руководством друга семьи, А. Т. Гречанинова; впоследствии неоднократно участвовала в его авторских концертах, пела под его аккомпанемент. На решение Духовской стать камерной певицей во многом повлияло впечатление от одного из концертов Н. П. Кошиц в ансамбле с С. В. Рахманиновым в Малом зале Московской консерватории. В 1923 г. окончила Государственный институт театрального искусства (ГИТИС; класс Е. Ю. Жуковской). С 1920 г. концертировала как камерная певица.
B 1923–1938 гг. солистка Московской филармонии, в 1938–1948 гг. – Всесоюзного гастрольно-концертного объединения (ВГКО, впоследствии преобразовано в Госконцерт СССР). Выступала до начала 1950-х гг. В 1923–1934 гг. пела в ансамбле с пианистом М. А. Бихтером, оказавшим большое влияние на творческое формирование Духовской. Позднее продолжала концертные выступления с пианистами Н. Б. Шульманом (сценический псевдоним – В. Б. Донато), Н. Г. Вальтером, С. О. Давыдовой, Б. Л. Жилинским, композитором С. А. Кацем и др. С 1932 г. систематически выступала по радио. Гастролировала в городах СССР, в Mонголии, Финляндии, ГДР.
Духовская – одна из ведущих отечественных камерных певиц того времени наряду с М. А. Олениной-д’Альгейм, З. П. Лодий, О. Н. Бутомо-Названовой, Л. А. Вырлан, Н. Л. Дорлиак. В 1920–1930-х гг. её выступления в ансамбле с М. А. Бихтером воспринимались как значительное явление концертной жизни Москвы и Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) (Журавлёв Д. Н. Жизнь. Искусство. Встречи. Москва, 1985. С. 294). По воспоминаниям Н. Л. Вельтер, «Духовская обладала лирическим сопрано приятного мягкого тембра. Её редкая музыкальность и мастерство первоклассного вокалиста в сочетании c искусством Бихтера производили незабываемое впечатление. Духовская тонко чувствовала и передавала стиль композитора, жанр произведения. Ей были равно доступны психологический драматизм, лирика и грациозная шутливость» (Вельтер. 1984. С. 45).
Рецензенты отмечали в искусстве Духовской «большую культуру, чуткую музыкальность, пластичность, гибкость голоса, филигранную отделку мельчайших деталей… чистейшее интонирование и глубокую выразительность исполнения» (Вечер песни В. Духовской. 1926). Музыкально-драматический подход к произведению с первых выступлений стал отличительной особенностью её творчества. Критик В. Г. Каратыгин писал об одном из первых выступлений Духовской и Бихтера в Москве: «Временами кажется… будто певица – не певица, а драматически действующее лицо, всем сердцем вживающееся в радости и горести, о коих повествуют романсные тексты. Одушевлённость и искренность её передачи так заразительны, просты и естественность её экспрессии так обаятельна, что через них как-то облагораживается сама музыка» (Каратыгин. 1923).
Обширный репертуар Духовской включал произведения А. Е. Варламова, А. Л. Гурилёва, А. А. Алябьева, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. П. Бородина, M. A. Балакирева, M. П. Mусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, С. И. Танеева, Ц. А. Кюи, А. С. Аренского, С. В. Рахманинова, Н. К. Метнера, А. Т. Гречанинова, А. К. Глазунова, B. A. Mоцарта, Ф. Шуберта, P. Шумана, Э. Грига, M. Pавеля, K. Дебюсси, Э. Шоссона, М. Регера, П. Xиндемита, P. Штрауса, Б. Бартока, И. Ф. Cтравинского и других композиторов, старинные романсы, русские народные и советские песни. Духовская – первая исполнительница песен «Полюшко-поле» Л. К. Книппера (1933) и «Орлёнок» В. А. Белого (1936). В её репертуар входили романсы советских композиторов (многие исполнила впервые): А. Н. Александрова, С. Н. Василенко, М. Ф. Гнесина, Р. М. Глиэра, Н. С. Голованова, Н. Я. Мясковского, С. С. Прокофьева, В. Я. Шебалина (посвятил певице романс «Казак») и др. В сотрудничестве с М. А. Бихтером подготовила ряд тематических программ: «Забытый романс», «Вечер русской песни», «Музыкальное творчество русской женщины», «Театральная музыка», «Истоки русского романса», «Истоки французского романса», «Музыка городских окраин прошлого», «Путь артиста в буржуазном обществе», «Утро детской песни» и др.
В 1947–1948 гг. преподавала в Казанской консерватории (доцент), в 1948–1957 гг. – в Музыкальном училище имени М. М. Ипполитова-Иванова.
Её муж – Борис Львович Бродянский (1902–1945), кинокритик, сценарист, фельетонист, заслуженный деятель искусств Белорусской ССР (1935).
Аудиозаписи
Записывалась на грампластинки в 1929–1939 гг. («Музтрест», «Грампласстрест», «Ленмузтрест»). Ранние записи (1929–1933) сделаны в ансамбле с М. А. Бихтером: «Колокольчик» А. Л. Гурилёва, «На заре ты её не буди» А. Е. Варламова, «Жаворонок» М. И. Глинки, «Мне грустно» А. С. Даргомыжского, «Песня про козликов» А. Г. Тер-Гевондяна, «Песнь цыганки» П. И. Чайковского, «Крысолов» С. В. Рахманинова, «Не искушай» М. И. Глинки, «Певец» и «Ночь» А. Г. Рубинштейна, русские народные песни «Подуй, подуй, непогодушка» (обработка М. А. Балакирева), «Колыбельная» (обработка А. К. Лядова), «Зима» (обработка А. Н. Александрова), «Я вечор млада», «Пойду ль я, выйду ль я», французская народная песня «Жанетта», «Старинная французская песенка», татарская народная песня «Мой конь устал».
Позднее записывалась с пианистами Б. Л. Жилинским, В. Б. Донато-Шульманом, С. О. Давыдовой, с неаполитанским ансамблем под управлением Н. Д. Розова, с оркестром Всесоюзного радиокомитета под управлением Л. П. Пятигорского. Среди записей: арии Периколы (одноимённая оперетта Ж. Оффенбаха) и Серполетты («Корневильские колокола» Р. Планкетта), песни «В углу», «Жук», «С куклой» М. П. Мусоргского (из вокального цикла «Детская»), «Дуют ветры» Р. М. Глиэра, «Болтунья» С. С. Прокофьева, «Колыбельная песня» и «Лунный вальс» (из кинофильма «Цирк») и «Лирическая песня» (из кинофильма «Волга-Волга») И. О. Дунаевского, песня «Соловей соловушко» Я. Е. Столяра (из кинофильма «Груня Корнакова»), «Партизанская песня» А. В. Мосолова, сюита детских песен на народные темы (музыка А. Н. Александрова), песни «Тройка» А. Н. Верстовского (обработка В. Б. Донато-Шульмана), «Вдоль по улице метелица метёт» А. Е. Варламова, русские народные песни «Гребешки», «Ты, раздолье моё» (обработка С. Н. Василенко), «Подуй» (рязанская протяжная песня, обработка М. А. Балакирева), песни «Обманщик» и «Неаполитанская серенада» В. де Мельо, неаполитанские песни «Роза», «Плясовая» (все – обработка Н. Д. Розова).